Они могли бы жить. Поздняченко Сергей Юрьевич

Поздняченко Сергей Юрьевич

1978 - 28.07.2014

с. Степановка, Шахтерский р-н



- Это было 28 июля 2014 года, когда националисты вступали в наше село, - рассказывает отец погибшего Сергея, учитель местной школы Юрий Викторович. – Они выгоняли ополченцев из села. Был сильный бой, свистели пули, рвались снаряды. Что мы могли сделать? Мы все прятались по подвалам.

Шел ожесточенный бой, по селу шли танки. Семья Поздняченко – муж, жена и сын – тоже, как и все местные жители,  находились в подвале летней кухни. И тут среди грохота разрыва снарядов услышали сильный треск, пошел запах дыма. Сергей не выдержал, выскочил из подвала и тут же закричал родителям, что горит их дом. Отец быстро выбрался на поверхность и увидел ужасающую картину: вооруженные военные бегали по дороге, огородам, улицам. Стоял страшный грохот. Зажигательный фугас попал в фундамент дома и тот загорелся. Вылетели все окна, двери. Растерянные хозяева дома метались в поисках воды и подручных инструментов, но тщетно. Не было возможности потушить огромное пламя. В считанные минуты от дома осталась только печная труба.

Все это время за летней кухней стояли два автомобиля – сына и отца. Практически ничего не соображая, Сергей во избежание их возгорания быстро сел в свою машину, выгнал  на улицу, под ореховое дерево, выскочил из нее и хотел возвращаться за второй машиной.  Рядом проезжал украинский танк, наверху которого сидел укросолдат. Он автоматной очередью прошелся по стеклу машины и зацепил мирного жителя. В шоковом состоянии Сергей направился к танку, в это время к нему уже подбегали родители. Увидев ранение на левом предплечье Сергея, Юрий Викторович определил, что сквозная рана руки не страшна. Другой раны он в панике не заметил. Раненый Сергей только и мог шептать: «Помогите». На вопрос отца: «Что же вы наделали?», укросолдат сказал, что ошибся. Думал, это сепаратист.

- Какой он сепаратист - в шортах и майке? Мы картошку копали в огороде. Жара стояла, - плачет Юрий Викторович. Около пяти минут жил Сергей, все время пытаясь приподнять голову. Но так ничего и не смог сказать. Только потом мы увидели рану в области сердца.

Сергей закончил 11 классов местной школы, в Шахтерске выучился на сварщика, тракториста, служил во Львове в армии. Вся семья разговаривала на украинском языке. Им невдомек было, что это за война такая, когда украинцы идут войной на своих же. Видели и слышали о боях в Славянске, но что война придет в их село, и мысли не было.

Сергею было 36 лет. Собирался жениться на девушке из своего села. Работал в Торезе на обогатительной фабрике при шахте «Северная». В последнюю неделю работа на шахте была приостановлена. Но там произошли некоторые изменения, и рабочих на неделю отпустили в бесплатный отпуск. 28 августа надо было выходить на работу, но там произошли некоторые изменения и рабочим дали снова отбой, предупредив, что с 1 августа работа возобновляется. Оставшись дома, Сергей с родителями занимались огородом, как вдруг на село пошли танки.

- По селу стояло стрельбище – волосы дыбом поднимались, - рассказывает отец погибшего. – Надо сына хоронить, а выйти за пределы двора невозможно. Пришли соседи, родственники, помогли выкопать могилу в огороде между калиной и лещиной. А в это время ему позвонили с работы, пригласили выходить из отпуска. Одевать покойного было не во что: всё сгорело вместе с домом. Снова помогли соседи: принесли обувь, одежду, укутали в простыню, полиэтиленовую пленку. Так и похоронили в конце огорода.

Только 23 сентября 2014 года в селе Степановка смогли перезахоронить всех погибших на кладбище. В этот день хоронили девять человек. Процедурой перезахоронения односельчан и своего сына занимался местный учитель Юрий Викторович  Поздняченко.

Юрий Викторович с ужасом вспоминает, как две семьи прятались в подвале,  и тут к ним вломились укронацисты и заставили покинуть подвал и бежать подальше,  начинается сильный бой. Валентина Филимоновна Перепелица (работник почты), ее дочь и внук, Чирка Наталья и Владимир (соседи), побежали в сторону реки. Им в спину стреляли украинские солдаты. Ранили  только молодую женщину, дочь Валентины Филимоновны, остальных расстреляли.

12  мирных жителей села погибли от рук украинских «освободителей».
Чудом остались в живых Юрий Викторович с женой. Без сына смысла в жизни не видели. Часто просто сидели на скамейке у обгорелого забора.  Однажды один из укросолдат начал бить прикладом престарелых людей в грудь, крича, что они являются наводчиками. Спрашивал, почему сидят на улице, на скамейке, не обращая внимания на то, что у людей больше нет дома, осталась полуразрушенная кухня и скамейка за двором…

- Я каждый день разговариваю с сыном возле калины, - плачет горем убитый мужчина.

 – Я желаю украинскому правительству, чтобы они мучились так же, как я без сына.


Ирина Горбань
Проект Министерства информации ДНР "Трибунал"


Рецензии