Про подарки. Коротко...

  Вот и ещё один год пролетел, словно птица, взмахнул крылами, и, поминай, как звали.
Пронёсся и исчез за горизонтом прожитых лет. А всё хорошее и всё плохое осталось.
Хорошее, оставило тёплые чувства и счастливую улыбку, а плохое, отзывается тупой болью в сердце. Нет-нет, да всплывёт в памяти что-то такое, что вывернет душу наизнанку, уколет сердце, и нырнёт назад. И тогда хочется спрятаться от себя, чтоб не видеть, хочется укусить локоть, хочется вернуть время вспять, что б исправить, попросить прощенье, обнять…
Но хорошего, как правило, больше, и это радует. И тогда, кажется, что оно, хорошее должно перекрыть всё плохое, чтоб о нём можно было и не думать вовсе, но не получается. Плохое, оно как гири на весах совести, тянет вниз и не даёт забыть, оно как противовес всему хорошему, как ложка дёгтя в бочке счастья…
Но, всё равно приятно, вот так, сидеть в тепле, в удобном кресле, и перебирать прожитые мгновения, а в комнате темно, а за окном зима, а за окном кружится снег, а за окном фонарь-колдун, и его жёлтый колдовской свет вплывает в комнату тёплым туманом и создаёт иллюзию волшебной ночи. Он помогает, он напоминает, он шевелит тени прожитого, он бередит душу и заставляет погружаться глубоко в память, туда, что давно забыто, о чём в обычное время и не вспомнить…
А мысли кружатся словно снежинки, словно бабочки вокруг лампы, и память выхватывает их наугад, рассматривает, вспоминает, пестует, и осторожно укладывает на место, чтоб потом, через годы опять достать и вспомнить, и сравнить, и удивиться, а может, и опечалиться…
Вот он, молодой курсантик, в отглаженной форме, как лихо танцует на праздничной дискотеке, но краем глаза наблюдает за девчонкой, которая ему очень нравится, а она, как на зло, встречается с другим, и это его печалит. В эту ночь ничего не изменить и этот Новый год он будет  встречать в казарме со своими приятелями. А уже через два года наш курсантик и та девчонка поженятся, и вот, уже тридцать восемь лет они вместе…
Счастливая улыбка озарила лицо – тридцать восемь лет вместе, надо же, а тогда, давным-давно, он сидел, насупившись в казарме, обиженный на весь белый свет…
Как давно это было…
А вот и следующая бабочка-снежинка, подлетела совсем близко и замерла, а в ней…
Утро. В будний день, маленькому мальчику всегда хочется спать. А мама его тормошит, ласково целует и приговаривает, - сынок, уже утро, надо вставать, тебе в детский сад идти, а мне на работу, давай милый свою ножку, - и начинает его одевать. А он хнычет, ему хочется назад, в тёплую кроватку, ведь в ней так уютно. А мама улыбается и приговаривает:
- Просыпайся милый, ведь сегодня у тебя утренник, придёт Дед Мороз и Снегурочка, они принесут подарки. Вставай милый, тебе ещё праздничный костюм мерить, или ты забыл?
И сон как рукой сняло, как же он мог забыть, ведь он же Петрушка на новогоднем  празднике. Ведь в детском саду столько репетировали, он выучил целое стихотворение, и будет рассказывать Деду Морозу, а за это Дед Мороз даст ему подарок. Скорей, скорее надо вставать, сегодня нельзя опаздывать. А мама уже подаёт новый костюм, одна сторона ярко жёлтая, другая зелёная, и везде приклеены блестящие звёзды, какой же он нарядный. А какой колпак, он ярко зелёного цвета с жёлтыми звёздами и ещё много-много разноцветных блёсток…
 И вот утренник в детском саду. Ах, милый мальчик, с каким задором ты рассказывал своё стихотворение, и как радовался подарку. И пусть, под бородой Деда Мороза угадывалась твоя любимая воспитательница, и ты даже позвал её по имени-отчеству, пусть, но, всё равно праздник удался, вот она фотография перед тобой, где ты совсем маленький стоишь в этом костюме и в колпаке на фоне огромной нарядной ёлки, а рядом твоя любимая бабуля…
И сколько радости и счастья в этих детских глазах…
Пока ты спал, мама и бабушка, всю ночь тебе шили костюмчик и клеили колпак, чтоб на главном празднике года ты был самый красивый, самый нарядный. И, уже на утреннике, глядя на тебя, такого счастливого, они тоже были счастливы, ведь их счастье это ты…
Вот так. И сейчас, глядя на эту старую фотографию, ты непроизвольно вздыхаешь с сожалением - любимой бабули давно нет, а ты до сих пор чувствуешь свою вину, что когда вырос, лишний раз не обнял её, лишний раз не сказал несколько ласковых слов…
