4. 4. Пролог русской философии

 Своеобразие русской философской мысли до монгольского нашествия определятся особой ролью православной церкви. Православие отвечало психологии русского народа,  принявшего христианские ценности, которое предлагало новый взгляд на человека: перед богом все равны, нет ни раба, ни господина. В период раннего средневековья  православная церковь сыграла определяющую роль не только в утверждении религиозного монотеистического сознания, но и в формировании централизованной государственности и новой культуры на Руси. Открывались первые христианские монастыри, школы, приюты, переводились труды Отцов церкви, жития святых и праведников, литургические тексты и другая религиозная литература. Философское мышление в наибольшей степени обнаруживается в произведениях средневековой русской мысли до монгольского периода таких как «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть временных лет» летописца Нестора.
Основными темами летописей 13 века являлись события монголо-татарского нашествия. Значительная часть русских земель попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия Батыя. Почти 250 лет (с 1243 г. по 1480 г.) продолжалось татаро-монгольское иго. Наиболее гибкую политику взаимоотношений с монголами проводил князь Александр Невский. По оценке одного из основателей евразийского движения Г.В. Вернадского, Александр Невский совершил два подвига – «подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке». Александр Невский, заключив мирный договор, выплачивал дань монголам и тем самым обезопасил от раззора, а затем остановил и окончательно изгнал крестоносцев и литовцев из русских земель. Евразийцы пытались найти  положительное влияние столь длительного взаимодействия между народами Евразии. Один из основателей евразийства  Н.С. Трубецкой  в работе «Общеевразийский национализм» подчеркивает, что «Между народами Евразии постоянно существовали и легко устанавливаются отношения некоторого братания, предполагающие существование подсознательных притяжений и симпатий» . Позже эти симпатии Л.Н. Гумилев назовет комплиментарностью.

Исихазм – широко распространенное в Византии восточно-христианское (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля. Начиная с XIV века стал неотъемлемым элементом традиции русского православия. Исихазм оказал влияние на мистические настроения в мире ислама, окружавшем Византию начиная с VII века. Это влияние хорошо видно в таких мусульманских мистических движениях, как суфизм (дервишество). А благодаря тесным (хотя, зачастую, недружественным) контактам между мусульманскими халифатами и югом Западной Европы суфийская традиция отразилась на формировании католического мистицизма, ярким представителем которого был Франциск Ассизский (1182 – 1226). Таким образом, мусульманский мир сыграл роль своего рода «моста», связующего две в то время достаточно отдаленные ветви христианства – русское православие и западноевропейский католицизм.

Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей; 3.5.1314 г. — 25.9. 1392 г.) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).Запретив просить подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
С начала 1370-х годов положение обители меняется: около 1374 года умерла вдова Ивана Калиты княгиня Ульяна, в удел которой входил монастырь, и Радонеж отошёл князю Владимиру Андреевичу, став его «вотчиной».[15] С этого времени князь Владимир часто посещает монастырь, организует снабжение его всем необходимым (ранее инокам нередко приходилось голодать).
Освобождение земли русской началось с того, что Мамай пообещал князю Дмитрию Московскому и некоторым его боярам устроить их личные дела, в том числе, молодому князю Дмитрию выдать ярлык на великое княжение в обмен на предоставление концессий. Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, то Московское княжество стало бы торговой колонией генуэзцев. И хотя многим предложение показалось выгодным, Преподобный Сергий Радонежский заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех». Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексий. В результате Москва отвергла предложение Мамая и генуэзцев и тем самым перешла от союза с Мамаем к вольному или невольному союзу с законным наследником ханов Золотой Орды — Тохтамышем.
Куликовской битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься». Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь.
Классика русского исихазма – рублевский образ Святой Троицы. Это вершина творчества Андрея Рублева.
Андре;й Рублёв (около 1360[3] — 17.10.1428) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Рублев не просто художник, он монах, он последователь созерцательной школы Сергия Радонежского, отсюда его особенности как творца-практика. В образе Троицы – сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взглядах святых ликов. Три кротких ангела легкими склонениями голов, легкими движениями рук предвещают будущую судьбу мира. Они предвидят печали, жертвы, крестный путь, но это находит высшее разрешение в умиротворенной гармонии.  «Образы Андрея Рублева это, если можно так сказать, русский вариант исихазма, соединивший общие духовные законы с русской ментальностью» .


Рецензии