Чёрный ангел Теона

    Несколько лет назад все нищие внезапно потянулись в Теон – небольшой промышленный городок, который вот-вот станет новым восточным районом мексиканской столицы. Они приезжают сюда буквально на несколько дней – чтобы встретиться с чёрным ангелом. Все приезжают, но никто так и не знает, где конкретно его нужно искать.
    Тем не менее, они находят его, после чего сразу же покидают Теон. Не делясь рассказами об ангеле; не хвастаясь встречей и не проклиная её; молча, ничего не объясняя. Даже те, которые клялись последней рубахой рассказать о нём всё, предпочитают выбросить её, будь на улице снег или дождь.
    Говорят, что есть особый переулок, на котором происходит эта встреча, поэтому все нуждающиеся растекаются серой безвольной массой по городку, забиваясь во все углы. Но никто не может подтвердить это или опровергнуть. В итоге ангел сам находит каждого в определённом месте и в определённое время, избегая любых свидетелей.
    Фелипе Сантьяго, сорокалетний метис, лишился своего скромного имущества из-за долгов перед банком. Всё бы ничего, но заинтересованность строительной компании на его участок повлияла на прибыльность его мелкого бизнеса, доходом из которого он собирался рассчитаться перед банком. К тому же, произошло это в самое холодное время года, что усилило резкость его падения на социальной лестнице.
    Можно многое рассказать о том, что он предпринимал, чтобы изменить своё положение, о чём думал, на кого надеялся, кого ненавидел, с кем общался, и как, в конце концов, просто воспринял свою судьбу. Но сейчас он сидел на куске картона, укрывшись найденным дырявым покрывалом, пряча своё замёрзшее тело от порывов мокрого воздуха. Он пытался думать только о предстоящей встрече, но мысли о прошлом, словно насекомые, без разрешения вторгались в его голову. Его первоначальный долг был совсем необременительным, и если бы он внял бы голосу своего рассудка, то вышел бы из ситуации без особых потерь...
    От этого в один момент ему захотелось завыть, уподобляясь бездомной собаке, но сразу обрубил свой порыв, боясь привлечь внимание кого-нибудь из местных жителей – здесь, он знал, многие забавляются тем, что стреляют по бездомным собакам. А в последнее время бывали случаи нападения и на нищих.
    Сантьяго решил привстать, чтобы осмотреться, нет ли никого поблизости, чтобы справить нужду на дерево, росшее прямо на границе чьего-то заднего двора. Казалось, оно действительно вросло в металлическую сетку, но слабый свет от дальнего фонаря, единственного рабочего в переулке, не позволял убедиться ему в собственных догадках.
    Только он повернулся от дерева, заправляя рубашку в штаны, как увидел вспышку, больше похожую на усиление интенсивности вечерних красок, чем на появление каких-то новых, так что сначала он даже не поверил своим глазам. Это был ангел, и он появился словно ниоткуда, прямо из сумерек. По ногам Сантьяго пробежала лёгкая прохладная дрожь. Он представил, как сейчас ангел протянет ему руку, окажет помощь, как наверняка оказывал всем остальным.
    Но внезапно он понял, что, должно быть, ангел всё видел, или, по крайней мере, знает, что только что произошло. Он не захочет пожимать его руку – руку нищего, оборванного метиса, к тому же грязную. На лице Сантьяго блеснула молния стыда. Дальний красный свет от фар грузовика, раздробленный сотней ветвей и других предметов, попавших под его упрямые лучи, только укрепил впечатление.
    И ангел, словно отвечая ситуации, не подошёл ни на шаг. Взгляд его был таким холодным, что, казалось, он смотрит сквозь замёрзшее тело Сантьяго, а не на него самого.
    - Спасибо, господь, спасибо, Дева… - упал метис на колени.
    - Встань, господь здесь ни при чём, - сразу отрезал ангел.
    - Но как?... – спросил он, поддаваясь первым ноткам страха.
    - Всё, что он мог тебе дать, он уже дал.
    Сантьяго сдержал себя от рыданий. Ему показалось, что он прогневил ангела.
    - Я знаю, кто ты, - с мольбой в глазах продолжил Сантьяго. Он поднялся, сделал шаг навстречу, но на втором остановился. – Ты пришёл… мне помочь? – закончил он своё утверждение вопросом.
    - Можно и так сказать, - ухмыльнулся ангел, продолжаясь стоять на месте.
    Только сейчас Сантьяго обратил внимание, что ангел не был в сияющих одеждах, у него не было нимба над головой и ещё многих других вещей, которые раньше представлялись метису обязательными атрибутами небесных жителей. Ещё мгновение, и в его мыслях проскользнула мышь сомнения: ангел ли это вообще – не посланник ли сил зла?...
    - Прошу тебя, не трогай меня, - сказал Сантьяго умоляющим голосом.
    - Распространённое заблуждение, - ответил ангел.
    - Ты читаешь мои мысли? – спросил метис, оглядываясь по сторонам.
    - Возможно, - прозвучал сухой ответ. – И не надо искать пути ухода.
    Сантьяго слышал его слова через одно, поскольку в его ушах начала стучать кровь. Ангел замолчал на несколько секунд, чтобы метис пришёл в себя. Наконец, он начал свою главную речь:
    - Ты думал, Фелипе, что я помогаю всем и поэтому помогу тебе? Ты глубоко ошибаешься. Я вообще никому не помогаю и не испытываю сочувствия, поэтому ещё ни разу не подошёл и не протянул кому-либо своей руки. А не по той причине, которую ты себе вообразил.
    Метис нашёл в себе смелость задать вопрос:
    - Но встреча с тобой изменяла их жизни. Значит, изменит и мою?
    - Откуда ты знаешь, что в них изменилось? Да, они толпами приходят сюда, а потом толпами уходят. Но ведь никто ещё так и не сказал, чем я им помог. Потому что я никому не помогаю – я предоставляю человека самому себе. Я говорю ему правду, говорю, что он делал в своей жизни, пока он не поймёт, что раз он сам довёл себя до такого состояния, только он сам и сможет себя вытащить из него.
    Сантьяго хотел задать ещё вопрос, но ангел не дал ему сказать ни слова. Он начал беспощадно и методично припоминать ему все обстоятельства его жизни. Из самого далёкого детства до момента, когда метис решил приехать на товарном вагоне в Теон, чтобы быть спасённым каким-то чудесным способом.
    - Ты жалел себя, уподобляясь беззубым старухам. Тебе неприятно это слышать, я вижу. Ты можешь поблагодарить меня, а можешь начать проклинать. Как бы то ни было, но ты встанешь на свои ноги и уйдёшь отсюда прочь без чьей-либо помощи. Это будут первые шаги твоей новой жизни.
    Зубы Сантьяго скрипели от злости, а руки были сжаты в кулаки, но он понимал, что слова ангела справедливы до последней буквы, до последней интонации в голосе, даже до упрямства взгляда его тёмно-золотых глаз.
    После такого нельзя не уйти – и Сантьяго, как и многие другие, ушёл. Многие плевались после такой встречи, но всё же меняли себя. Другие уходили, совершенно не изменившись, считая, что были обмануты. Они не понимали, что обманули сами себя. Но никто не отваживался рассказать о встрече с ангелом, тем более – о её подробностях. Поэтому одни покидали Теон, а другие дальше тянулись в него.
    А ангел продолжать делать чёрную работу. Не каждый в силах справиться с такой трудной вещью, как позволить другим вытаскивать себя из ямы самостоятельно. Только так ангел мог выполнять свою задачу настоящей помощи людям.

02.01.2018, Москва


Рецензии