Манифест антиколорирования

Уподобившись многим направлениям, которые причисляют к эпохе современного искусства, я решил написать манифест новому виду изобразительного искусства. Точнее здесь стоит сделать оговорку, не то чтобы это нечто принципиально новое, то, что вы доселе никогда и нигде не встречали. Нет, определенно, вы с этим сталкивались, и далеко не один раз. Но вы никогда не смотрели на то, о чем я здесь расскажу, с такой точки зрения.

Я не стану перечислять те направления, которые заявляли о себе с помощью манифестов, главное, что вам нужно знать о них – это то, что каждое пыталось изменить представление об искусстве и о мире, в каждом содержалась философия, стремящяяся переплюнуть предыдущее крупное направление, не уничтожить, но развить, переработать идеи и дать новую почву для размышление, это же хочу сделать и я. Но в моем случае придется сделать несколько шагов назад, чтобы понять идею.

Начнем постепенно, с того, как же я пришел к этой идее. Правила. Всю жизнь, всегда, любое учение или же изучение навязывает нам те или иные правила. И это не может не раздражать. Делай так, а не иначе и все будет замечательно. Но революционные идеи – это изменение правил (не то чтобы я считаю свою идею революционной, но правила я попытаюсь изменить).

И такими изменениями руководствовались именно направления изобразительного искусства. Если немного конкретизировать – этим занимались направления абстрактного искусства. Супрематизм, неопластицизм и асбтрактный экспрессионизм – отказались от конкретных образов, оставив квадраты, полосы, брызги красок и цвета. И цвета – это то, что лежит в основе, придуманного мной направления.

Супрематизм использовал однородные цвета, зачастую там был вообще один цвет, не считая цвета холста, как то было в работах Казимира Малевича с его квадратами, крестами и кругами. Неопластицизм оперировал тремя основными цветами – красным, желтым и синим с использованием все так же белого холста и черных разделительных линий (сейчас я описываю работы Пита Мондриана, имя которого немного позже возникнет опять). А что касается абстрактного экспрессионизма – цвета не лежали в его основе, не смотря на то, что на холстах всегда было большое количество разных цветов, основой его была экспрессивная-импульсивная манера создания. Не смотря на то, что цвета все же не всегда подбирались так, чтобы создать приятное сочетание, не в них было дело. Вот это тот самый шаг назад, который необходимо было совершить. Главное что необходимо вынести из этого краткого экскурса – то, что абстрактное искусство отказалось от изображения конкретных сюжетов и образов, и это его главная заслуга, оно сломало правила.

Но если касаться неопластицизма – он сохранил одно правило неприкосновенным – сочетание цвета. Картины этого направления невероятно эстетичны и элегантны. И, создавая свое направление, я шел от противного, взяв за основу, прежде всего, именно любимый мной неопластицизм и исковеркал его, извратив собственным неумением.

Изучая какие то очередные правила, я с трудом соображал у меня ничего не получалось, и меня это взбесило настолько, что я предался раздумьям о том, почему же я должен следовать тому, что не понимаю. И тут меня осенило - эти эмоции можно достаточно просто передать с помощью визуального искусства, которое покажет наиболее наглядно мое неумение и нежелание следовать правилам.

Вернемся еще немного назад, в мое детство. Играя в различные видеоигры, часто сталкиваешься с различными редакторами персонажей или какого либо транспорта. И их частью является подбор цвета. С чем у меня возникали трудности, все мои попытки приводили к неказистому аляповатому виду, что не могло не огорчать. И в тот день, когда я придумал свое направление, я подумал, что это не я один страдаю от подобного. Более того, немного поразмыслив, я понял, что нас часто окружает продукт людей, которые не умеют сочетать цвета.

