Встреча Нового Года в море

               
               
         В декабре  2017 года в Крыму погода преподнесла жителям приятный сюрприз. Конец декабря, встречаем Новый 2018 год, а снега еще не было и тем-
пература воздуха держится ночью около +5, а днем доходит до +15 градусов.
        В Керчи молодые ребята в майках или в рубашках с коротким рукавом катаются на скейтбордах около Керченской Стелы с Грифоном на площади Ленина. На площади нарядили высоченную елку. Эта елка искусственная, но рядом две натуральные елки, их тоже очень нарядно украсили. Все красочно рассвечено электрическими гирляндами. Установлена большая эстрада для выступления артистов и множество разных аттракционов. Много очень красивых домиков, в которых продают новогодние сувениры. Из временных Кафе на открытом воздухе разливаются аппетитные запахи шашлыков и другого чего-то очень вкусного, и, конечно, запахи кофе, чая.
        Через сотню метров от площади Ленина, через дорогу,  любимая керчанами, набережная Керченского пролива.  С набережной видно, как днем и ночью по проливу идут морские суда. Там люди работают, и возникает вопрос: «А как же они встретят Новый Год, да и, вообще, бывают ли у них праздники?».
        У моряков несколько другая жизнь, не такая, как у береговых парней. Не простая, но она захватывает. Пришел на флот молодой парень с мыслью: «Заработаю немного денег и …на береговую работу». Но проработав некоторое время на морском судне, этот парень втягивается в эту непростую морскую жизнь и, все, он работает в море, пока здоровье позволяет или пока на пенсию не отправили.        
       Вот сидят моряки на набережной, или гуляют, и разные случаи из встречи Нового Года в море на судне вспоминают.
       28 декабря  1999года т/х «Сормовский» закончил ремонт на судоремонтном заводе в Одессе. Получили все судовые Регистровые документы, оформили отход судна и вышли с территории СРЗ на рейд. Далее выход в море не разрешает инспекция портового надзора. В море сильный шторм. Северо-восточный ветер, в порывах до 30м/сек. Волна 5-6 метров. Стоит судно на якоре в ожидании улучшения погоды.
30 декабря незначительное ослабление ветра, и  портнадзор разрешил выход в море. Наметил капитан бухты, где можно укрыться от северо-восточного ветра, в случае его усиления.
     31 декабря около мыса Сарыч получили прогноз об усилении северо-восточного ветра. Укрылись от шторма и встали на якорь в бухте юго-западнее  этого мыса. Там уже стояли и пережидали шторм шесть судов. От этого ветра суда закрывает  гористый мыс. Но волны заходят в бухту и суда испытывают сильную бортовую и килевую качку. При такой качке уже не до праздника.  Капитан постоянно находится на ходовом мостике. Во время ужина он обратился к экипажу:
     - Уважаемые товарищи, поздравляю вас с наступающим Новым Годом. Желаю здоровья, счастья и скорой встречи с семьей и друзьями. Но вы сами видите, какая погода. Сейчас в этом районе действует мощный циклон и ветер всегда может изменить направление, может ослабнуть, а может наоборот усилиться. Так что праздновать Новый Год будем после прохода Керченского пролива и Азовского моря в порту Азов. Прошу вас сейчас не расслабляться, а немного потерпеть. 
       1 января ветер сменился на юго-западный, а от этого направления ветра – бухта открыта. К 05.00 1 января волна достигала уже 4-5 метров и была тенденция к увеличению. Суда, стоящие в бухте, стали дрейфовать на якорях. Чтобы не выбросило на берег, необходимо  срочно уходить из бухты. Капитан наметил следующее место стоянки – рейд Ялты. Там от этого  ветра можно укрыться. Судно испытывало сильную качку. Весь экипаж, кроме вахты в машинном  отделении, собрался в рулевой рубке. Забегает в рубку старший механик:
      -Алексеич, волна бьет в иллюминаторы в каюте, боюсь, как- бы не выбило стекла.
      - Евгений Александрович, так вы иллюминаторы еще броняшками задрайте.
      - Да, я - то задраил. Надо остальные иллюминаторы в надстройке проверить, задраены ли на стальные броняшки.
      - Все должны быть задраены. Я специально старпома посылал проверить. 
        Выбрали якорь, начали выходить из бухты. Оба главных двигателя работают полным ходом, а скорость судна только 1,5узла. Отошли от мыса на 7 кабельтов на юго-запад - на ветер, надо менять курс влево на северо-восток. При изменении курса судно должно оказаться правым бортом к 6 метровой волне. На руль встал капитан. Начали поворот, скорости у  судна нет, поворот происходит очень медленно. Вот встали бортом к волне, волна идет на судно. Все моряки, находящиеся в рубке, схватились за поручни и замерли в ожидании. Волна подходит к судну, но судно от этого получает дополнительное ускорение и разворачивается кормой к волне. Закончили поворот, легли на новый курс. Ветер и волна в корму. Качка только килевая, да и не особо опасная. Решили следовать далее до следующего укрытия, до Ялты. Члены экипажа, находившиеся в ходовой рубке, увидели, что опасность миновала, и разошлись по каютам.