Да и мама уже старенькая, она суетится на кухне, старается, раскатывает коржи, хочет своему маленькому сыночку, (ведь он для неё по-прежнему маленький) испечь его любимый торт, но уже и память подводит, и руки иногда непроизвольно дрожат…
А сынок уже сам дважды дед, и теперь уже он старается для своих внуков…
И опять снежинки воспоминаний, закружились в хаотичном танце…
- Дед, иди сюда, - позвала меня жена, ну, не даст помечтать, неугомонная. - На, почитай, что твоя внучка написала Деду Морозу.
- А она у нас, что - в Деда Мороза верит? – Удивился я и взял в руки сложенный вдвое листок, на котором сверху, разноцветными печатными буквами было выведено «Письмо Деду Морозу от Решетовой Светы», а на развороте, старательным детским почерком написан текст.
- Видимо верит, раз написала, - ответила жена, - ты читай, читай…
«Здравствуй Дедушка Мороз, пишет тебе ученица 6 класса Решетова Света.
Скоро наступит Новый год, и ты будешь всем разносить подарки. Но я думаю, что в этом году, ты мне ничего не подаришь, потому что я плохо училась и плохо себя вела, так сказала моя мама. Ну, что делать, если у меня сейчас переходный возраст, это про меня маме сказала моя бабушка, и поэтому я так себя веду. Дедушка Мороз, ты не подумай, я свою маму очень люблю, но всё получается как-то само собой. И учусь я вовсе не плохо, хотя есть двойки, но есть и пятёрки и четвёрки. И пусть в этом году ты мне ничего не подаришь - это совсем не страшно, ведь у меня есть всё, что мне надо - и телефон, и планшет, и одежда всякая.
Дедушка Мороз, я вот, о чём хочу тебя попросить - у меня есть маленький братик, он писать ещё не умеет, так ты, вместо меня, пожалуйста, подари ему барабан, я думаю, он будет очень рад. А если, ты, всё-таки решишь принести и мне подарок, то я хочу маленькую сумочку, а то моя уже совсем поистёрлась.
И ещё, сделай пожалуйста так, чтоб мои мама и папа никогда не болели.
Спасибо, Решетова Света, ученица 6 класса».
- Мдааа, - произнёс я обескураженно и, протягивая жене письмо, добавил, - спрячь пока, неужели она ещё верит в сказки, всё-таки шестой класс…
  И опять мысли, и опять память, словно специально выхватила именно ту, чтоб я вспомнил свой шестой класс. Кто б мне тогда сказал про Деда Мороза, я бы точно  рассмеялся. Какой там Дед Мороз, я ещё в детском саду понял, что это сказка и никаких дедов Морозов не бывает, это всё родители и воспитатели. Это они покупали подарки и вручали их нам, а нам было приятно. Я воспринимал это, как обычай, как традицию в конце концов, не серьёзную, но приятную…
- А знаешь, что мы делали на Новый год, когда я был в шестом классе? – Спросил я жену.
- Как и все, ходили на утренник, получали подарки, - ответила она, - а что ещё можно делать?
- А вот и не угадала, - улыбнулся я, - про утренник не помню, не буду врать, может и была ёлка, но на Новый год мы все вместе ходили мешки бросать…
- Это как, - удивилась жена, - куда бросать?
Да и я бы на её месте удивился бы. На Новый год дети должны либо дома сидеть у телевизора, либо спать, а мы…
- Понимаешь, - начал я, - мы же тогда в Абхазии жили, а там обычай такой, кажется армянский, там не ходят колядовать, на рождество, там принято мешки бросать, ну а мы, пацаны, начинали это делать в новогоднюю ночь…
- Так что это за мешки, которые вы бросали?
- Обычный мешок, в чём сменную обувь носили в школу, только к нему привязывали верёвку. И вот, подходишь к дому, открываешь дверь и бросаешь туда свой мешок, а конец верёвки в руке держишь, и ещё дверь подпираешь. Хозяин в этот мешок должен положить разные гостинцы…
- И что, клали?
- Угу, конечно клали, знаешь, по сколько мы всего приносили, на столе не умещалось, специально мешок с собой таскали. Пока все дома обойдёшь в селе, почти целый мешок и набирался…
- А что вам туда клали?
- Да всё, что было, и печенье, и орехи, и мандарины, и конфеты, да много всего. Иногда дрова бросали, но мы знали этих людей, и к ним старались не ходить…
- А они, что, двери не запирали?
- Ты что, как запирать, - возмутился я, - это же село, там все друг друга знали, на Новый год могли в гости зайти, запросто, по-соседски, поздравить, пропустить по стаканчику вина за праздник, и уйти, да и пацаны придут мешки бросать, как же запирать? Ну, ты скажешь тоже, дверь запирать. Хотя, потом, уже позже, стали запирать, но я к тому времени вырос. Вот так, а ты говоришь, Дед Мороз, мешки бросать – это да. Поздно ночью придёшь домой, припрёшь целый мешок вкусняшек, и до утра разбираешь по кучкам. Знаешь, какой азарт был, ни какой Дед Мороз не нужен…

