Глава IV, V, VI

          ** Глава IV **

          Глава IV, «о том, что случилось с рыцарем нашим, когда он выехал с постоялого двора».

          Глава начинается с отвратительной сцены: «… к другому дубу, привязан был голый до пояса мальчуган лет пятнадцати, …, и стонал …, ибо некий дюжий сельчанин нещадно стегал его ремнём …». Дон Кихот вступается, произнося слова: «… Как вам не стыдно нападать на того, кто не в силах себя защитить! …». Извечная тема, когда сильный бьёт слабого.

          После сцены с мальчуганом, Дон Кихот, спустя некоторое время, видит «великое скопление народа». Это были купцы, которых сопровождали слуги. «Дон Кихот принял воинственную позу и возвысил голос: - Все, сколько вас ни есть, - ни с места, до тех пор, пока все, сколько вас ни есть, не признают, что, сколько бы ни было красавиц на свете, прекраснее всех ламанчская императрица Дульсинея Тобосская!». Автор отмечает, что купцы «тотчас догадались, что он сумасшедший». Дальнейший ход событий приводит к тому, что один из погонщиков осыпал Дон Кихота целым градом палочных ударов, и первый выезд рыцаря заканчивается унизительной сценой, в которой его избивают. Никто не вмешивается, не разнимает, хотя это давно уже не борьба двух человек, а один избивает другого. На гравюре Доре злые, равнодушные лица. Бесполезно взывать к их разуму и чувствам...


          ** Глава V **

          Глава V, «в коей продолжается рассказ о злоключении нашего рыцаря».

          Содержание посвящено тому, что, во-первых, на земле всё-таки живут добрые и участливые люди. Это я говорю о земледельце, который посадил сеньора на своего осла и отвёз его домой. А, во-вторых: священник, цирюльник, ключница и племянница, - решают сжечь «… все эти богомерзкие книги…», которые свели с ума сеньора. Но тут, мне думается, речь идёт не о рыцарских романах, как, впрочем, и во всей книги, а о самых настоящих запрещённых книгах, которые нельзя было читать, нельзя было держать у себя дома под страхом инквизиции. О том, что существовали списки запрещённых книг, священник Льоренте написал в своей книге.

          Важно отметить, какая мысль пришла в голову земледельца, который нашёл рыцаря и был вынужден слушать отрывки из рыцарских романов, которые цитировал Дон Кихот, пока они возвращались в село, «что односельчанин его спятил». И эта его мысль подтвердилась, когда они, добравшись до дома, услышали беседу «ключницы, разговаривавшей с двумя ближайшими друзьями нашего рыцаря, священником и цирюльником.»: «и тут земледелец, вполне уразумев, какого рода недуг овладел его односельчанином». Стало быть, заподозрить рыцаря ни в чём нельзя, ведь все окружающие в один голос и в едином порыве твердят об его безумии…


          ** Глава VI **

          Глава VI, «о тщательнейшем и забавном осмотре, который священник и цирюльник произвели в книгохранилище хитроумного нашего идальго».

          Глава продолжает касаться книг. Правда, повторюсь, что думаю, что речь идёт не о рыцарских романах, а о запрещённых книгах. Я сейчас приведу слова, которые, как нельзя лучше, отражают действительность, которая царила среди людей. И причём первоначальные слова исходят из уст местного священника: «… я и собственного родителя не постеснялся бы сжечь, если бы только он принял образ странствующего рыцаря». Того же мнения оказались и цирюльник, и племянница Дон Кихота, а из книги Льоренте «Критическая история испанской инквизиции» я узнала, что инквизиция составляла списки запрещённых книг. Вот отсюда и появилось предположение, что священник, цирюльник, ключница и племянница решили сжечь книги, потому что они были запрещёнными, и их содержание было слишком далеко от рыцарских романов. То есть, священник, узнавший это, обязан был составить донос, на основании которого Дон Кихота сочли бы за еретика, со всеми вытекающими последствиями. Но совершенно неизвестно, как бы этот донос отразился бы на самом здешнем священнике, который развёл в своём приходе такой непозволительный беспорядок, поэтому самым безопасным для всех стало решение сжечь все книги, которые были в библиотеке рыцаря.

          Есть у меня и ещё одно предположение, что за рыцарскими романами могут скрываться не только запрещённые книги, но и книги, которые издавала сама инквизиция. И тогда это не просто зловредные книги, а «богомерзкие», как написано в романе.

          Предположений много. Как же быть с истиной. Она, конечно же, есть — она в романе. В истории о Дон Кихоте достаточно много скрыто информации о церкви, которая насаждала исключительно страх, и сеяла вокруг себя только беззакония, кривду, несправедливость, злоупотребления, и не помогала обездоленным, коим обязана была помогать. А имущество, конфискованное у людей, которых называли еретиками, исключительно шло на обогащение папской и королевской казны…


Рецензии