      Прошли траверз Ялты, качка не усиливается, пошли дальше на восток. Так на попутной волне и добежали до Керченского пролива. Прошли Керченский пролив в 02.30 03 января 2000 года. Судно следует рекомендованным курсом. Капитан спустился отдыхать в свою каюту. Вдруг звонок в каюту капитана. Звонит старпом, он в это время несет ходовую вахту:
   - Леонид Алексеевич, надо изменить курс, отойти в сторону от фарватера.
    -Зачем, какая в этом необходимость?               
    -Надо откачать из машинного отделения замазученные воды, а на фарватере, на льду это будет заметно.               
    -Что за чертовщина, что там старпом придумал? - Думает капитан и бегом на ходовой мостик. Оказывается, в машинном отделении появилась значительная водотечность корпуса и машинная команда с этим борется. Спускается капитан в машинное отделение. В машинном отделении воды на 10-15 см выше пайола, водяной фонтан бьет из днища судна под валом левого главного двигателя. Машинная команда во главе со старшим механиком борется с поступлением воды. Сыграли общесудовую тревогу. Произвели необходимый ремонт, забили в дыру в днище судна деревянный чоп. Сложность этого ремонта была в следующем. Фонтан бил под валом двигателя, двигатель остановили, но к днищу не подобраться, до него от вала еще около метра и сам вал находится в тесной выгородке. Нашли деревянный брус 1,8см, один конец заточили топором  и забили в пробоину в корпусе. Воду  из машинного отделения   откачали. Сообщили о происшествии в Пароходство. Из Пароходства получили сообщение, что с прибытием в порт судно поставят в док для ремонта.
      Встали к причалу  в порту Азов. Руководство Пароходства видит, что судно на плаву, и решило произвести ремонт на рейде порта Керчь водолазами, так казалось дешевле. Погрузив  груз в порту Азов на Италию, теплоход прибыл на рейд порта Керчь. Встали на якоря. Прибыл водолазный бот с водолазами и специалистами по ремонту. Ремонт произвели следующим образом: водолазы со стороны днища завели в пробоину стальной болт с откидной головкой. С внешней  стороны днища на этот болт была надета резиновая прокладка, на нее стальная шайба и эта конструкция закреплена двумя гайками. Все это выступало под днищем на 25 см. Старший механик сразу сказал, что этот ремонт продержится не более  получаса. Сразу же стали готовиться к предстоящему ремонту в море. Приготовили колья, паклю, гвозди. Цементный ящик в этом месте поставить сложно – неудобное расположение и все вокруг в нефтесодержащих водах, т.е. место постановки цементного ящика не зачистить. А старший механик со своим прогнозом ошибся. Эта заглушка продержалась две недели, потом в Средиземном море вылетела.
       Но это уже другая история и к празднованию Нового Года на судне в море не относится.
        А вот другая, но уже более праздничная история.
        Зимой идет дизель-электроход «Индигирка» из Гамбурга в Монреаль. Пересекает Северную Атлантику. Как обычно в это время, шторм.
       31 декабря, канун Нового Года. Экипаж на судне 58 человек. По традиции надо организовать встречу Нового Года. Украсили кают-кампанию, выпустили стенгазету, накрыли столы. Из спиртного на столы выставили только «Шампанское», чтобы ни в каких донесениях не было отмечено, что администрация судна организовала пьянку. Члены экипажа о встрече Нового Года сами побеспокоились, у каждого в каюте было спиртное.
       В 22:00 по московскому времени собирается экипаж в кают- кампании. Все в праздничной одежде, мужчины при галстуках, женскую часть экипажа не узнать. Откуда только такие наряды взялись, а макияж, прически - это вообще улет. Расселись. Капитан произносит первый тост:
     - Дорогие товарищи, члены экипажа дизель-электрохода «Индигирка»! Поздравляю вас с наступающим Новым Годом.
       Немного рассказал о предстоящем рейсе, о выполнении плана, о трудностях. Выпили «Шампанского», капитан сел. Поднимается помполит. Поздравил экипаж от имени судовой парторганизации, сказал о том, что партия проявляет особую заботу о моряках, пожелал здоровья и успехов в личной  жизни и каждому моряку с честью носить гордое звание моряка торгового флота СССР. Следующий тост произносит главный механик (на дизель- электроходах были еще и старшие электромеханики). Главмех вкратце рассказал, что было сделано в машинном отделении во время стоянки в порту, что предстоит еще сделать, поздравил экипаж и сел. Поднимается шеф-повар Хавлюк Иван Иванович. Лицо красное, вероятно, успел на камбузе немножко приусугубить винца. Поднял бокал с «Шампанским» и начал поздравлять экипаж. Видно, что волнуется и поэтому речь его была несколько своеобразной:
      - Дорогие е…ь - товарищи, разрешите – е…ь - поздравить вас с е…ь  наступающим – е…ь - Новым – е…ь - Годом и пожелать е…ь - вам счастья.
        Дальнейшая его речь было прервана хохотом. Поднимается капитан:
      - Спасибо, Иван Иванович, за поздравление. Видно, что от души поздравил, и родных наших не забыл, особенно матерей.
        Спрашивают потом моряки Ивана Ивановича:
      - Зачем вылез с поздравлением?
        Отвечает:
      - Вижу, что собрание, все выступают и я, как член партии, обязан на собрании выступить.
        Вот так слова паразиты влезают в нашу речь, правда, иногда делая ее более выразительной и красочной.


Рецензии