Венская сладкая греза

Венская сладкая греза
Сегодняшний день, первый день нового года, начался у меня венскими впечатлениями, ими же и закончился. Всегда стараюсь смотреть традиционный новогодний концерт Венского филармонического оркестра, если не забываю. Сегодня забыла, но судьба не позволила пропустить. Включив телевизор, набрела на него случайно и почти вовремя, чтобы услышать ранее незнакомый мне вальс «Мария» Штрауса-отца и увидеть фильм о венском модерне, включая Густава Климта. А вечером смотрела повтор концерта…
В Вене я была несколько раз за последние десять лет. И всегда ходила там слушать Моцарта или Штрауса. В этом году поехала специально за музыкальными впечатлениями. И они были совершенно особенными. А еще я в этот раз впервые почувствовала, что Вена - это город, в котором мне хотелось бы жить или пожить. Такая у него удивительная музыкальная аура, и сам город полон чего-то совершенно чарующего. Хотя я, конечно, реалистка и понимаю, что быть и казаться - вещи разные, а также совсем не заблуждаюсь по части экономической стороны вопроса. Да и временами летом там слишком жарко. Но чувства иррациональны! И эта тяга возникла! Как когда-то меня манила Москва, где жили мои любимые бабушка с дедом... но я не жалею, что не бывала там дольше трех месяцев подряд. А сейчас просто радуюсь, что не воспользовалась ни одним поводом поселиться в столице!
По Европе я начала много путешествовать десять лет назад, хотя впервые побывала там в конце девяностых - в Будапеште и Братиславе (Болгария в 1973 году не в счёт). В Будапешт попала на стажировку в Соросовский университет, вокруг которого в прошедшем году было немало страстей из-за попыток его закрытия венгерскими властями. Тогда, пользуясь выдавшимся свободным днем, решила посмотреть и столицу Словакии. Подъезжая к Братиславе на рейсовом автобусе, удивилась, что я была, судя по указателю, всего в сорока километрах от австрийской столицы, и почему-то ощутила непонятную тоску, которая, правда, быстро прошла. А гуляя по удивительно прекрасному Будапешту, поражалась его красоте и необычайной величественности. «А что удивляться? Его строили как вторую столицу Австро-Венгрии!» – сказал мне кто-то из коллег по стажировке. Сходила я и в легендарный Будапештский оперный театр, по образу которого была построена позднее Одесская опера.
Возобновить поездки по европейским странам мне довелось лишь в 2008 году. К сегодняшнему дню я не была только в Греции, Исландии, Ирландии и Андорре. И Испанию видела только ту, что прилегает к Португалии. Но удивительно, какими бы великолепными мне ни казались города и страны, нигде я не почувствовала, что мне бы хотелось там жить. Хотя проснувшись в Лиссабоне, я сказала, выглянув в открытое окно квартиры знакомого моего племянника: «Здесь люди живут в раю!» В начале апреля было тепло, как летом, все цвело, в садах и на улицах – на деревьях висят лимоны, апельсины, мандарины. В Испании на берегу океана в небольшом курортном городке Исла Кристина я собирала огромные коричневые раковины, бродя босиком по воде, и только кашель удерживал меня от купания. В Голландии, которую мне показывал мой друг, на дюнах около Лейдена тоже было прекрасно, как и в Орденах около Маастрихта, где живут его родители. Но и там сердце не дрогнуло, жить мне там не хотелось. Все было по принципу: в гостях хорошо, а дома лучше. И только в Норвегии, куда я вырвалась на майские праздники (просто купила билет на самолет и поехала), у меня возникло желание побыть подольше в этой необыкновенной природе! Я тогда даже подумала, что согласилась бы поработать на ферме, лишь бы пропитаться впечатлениями от гор, фьордов, моря, водопадов, удивительных городов. Но и это желание прошло, не реализовавшись. А вот Австрия зацепила основательно. Впервые попала в Зальцбург вместе со своей хорошей знакомой, живущей в Мюнхене. Потом бывала проездом в Инсбруке. А лет пять-шесть назад довелось проехать по горным районам Австрии и там немного пожить, потом впервые попасть в Вену... Горы, покрытые лесами, типичные двухэтажные бело-коричневые домики с балконами и цветами, коровы с колокольчиками, скошенные лужайки на склонах, за что правительство платит крестьянам, чтобы сохранять традиционный альпийский пейзаж…
Дни, которые мы провели в столице Австрии, совпали с подготовкой к похоронам последнего отпрыска австрийского императорской дома Габсбургов. В завершающий день они и состоялись. Весь город вдруг словно превратился в сцену какого-то театрализованного представления. Кругом были люди в национальных костюмах, старинные повозки, запряженные лошадьми, прочие атрибуты национальной австрийской гордости и старины на фоне величественной архитектуры королевского комплекса Хофбург и других зданий центра города. А если к этому добавить Моцарта и Штрауса, которых в Вене исполняют в любом подходящем для этого зале, то очарование этого города удваивается. Город и страна, сохраняющие и оберегающие свои традиции… Чужая страна, чужие традиции, чужой город, но чем-то очень притягательный…


Рецензии