Призовая охота

     В не такие уж и далекие времена за активную работу секции дратхааров, за победы в межрегиональных состязаниях легавых собак, нам удавалось получить в МСО МООиР призовую лицензию на загонную охоту на кабана в одно из охотхозяйств общества. В тот год жребий выпал на Озеры – хозяйство на юге Московской области.
       Бесчисленные телефонные звонки, бесконечные согласования, определение состава команды. Наконец все позади. Есть и команда, определено место встречи, фамилия егеря и день проведения охоты. В условленный предрассветный час наша команда в составе десятка охотников и пары собак на перекрестке дорог в красивом поселке на берегу реки Ока. Егерь на месте, с ним два помощника. Знакомимся, расписываемся в журнале за технику безопасности, оформляем и остальные необходимые документы. Тем временем подъезжают машины с загонщиками. Короткое совещание, и загонщики на двух машинах отправляются в разные стороны обрезать кабанов. Понятие «обрезать» совершенно не связано с какими-либо действиями по укорачиванию чего либо, просто по следам на снегу необходимо определить место дневки стада.
     Образовавшуюся паузу заполняем охотничьими байками, разглядыванием окрестностей. Зима в полном разгаре. Ока замерзла, снег, правда неглубокий, так сантиметров 15, тщательно укрыл промерзшую землю. Ходить будет несложно, отмечаю про себя.  Размытое желтое пятно зимнего солнца все смелее освещает прибрежные заросли, заставляя осевший на ветвях иней сверкать всеми цветами радуги. Белесые дымы от топящихся печей в поселковых домах вначале поднимаются строго вертикально, и лишь на высоте 10-15 метров синхронно клонятся в сторону небольшого ветерка. Красотища!
      Так бы и смотрел не отрываясь, благо пауза затягивается. Но нет. Одна за другой подкатывают обе машины с егерями. Машин две и докладов два. Первый: совсем недалеко, километрах в трех-четырех, след здоровенного секача вошел в небольшой, не более километра длинной, прибрежный лесок, а выхода нет. Второй: приличное, голов десять, стадо зверей, покормившись ночью на скошенном кукурузном массиве, перешло через шоссе, и полем, заросшем высоченным бурьяном, направилось к лесу. Обрезать по дороге, идущей вдоль леса не удалось-накануне на мостике через незамерзающий ручей провалился трактор, и проехать там сейчас невозможно, пешком же идти около полутора километров. Так что загон остался не закрыт.
     Совещание было не долгим. В одном случае незакрытый загон, и неизвестно, остались звери дневать на бурьянном поле, или прошли его насквозь и скрылись в лесу. А в другом-недалеко(!), небольшой лесок(!), выходного следа нет(!), здоровенный (!) секач(!).Куча восклицательных знаков моментально перевесила вариант со стадом, и уже через пару минут кавалькада разномастных разноцветных внедорожников, размахивая дымными хвостами выхлопов, бодро помчалась вверх по зимнему проселку.
     А теперь главная часть охоты. «Небольшой» лесок оказался поросшим редкими деревьями окским склоном с углом падения минимум градусов семьдесят пять, ну никак не менее семидесяти. При этом под ногами мощный ковер из мороженных листьев, прикрытый пушистым свежим снежком. Мне, как владельцу прекрасного дратхаара, досталось место в самом центре цепочки загонщиков, то есть в самой средине речного склона. По команде двинулись вперед. Цепляясь за ветви редких кустиков, рискованно перебегая от одного ствола дерева до другого, я, постоянно поскальзываясь, перемещался вдоль склона. Как на зло, в мозгу зазвучала любимая песня Эдуарда Хиля. «Альпинистская» называется. С такими строками в ней: «Ты на пятой точке съехал, как лавина, сверху вниз, над тобой смеется эхо»… Может эхо и было, но я его не слышал, когда раз пять проделывал лавинный путь на пресловутой « пятой» точке. Сдвигая перед собой кучу промерзших листьев, с залепленными снегом глазами, ноздрями и ушами, потеряв шапку, судорожно цепляясь за ветви кустарников, при этом стараясь не разбить ружье о пролетающие рядом деревья мое семипудовое, а с амуницией и восьми, раз за разом проделывало этот полу падение -  полу полет. Маневрируя пресловутой «точкой» в конце концов удавалось упереться ногами в одно из редких деревьев или уцепиться свободной левой рукой за прочный корень какого-либо кустарника. Затем нужно было встать, и, попутно подобрав слетевшую шапку, вернуться в строй загонщиков. Излишне говорить, что буквально через сотню метров такого пути я был мокрый, как суслик. Для тех, кто не в курсе. Один из способов охоты на сусликов – выливание их из нор водой. Потому-то и суслик мокрый.