Вспомните вывески, баннеры, листовки, штендеры и многие другие виды рекламной продукции, которые окружают нас в повседневной жизни (то о чем я уже говорил, вы сталкивались с этим явлением, но не обращали на него внимания). Среди них нередко можно встретить, то что выглядит непритягательно, неэстетично и в высшей степени дешево. Такое впечатление создают в том числе и выбранные дизайнерами цвета. Но если в рекламе такая картина не вызывает ничего кроме желания выбросить пресловутую листовку, то в искусстве это может заставить о чем нибудь задуматься.

Так и родилось в моем сознание новое направление, которому я выбрал название – антиколорирование. Ужасное название, не правда ли? Да именно так, и мне кажется оно как нельзя лучше отражает суть. Оно неказистое, грубое и неудобнопроизносимое. Более того его этимология и семантика оставляют желать лучшего. Слово колорирование – означает процесс покраски, а приставка «анти» означает противоположность. По сему выходит, что «антиколорирование» можно расшифровать примерно как нераскаршивание. Что не совсем верно с точки зрения логики, но верно с точки зрения эмоций.

Почему же так? Я долго и нудно подвожу к главной идее, но мне хочется, что бы вы поняли, что это не просто импульсивный жест, а желание выразить определенную идею. Антиколорирование ни разу не эстетичный вид искусства, я не думаю, что он станет чем-то глобальным или же что о нем узнают многие, потому что это крайне специфичная вещь. Итак в основе этого направление отход от последнего оплота изобразительного искусства – сочетания цветов. Антиколорирование – это сочетание несочетаемых цветов, использование некрасивых, неприятных или даже «вырвиглазных» сочетаний цвета. Постмодернистский подход во всей его красе, переосмысление и разрушение, дабы создать нечто новое. Но какие эмоции можно выразить таким образом? Страх, отчаяние, неумение, боль. То что вызывает в вас раздражение. Будь то неудачи, в каком либо деле или же невозможность и трудность что-то понять и сделать. Мне хочется, чтобы те люди, которые думают, что не могут ничего создать, знали что могут выразить свои тревоги в искусстве, не имея при этом специфических навыков. Более того отсутствие навыков тут даже на руку. Не будучи затуманенными разными правилами сочетания цветов каждый может создать, то, что впишется органично в антиколорирование.

Яркие и аляповатые картины, выражающие спектр тревожных эмоций – это как некая терапия для творца, когда нужно отвлечься и найти отдушину. Вот что такое антиколорирование.

Несмотря на то, что отказ от сочетания цветов исходит из отказа от использования форм и образов я не считаю, что картины антиколорирования должны быть обязательно без сюжетов и образов. Тут скорее на усмотрение художника.

В качестве наглядного примера я попытался сделать два образца и даже показал, какие сегменты цветового круга были использованы. Если обратить на них внимание, то можно заметить, что схемы эти не существуют в традиционной теория сочетания цвета. Сломать схемы – вот еще одна идея антиколорирования. На первом изображении, между тем, присутствуют 2 цвета из основного спектра – а именно красный и синий. Но учитывая дополняющие их другие цвета – все изображение в целом вызывает неприятные ощущения. Тут кстати я решил за основу взять композицонные идеи Пита Мондриана, это своеобразный реверанс к тому, что во многом благодаря его влиянию, родилась эта идея.

В какой форме должно существовать это направление, если оно совсем отходит от канонов, должно ли оно тогда быть только в цифре. Опять-таки на усмотрение художника. Цифровое искусство ныне очень плотно вошло в нашу жизнь и будут ли картины антиколорирования в цифре или на холсте, бумаге, асфальте, стекле, да где угодно – роли не играет.

Вся эта несерьезность, несочетаемость и отражаются в название, которое не подходит направлению напрямую, но косвенно отражает его сущность. Более того даже сам текст создавался без плана скорее потоком сознания, отчего вышел скорее всего тоже очень неровным.

Не знаю, станет ли это направление известным, станут ли его кто-нибудь и где-нибудь обсуждать. Быть может нечто подобное тому, что я здесь описал уже придумано и успешно или же не успешно существует. А может быть антиколорированию так и суждено навсегда остаться в одном тексте и паре образцов.


Рецензии