Одна отцовская фраза

                «Коммунистическая партия Советского Союза – есть боевой
                испытанный авангард советского народа, объединяющий на
                добровольных началах передовую, наиболее сознательную
                часть рабочего класса, колхозного крестьянства и
                интеллигенции СССР.
                ...
                Нерушимый закон жизни КПСС – идейное и организационное
                единство, монолитность её рядов, высокая сознательная
                дисциплина всех коммунистов».

                [Из Устава Коммунистической партии Советского Союза,
                утверждённого XXII съездом КПСС]



Случилось это в теперь уже далёкие восьмидесятые.

Помню, пришёл я только что с работы домой. Телевизор в доме был включен, и я, усевшись по центру дивана, устремил свой взор на его экран. Диван стоял вдоль дальней от окна короткой стены комнаты, телевизор же располагался в правом углу комнаты у противоположной стены, как раз там, где был оконно-балконный проём. По «телику» шёл интересный военный фильм про советских разведчиков, разыскивавших где-то в горной местности, в её лесах, хорошо замаскированный фашистами подземный завод. Там немцы изготавливали знаменитое «оружие возмездия» – ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2, которыми войска вермахта в конце войны пытались стереть с лица земли столицу Великобритании Лондон.

Справа от меня в комнате вдоль её длинной стены стоял секретер. С левой стороны у секретера была широкая откидная дверца, часто используемая отцом как письменный стол для работы. Вот и тогда отец, одетый в синие трикотажные тренировочные брюки и тёмно-голубую нательную майку-безрукавку, сидел за этим столиком и писал своим мелким красивым почерком конспект своей очередной лекции. Эти лекции он, в качестве преподавателя, проводил в так называемом вечернем институте марксизма-ленинизма, организованном на предприятии, в котором он трудился. Это было его партийным поручением, он вовсе не был штатным преподавателем, а являлся инженерно-техническим работником завода – главным энергетиком одного из основных цехов предприятия, входившего в состав знаменитого в то время министерства среднего машиностроения. Нужно сказать, что весь город либо знал, либо догадывался, что же является основной продукцией этого завода, носившего простое название «почтовый ящик» с определённым порядковым номером. Но никто в разговорах, кроме как «почтовым ящиком», завод не называл, понимая, что в противном случае можно «влипнуть» в не совсем хорошую историю. Правда, иногда можно было услышать из уст жителей, что само министерство этого самого среднего машиностроения с издёвкой называли «ядрёным». Но это случалось весьма редко.

Отец, надев свои «дальнозоркие» очки, сидел, повернувшись ко мне правым боком. Его спина была для меня своего рода правой границей для моего взора, устремлённого на экран телевизора.

На экране развивались захватывающие события. Там вдруг в горе зашевелились камни, и огромная каменная стена вместе с растущими на ней деревьями стала медленно подниматься вверх, освобождая вход в просторный освещённый тоннель. Изнутри наружу выехал тяжёлый грузовик, в кузове которого восседали гитлеровские солдаты. Я вдруг узнал в контурах фашистского грузовика обычный советский грузовик КрАЗ-257, поэтому возмущенно хмыкнул, ругая про себя режиссёра фильма, который не соизволил хотя бы каким-то образом закамуфлировать эту современную машину под грузовик того времени.

Отец тут же отреагировал на моё возмущение по-своему. Он вдруг повернулся в мою сторону, полностью закрыв мне своим повёрнутым торсом экран телевизора, спустил на кончик носа очки, и, пристально глядя в моё лицо своими голубыми глазами поверх стёкол, вдруг серьёзно и отчётливо сказал мне:

– Сын! Никогда не вступай в партию!

Я, в момент, когда отец загородил мне телевизор, инстинктивно отклонился влево, чтобы продолжать просмотр фильма, а потому не сразу «врубился», что же мне сказал отец. Но отец, высказав свою мысль, замолчал, поправил очки на носу, вновь повернулся ко мне боком и продолжил писать конспект, листая при этом книжный томик в ярком переплёте.

Грузовик КрАЗ-257 в фильме про фашистов вдруг стал совсем мне неинтересен. До меня постепенно стало доходить то, что сказал мне отец в той короткой фразе. Эти слова вновь и вновь зазвучали у меня в голове. А мой взор с телевизора вдруг переключился на книжные полки секретера. За стеклянными «задвижками» полок стояли тома полных собраний сочинений Александра Пушкина, Максима Горького, Алексея Толстого, Константина Станюковича, Михаила Шолохова, Артура Конан Дойла. Книг было много. Ими зачитывались все – и отец, и мой старший брат, и я. Я вдруг понял, каким литературным богатством снабдил нашу семью отец, выписывая и выкупая эти собрания сочинений. Я смотрел на четыре огромных полки секретера, заполненных книгами знаменитых писателей. Лишь в правом нижнем углу книжного хранилища зияло пустующее место от изъятого оттуда отцом томика. Там стояло пять из шести томов издания в ярких разноцветных переплётах. Это издание называлось «Воспоминания о В.И. Ленине». Когда эти книги стали появляться в доме, я пролистывал их и просматривал имеющиеся в них фотографии и иллюстрации. Никакого другого интереса книги у меня так и не вызвали, читать их попросту не хотелось. Интерес они вызывали только у отца, ведь это были те самые его «рабочие» книги, из которых он выбирал материалы для своих «партийно-порученческих» лекций.

Услышав и осознав фразу отца, я вдруг отчётливо для себя понял, ЧТО и ПОЧЕМУ интересовало отца в этих книгах, и как далеко на самом деле находится отец от содержания этих книг, несмотря на то, что листает страницы этого издания весьма часто, готовясь к лекциям, чтобы выполнить своё партийное поручение.




С тех пор, когда отец произнёс ту памятную фразу, «утекло» много времени. Я так и не вступил в партию, хотя не раз мне предлагали, и даже требовали вступить в неё. Но для меня невозможно было забыть то, ЧТО было сказано тогда отцом, а также то, КАК это было сказано...




январь 2018 г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.