Наконец злополучный склон пройден. Уже видны лица и фигуры стрелков, а кабана так и нет. Короткий разбор полет, оказывается он спустился на лед Оки, и, пройдя кромкой прибрежных кустов, отправился на другой берег. А тем, кому было положено завершить оклад, поленились продраться сквозь кусты до льда и прозевали выход кабана. Поступило предложение проделать им наш путь по этому склону, но оно было отвергнуто – цигель, цигель, ай лю-лю. Короток зимний день, как -  нибудь потом сочтемся, а теперь быстрее ко второму варианту охоты.
      Ранее упомянутое бурьянное поле с одной стороны было ограничено шоссе, с другой лесом, а с боков двумя глубокими, заросшими кустарником оврагами. Стрелков расставили вдоль леса, а загонщики двинулись от шоссе. Мне на этот раз достался маршрут по верхнему краю левого оврага. Перед началом движения егерь, заметив в моих руках старую добрую «тозовку», посетовал, что часто поднятые на поле звери, перескакивают овраг метрах в восьмидесяти-ста от крайнего загонщика и крайнего стрелкового номера и благополучно без потерь удирают. Вот бы карабин! Карабин? Нет проблем! Открываю багажник машины и достаю кейс, с заранее записанным в ведомость оружия, надежным бельгийским полуавтоматом BAR-2. Увидев эту машинку, егерь заметно повеселел. Дело будет!
     По сигналу двинулись. Какая красота такой загон! Иду верхней кромкой оврага, мне прекрасно видно, как любимый дратхаарчелночит склоны оврага, тщательно обыскивая кусты и небольшие островки камыша. Глядя на него, я твердо знаю, что ни один кабан не сумеет от стояться в чащобе, чутьистая континентальная легавая никогда не предоставит ему такого удовольствия.
      Так прошли две трети загона. Ни взволнованных криков загонщиков, ни лая собак. Тишина! Как всегда, внезапно, загремели выстрелы. Да не один, а сразу целая очередь из четырех. Мой, не до конца воспитанный кобель, в мгновение ока оказался на противоположной стороне оврага и скрылся в бурьяне. Несколько томительных мгновений и тишину взрывает мощный голос моего Кайзера. Громкий лай иногда переходит на визг, значит работает плотно, контактно. И точно. Край бурьяна распахивается, и передо мной во всей своей красе предстает трех-четырехлетний кабан. И тут же, буквально на хвосте у него, пес. Зверь бросается вниз по склону, кобель не отстает. Эта сладкая парочка синхронно перепрыгивает лежащие на пути стволы деревьев, почти высохшее русло ручья, и в оптику прицела отлично видно поочередно мелькающие головы и спины зверя и собаки. И бегут они точно на меня. Стрелять невозможно, обязательно в кобеля попадешь. Этого мне только не хватало! Я даже карабин опустил. А до идущего головным секача остается тридцать, двадцать, пятнадцать метров….
       Резко взмахиваю слева направо стволом карабина, и, сопровождая это голосовой командой: «Пошел ты на …» указываю, куда следует бежать кабану. Тот послушно сворачивает в указанном направлении и продолжает свой бег в полу угон от меня. Ловлю его бок в перекрестье прицела, небольшая поводка, выстрел, и 338-й Win.Magкалибр и 14,9-граммовая пуля NormaOryx сделали свое дело быстро и четко. Секунду назад, стремительно мчащийся по склону зверь, перекувыркнувшись пару раз, замер на снегу даже не шелохнувшись, не издав и пол хрюка. Тут же подоспел кобель. Только шерсть секача полетела в разные стороны. Не отгоняю, даю насладиться полной победой. Давай, давай пес. Молодец!
      Мои коллеги, охотники - легашатники часто упрекают меня за такие опасные охоты с классными легавыми собаками. Мол, неужели не жалко? Конечно жалко собаку, если попадет на клыки кабана. Полностью исключить такой ситуации невозможно, но чем лучше натаскан пес, тем больше у него шансов избежать удара клыками. А сколько пользы на такой охоте от хорошей собаки. А сколько адреналина!

                Александр Косульников                г. Москва.


Рецензии