Глава II, III

          ** Глава II **

          Глава II, «повествующая о первом выезде хитроумного Дон Кихота из его владений».

          Примечательно начало этой Главы: «… наш идальго решился тотчас же осуществить свой замысел, ибо он полагал, что всякое промедление с его стороны может пагубно отозваться на человеческом роде: сколько беззаконий предстоит ему устранить, сколько кривды выпрямить, несправедливостей загладить, злоупотреблений искоренить, скольких обездоленных удовлетворить! …». По-моему, это не просто разумные слова, они ещё и актуальны до сих пор: беззакония, кривда, несправедливость, злоупотребления, обездоленные. Прошло уже столько лет, а ни одно из этих слов не исчезло из лексикона человечества.

          Но продолжаю, «… Ехал путём-дорогой наш новоявленный рыцарь и сам с собой рассуждал: - Когда-нибудь увидит свет правдивая повесть о моих славных деяниях… - Блаженны времена и блажен тот век, …, когда увидят свет мои славные подвиги, достойные быть вычеканенными на меди, высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам! …». После таких строк сложно не поверить в то, что Сервантес – это Санчо Панса, а Иисус Христос – Дон Кихот.

          Французскому гравёру Гюставу Доре первый выезд Дон Кихота представился посреди пустынного поля с выжженной солнцем травой и землёй, по которому герой скачет на Росинанте в полном рыцарском облачении, а тёмное небо над его головой полно демонов и чудовищ. И кажется будто небо стенает и просит его о помощи. А в левом верхнем углу автор гравюры изобразил наклонённый крест...


          ** Глава III **

          Глава III, «в коей рассказывается о том, каким забавным способом Дон Кихот был посвящён в рыцари».

          Эта Глава служит стопроцентным прикрытием для автора от любых подозрений со стороны инквизиции, где рассказывается, каким образом прошёл обряд посвящения в рыцари, который состоял из подзатыльника и удара шпагой по спине, и при этом все присутствующие на церемонии еле сдерживались, чтобы «не лопнуть от смеха»: да здравствует безумие!

          И тут для меня открылась совершенно невероятная вещь. Но для этого надо вновь вернуться к Главе I, где автор пишет, что Дон Кихот: «… продал несколько десятин пахотной земли и таким образом собрал у себя все романы, какие только ему удалось достать…». При этом, из Главы III следует, что Дон Кихот понятия не имеет, каким образом происходит обряд посвящения, поэтому он на веру принимает слова хозяина постоялого двора, что «… обряд посвящения состоит в подзатыльнике и в ударе шпагой по спине, вот, мол, и вся хитрость, а это и среди поля с успехом можно проделать; что касается бдения над оружием, то с этим уже покончено, потому что бодрствовать полагается всего только два часа, а Дон Кихот бодрствует уже более четырёх. Дон Кихот всему этому поверил; он объявил, что готов повиноваться, только предлагает, как можно скорее совершить обряд…».

          И что получается, что в библиотеке рыцаря не было ни одной книги, подчёркиваю — ни одной, где был бы описан обряд посвящения. Вернее, нет, бдение над оружием было описано, а, как и каким образом после бдения происходит посвящение в рыцари ни один автор не написал. Но это просто невозможно!!, поэтому напрашивается вывод, что Дон Кихот вообще не читал книг о рыцарстве, а читал совершенно другие книги. Может быть, даже запрещённые. Но самое невероятное, это слова, которыми заканчивается Глава: «… Дон Кихот не чаял, как дождаться минуты, когда можно будет снова сесть на коня и отправиться на поиски приключений, и, после того как были закончены все эти доселе невиданные церемонии, совершённые с такою быстротой и поспешностью, он тот же час оседлал Росинанта…». Слова «доселе невиданные церемонии» и слова «собрал у себя все романы» мне говорят, что Сервантес намеренно сделал своего главного героя безумным, чтобы рассказать читателю то, что он хотел рассказать.

          Я же, в свою очередь, хочу сказать, что моя работа — это эссе, и поэтому смею надеяться и верить, что имею право видеть то, что вижу. Конечно, надо сделать поправку на то, что читала перевод, а не подлинный текст романа на испанском языке. И тем не менее, для меня факт остаётся фактом: Дон Кихоту, якобы прочитавшему абсолютно все рыцарские романы, ни в одной из книг не встретился обряд посвящения в рыцари, чего быть просто не может.

          Все мы восторгаемся честностью, справедливостью, добротой и светом, который идёт от Дон Кихота. Но вместе с тем, все эти качества есть у Иисуса Христа. А качества, которыми наделён Санчо Панса, присутствуют в нас, в людях. Конечно, местами Дон Кихот ведёт себя, как ребёнок. Но думаю, что Сервантес делает это намеренно, ведь только дети чисты в своих мыслях…


Рецензии