32. Люди гибнут за металл...

Не зная официальной позиции Русской Православной Церкви к экономической составляющей современной Богоспасаемой, не будучи хоть сколько-нибудь значимым представителем РПЦ, Родины либо маммоны, попытаюсь все-таки сформулировать собственное мнение по этому поводу.

Николай Островский. Автор многих литературных произведений, чья популярность пережила революцию, перестройку и Голливуд. Помещик-неудачник, регулярно "прогорающий" на том, на чем соседи делали деньги "влегкую". Ненавидящий словами духов злобы поднебесной и клеймящий их цепляющими за душу образами - кто не помнит "Екатерину - луч света в темном царстве"?

И - Сергий Радонежский, отстоящий от Островского, СССР, Путина и Петра Первого многими летами и одной церковной реформой. Пост-революционные в расчет не беру, я о них почти ничего не знаю, кроме самоочевидного - восстановления патриаршества, которое при жизни пр. Сергия было внешним, "византийским".

И - книги Ветхого Завета, в которых такое понятие, как "деньги" появляется немногим позднее истории братской любви Каина и Авеля.

Такое ощущение, что деньги были всегда, что они сотворены Вседержителем одновременно с сушей, животными, травами и деревьями, что они вечны, как воздух, и что Луна является скорее их олицетворением - временами затмевая Солнце, каждый день изменяя свою полноту и дважды в месяц превращаясь из убывающей в растущую и наоборот.

В чем природа денег? Притягательность? Власть? Кто-то скажет: "В возможности уклонения от натурального хозяйства и необходимости иметь хоть что-то, сделанное своими руками, для того, чтобы получать недостающее, ведь невозможно содержать одновременно корову, юридическую контору и воскресную школу". Соглашусь. На самом деле, как только заводишь корову, на юриспруденцию и псалмопение остается гораздо меньше времени, а молока она дает "дешевле", чем съедает кормов, ввиду чего проще перейти на соевое.

Власть денег - в здравом смысле: невозможно охватить необъятное, каждый да несет свой собственный крест, и им, собственным крестом, зарабатывает деньги, на которые да приобретает себе все недостающие блага. Есть же, например, профессиональные певцы, которые своими трудами никак не производят ничего съедобного, следовательно вопрос бартера отпадает автоматически: кто же в здравом уме обменяет ящик тушенки на песню "во саду ли в огороде"?

Власть денег в свободе устанавливать монопольно высокие, либо монопольно низкие цены, захватывая рынок, либо духовную нишу "благодетель вы наш!".

Власть денег в необходимости присутствовать в мироздании не только душой и духом, но и телом, которое нужно кормить, поить, одевать, перемещать в пространстве и позиционировать в социуме.

Наверное, именно поэтому люди гибнут: сражаясь против маммоны, сражаясь за выгодность финансовых вложений, за экономику без инфляций...

"Все это суета сует и погоня за ветром" - сколько в глазах Господа будут стоить награды "за вклад в мировую экономику" в простой ситуации: каждую ночь фонарное освещение города сжирает такое количество денег, которым можно было бы вполне сносно прокормить городских же нищих. Я имею в виду не тех нищих, про которых мы знаем, что они "из синдиката", а - реальных: одиноких стариков и старушек, доживающих свои дни в прадедних деревяшках с покосившимися полами и прогнившими крышами. Выкидышей-малолеток, сбегающих от упитых или укуренных родителей. И даже - матерей-одиночек, оставленных с детьми на мизерных алиментах.

"Продай все и следуй за Мной" - недавно попалась на глаза статья, в которой пытались доказать неактуальность Евангелия, мол, там сказано: "на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия", и кто нынче пойдет в зоопарк, чтобы, схватив кобру за хвост, доказать действенность этих строк? Прочитала, покрутила пальцем у виска (второе искушение Иисуса Христа - "спрыгни с крыши, посмотрим, не расшибешься ли!" - какой смысл искать кобру, чтобы преодолеть яд от ее укуса? Гаишнику улыбнись, когда он тебя штрафует, только - искренне, и этим "поперешь василиска" - в себе!). Насколько актуальны слова Господа о необходимости "продать все", чтобы стать совершенным?
Да настолько же, как и две тысячи лет назад, нужно только внимательно читать этот отрывок: у человека, задавшего вопрос "как стать совершенным", было абсолютно всё, кроме душевного покоя. Что важнее? "Всё" или "душа"? Только логично, что Господь и посоветовал от всего избавиться, коли оно не дает потребного.

"Что невозможно человеку - возможно Богу" - как обрести покой в современном мире, где на каждом долларе написано: "Мы - веруем!"? Продашь всё - обретешь ли покой в психиатрической клинике, куда вполне возможно угодить за "полным логическим несоответствием реальности": есть законы страны Российской, на ее территории их необходимо соблюдать. В нашей стране в текущей точке времени жилищные права защищены так же тщательно, как при СССР право на труд.
Вряд ли возможно упокоиться человеку, трезво соблюдающему этот совет Господа, ибо будут же успокоительные колоть, обращая "к иному врачу", отвращая от Господа.

Сергий Радонежский не позволял своим послушникам просить милостыню, как тяжело бы не жилось без хлеба. А житие преподобного Иоанна Колова учит здравой оценке собственых сил - если современность уважает счет в банке, значит, одним из главных критериев благоволения Божиего и является оный. Для мирских людей, конечно. Для подвижников Бог как был "в тайне", так и остается Неизменным.

Сложно сформулировать хоть сколько-нибудь внятное отношение к такому феномену современности, как видимое и вполне очевидное преуспевание православных, хотя бы потому, что это - что-то новое после долгого перерыва коммунистического самоотречения от мещанства, перестроечного бандитизма и демократического отмывания сих "святынь". Наверное, удобнее ждать, когда Господь Сам как-то сумеет донести до нас Свое мнение по этому поводу.

Жаль, что слышать Его - трудно...


Рецензии