История покинутой деревни!

     Деревня Печная Cельга (Pacut), находится в Карелии. По одной из версий названа она так, потому что в этой деревне гнали деготь и смолу в особых печах.
Сведения о деревне Печная Сельга зафиксированы в документах Олонецкого уезда, Олонецкой губернии от 1873 года. Жителей в то время было: мужского пола 34, женского — 37. Всего 71 человек, жили они по 9 дворам. "По национальности все жители карелы».
    В Печной Сельге карелы обживались по такому-же образцу, как и в Финляндии, в ее состав входили 3-4 хутора. Первый хутор, так и называласся Pаcyt, у второго хутора (в 1-1,5 км от первой), на берегу озера Омаяярви, судя по карте 1903 года, было название Вдовина(о).
     В Печной Сельге у карел фамилии в своё время были записаны на русский манер и с добавкой окончания «-ов», «-ова». Здесь жили Захаровы, Андреевы, Ефремовы. Только фамилии Туттаревых и Аник(к)иевых образованы на основе карельского языка. В первом случае переводиться как «знакомый», а во втором фамилия предположительно образована от женского имени Ани.
      В этой затерянной в лесах деревеньке жили люди, они трудились ради будущего своих детей, они сохраняли свой уклад. Это уже нельзя потрогать и оценить, но это живет в истории, памяти народа, некогда живущего на этой земле. Жители этой маленькой деревни торговали, платили в казну, уходили на войны, возвращались. Кто-то погибал, кто-то пропадал без вести. Были и рачительные хозяева, которые вели хорошее хозяйство. Все было, как у всех, все было связанно со временем.
      Из воспоминаний Анастасии Алексеевны А.: Родилась я (1918 г.) и всю жизнь прожила в небольшой деревне, называется Печная Сельга. Семья была большая: отец, мать, 3 сестры и 2 брата. Всю свою жизнь родители прожили в этой деревне: обрабатывали землю, выращивали скот… Радио в деревне до войны не было, а газету выписывали только в одном доме в деревне. …Молодежь собиралась в разных домах на вечерины, водили кадриль. Да так еще и родители наши делали. Свадьбу я тоже справляла по-старинному, как принято было. С песнями, с плясками. Мужа то своего любила и по любви пошла…А в 39 году в ноябре, как раз как отмечали день рождение мужа, пришел сосед и сказал, что срочное собрание проводится и мужу надо на него идти. Василий пришел с собрания такой расстроенный, взял дочку на руки и говорит мне, что забирают его на войну…. Так осталась я одна с двухгодовалой дочкой на руках, да еще была беременна вторым ребенком. В деревне ходили разговоры, что войну начали финны; но почему, да зачем, то ничего не говорили. Зима была очень холодная и очень снежная, нас все время заметало. …Ребенка я преждевременно родила «мертвеньким». Потом война по весне вроде как кончилась, я-мужа-то жду, а от него никакой весточки. А в сентябре 40 года меня вызвали в Олонец в военкомат…Там и сказали, что муж пропал без вести, дали на детей 100 руб. В то время очень большие деньги…Не успели и слезы высохнуть – другая война. О начале войны с финнами ничего не слышали, пока из Речной Сельги люди не приехали, да не рассказали. Говорили, что приказ всем грузиться и уходить, дома сжигать. Но мы сразу сказали всей деревней, что никуда не пойдем. Виданное ли дело, сжигать дедовы дома. …
   Впервые я увидала финнов, полоскав белье на речке. Они приехали на велосипедах, были очень доброжелательны с сельским населением. Каждого чем-нибудь одарили: кому перчатки, кому карамель. Четыре финна остались в деревне, жили в палатке, но когда похолодало, то пришли жить к нам в дом. Относились ко мне со свекром очень хорошо...