  С барабаном всё было просто, заходи в «Детский мир» и покупай, какой душе угодно  – на любой рост и возраст. А вот с сумочкой сложнее, но, купили, упаковали и спрятали…
  И вот, наступил день «М», вернее ночь. Дед с бабкой и их дочь, втроём ползают под ёлкой и стараются компактно разместить все подарки, принесённые якобы Дедом Морозом внуку и внучке. Но разнокалиберные пакеты и коробки, мягкие игрушки и настоящий барабан, а ещё элегантная и не очень детская сумочка, упорно отказывались лежать смирно и постоянно расползались в разные стороны. Но вот, основательно намучившись и кое-как уложив подарки, они со спокойной душой пошли продолжать праздновать в предвкушении утреннего сюрприза…

- Дед, ну как же так, ты весь праздник внучке испортил...
- Кто, я? Как? Всё было тихо, мирно и главное тайно…
- Было. А очки?
- Что очки, - не понял я.
- Где ты оставил свои очки?
- Где?
- Там, где и подарки. Ребёнок сразу усёк их, и нас раскусил, и вот теперь печалится, что не настоящий Дед Мороз принёс подарки…
- А ты, что?
- А я что? Стала выкручиваться. Короче…

- Мама, иди сюда, - позвала меня дочь.
- Что такое милая, - я подошла и обняла её. Она стояла около ёлки и рядом подарки. - Что такое, - ещё  раз спросила я, - тебе не понравились подарки?
- Подарки понравились, - она была ооочень расстроена. - Что это такое? – И она протянула мне очки. - Это очки деда? Это значит, он сюда положил подарки?
Скрывать было нечего, зачем ещё раз обманывать ребёнка.
- Да, милая, сегодня это он твой Дед Мороз, а разве это плохо? Он ведь старался…
- Мам, значит, Деда Мороза нет на свете, значит это сказка? – Было видно, что она расстроилась ещё больше.
- Ну почему, - улыбнулась я, - конечно, есть, очень даже есть. Просто он приносит подарки только тем, кому уж очень надо, кому, ни кто другой принести не может.
- Например, кому? - Не унималась дочь.
- Ну, например, очень и очень больным детям, например тем, у кого нет мамы и папы, и такого чудесного деда, как твой. У тебя вон, какой расчудесный Дед Мороз, свой собственный, это такое счастье, он тебя знаешь, как любит. А самое лучшее чудо на свете, это когда у тебя есть мама и папа, и ещё бабушка, и свой собственный Дед Мороз. Так что, улыбнись дитя моё и лучше позвони своему деду и поблагодари его за подарки, он очень старался…
- Так что дед, сиди и жди, сейчас внучка тебе звонить будет, - закончила она свой рассказ.
- Ну, что ж, - усмехнулся я, - деваться некуда, буду ждать…
Через несколько минут позвонила внучка, моё нежное чудо:
- С Новым годом тебя дед, спасибо за подарки, - и улыбнувшись, немного застенчиво добавила, - я тебя очень люблю…
И от этих, самых важных слов дед поплыл, и сразу слёзы выступили на его глазах, и задрожали губы…
- Дед, ты что молчишь…
- Я тебя тоже очень люблю внученька, с Новым годом тебя, с новым счастьем…
И опять снежинки воспоминаний завертелись вокруг.
Вот он, ещё совсем маленький мальчик, а его дедушка кажется ему таким высоким, таким большим, как самое высокое дерево, и они идут рядом. Он важно шагает, в одной руке держит мороженое, завёрнутое в хрустящую бумажку, а другой, держится за указательный палец правой руки своего деда. А дед, с нежностью смотрит на внука сверху вниз и ласково улыбается…


Рецензии