Финские солдаты приходили потом к нам домой и зимами, по несколько человек, замерзшие. Останавливались, отогревались. Вроде в наряд ходили, проверяли, нет ли засланных партизан…Обысков в деревне не делали, только расспрашивали. А к нам и на самом деле никакие партизаны не приходили. …Так уж получилось, что мне приглянулся один из финнов. И я забеременела от него. Могла ли я тогда себя осуждать, ведь было мне 23 года. Финн старше меня был на 10 лет. Финны жили в нашем доме 10 месяцев, а когда летом 44 года стали уходить, очень уж он звал меня с собой. …Но мне очень жалко было оставить хозяйство, двух коров. Да и знала я, что у него дома есть жена и трое детей. Ну, куда я поеду! …Но не могла я покинуть родную деревню, хотя знала, что многие девушки и женщины уехали в Финляндию…Так и осталась я жить в родной деревне в доме свекра. А потом в голод в 1946 году похоронила и своих дочерей в детском возрасте. Но не только мне было тяжело: война в каждом доме деревни оставила след. Из 11 мужчин, которых забрали из деревни на войну, их всего 3 вернулись, да и то израненные. Только у моего свекра из трех сыновей с войны вернулся один, да и тот не справился с военными ранами и скоро умер дома. Так мы вдвоем со свекром до 1956 года и вели хозяйство: сажали ячмень, рожь, держали скот… (Запись сделана в 1999 г. Воспоминания записали: Никулина Татьяна Владленовна – доцент, канд. ист. наук, Киселева Ольга Анатольевна – доцент ист. наук).
     Годы репрессий в Карелии не обошли деревню Печная Сельга. В 1938 году в деревню пришла первая беда: был арестован 14.02.1938 г. Андреев Степан Кондратьевич 1901 г. р., тройкой НКВД Карельской АССР от 26.02.1938 г. осужден и расстрелян 10.03.1938 г. у села Олонец. Реабилитирован прокурором Карелии 13.04.1989 г. Были и такие, которые были осуждены, но отбыв срок не вернулись в родную деревню.
     Во время Зимней Финской войны 1939 года и второй Отечественной войны в этой маленькой деревне не обошлось без потерь. В 1940 году был призван Олонецким РВК Андреев Василий Константинович 1915г.р. и пропал без вести. Ушли на фронт в 1941 году: Туттарев Федор Алексеевич – 1910 г.р., Туттарев Иван Петрович – 1914 г.р. , 14.04.1942 года в боях они погибли.
        Примерно с 1960 года деревню начали покидать жители. Они стали перебираться в посёлок Речная-сельга. В то время там была школа, больница и работа в леспромхозе. К 1978-1980 году уже не осталось никого. В памяти о жителях Печной Сельги остались пословицы и поговорки, собранные Макаровым Г. Н. Пословицы и поговорки – это форма проявления народной мудрости, это суждения и «вечные истины» о правилах жизни: (привожу в переводе)
Красивый всегда красив, хитрый не всегда хитер.
На улице говоришь – улица слышит, в избе говоришь – изба слышит.
Одной ненавистью медведя в лесу не убьёшь.
Дом без собаки да изба без детей ничего не стоит.
Учи ребенка, пока он поперек скамейки.
В старости шаг короче, а дорога длиннее.
Артелью воюешь, а в одиночку горюешь.
      Я мало знаю о тех людях, которые жили на этой земле. Только краешком я прикоснулась к этим местам в детстве, когда с родителями и сестрами ездила в Печную Сельгу на сенокос. В памяти остались: часовня, поля, простор, холм над озером, старое кладбище у озера, колодец – родник и карельские дома.
      Во втором хуторе стоит часовня святителя Николая Чудотворца, построенная еще в 18 веке. Она еще стоит, но требуется усилия, чтобы ее сохранить. В 2015 году были предпринята экспедиция, чтобы оценить состояние часовни и необходимые работы по ее сохранению. В 2016 году были проведены ремонтные и реставрационные работы силами людей посёлка Речная-сельга. Часовня теперь стоит на открытом месте, недалеко от родника. Раз стоит часовня, значит и деревня уже не навсегда покинута. Я надеюсь!
     Не все сведения предельно точны, не в строгой, документированной форме, но я попыталась рассказать о людях, которые жили на протяжении столетий в этой маленькой деревни, и в настоящее время уже покинутой. 
Материал собрала Лилия Крошнина.
Фото предоставила Татьяна Кириллова.


Рецензии
Доброе дело делаете!
Сохраняете историю какой она была.

Людмила Танкова   04.01.2018 12:19     Заявить о нарушении
Спасибо! Это история, из которой я вырастала, жаль что только теперь есть возможность отыскать отдельные страницы и складывать их.

Лилия Крошнина 2   04.01.2018 17:47   Заявить о нарушении