Ни сна, ни отдыха истерзанной душе

Живу в общежитии. Дневные заботы закончены, пора ложиться спать, чтобы завтра, отдохнувши за ночь, с новыми силами и с новой энергией начать свой трудовой день. Радуюсь, что сегодня в общежитии относительно спокойно, тихо.
- Значит, отдохну хорошо, - думаю. Но радость моя была преждевременной. Только начал засыпать (время уже приближается к двенадцати часам ночи), раздается душераздирающий крик, состоящий в основном из отборных матов:
- Открывайте мне комнату – я из ресторана пришел! Гулять буду!
Комната открывается. На всю мощь включается музыка. Появляется еще мужчина и, конечно, женщины. Начинаются танцы, крик, шум. Пьянка в полном разгаре.
Читатель может подумать, что речь идет об общежитии, где проживает или молодежь, еще не научившаяся вести себя в общественных местах, или живут люди, именуемые в народе «бичами» - пьяницы и пропойцы, прошедшие огни и воды.
Ничего подобного: речь идет об общежитии Хабаровского медицинского института, где проживают врачи лечебных учреждений, находящиеся на специализации и усовершенствовании.
…Второй месяц живу в общежитии. И ни сна, ни отдыха. Утром ко мне в комнату зашел Кузнецов Карл Гаврилович – пожилой мужчина, доктор из Якутии, Кавалер орденов Ленина и Трудового красного знамени. Тоже не спал всю ночь. И так бывает очень часто.
Само по себе общежитие хорошее: девятиэтажное здание, расположенное рядом с мединститутом. Комнаты на 2-3 человека. Теплые туалеты, горячая вода. Душ. Как говорится – живи и радуйся. И плодотворно работай. Но так не получается – потому, что многие из докторов, приехавших повышать свою квалификацию, познать новое, что имеется в медицине, занимаются совершенно не тем, чем надо.
Как это все происходит? Под жилье врачам, приезжающим на усовершенствование, отведен один из этажей общежития. Циклов бывает несколько – по разным специальностям. Заезд отмечается пьянкой. Отъезд – тоже. Причем начинается торжество чаще всего в ресторане, а затем продолжается в общежитии – до утра.
Примеры. Конец мая. Закончили цикл врачи – терапевты. Начали отмечать это событие в ресторане «Интурист». А затем еще в течение двух ночей пьянка продолжалась в общежитии. Практически это выглядит так: включается проигрыватель на всю мощь, шум, смех. Всю ночь – это до четырех-пяти часов утра.
В конце июня закончили цикл усовершенствования еще группы врачей – и все повторилось, развивалось по тому же сценарию. А в промежутках – еще масса пьянок – и малых, и больших.
Возникает ряд вопросов. Прежде всего: если люди, те, кому сам Бог велел по долгу службы, по роду своей работы бороться с пьянством, вести в массы высокую культуру, учить людей, как правильно трудиться, и как правильно отдыхать – ведут себя так, то, что же остается делать остальным? Или: как же можно бороться со всем этим, если сами борцы ведут себя недостойно?
Вторая сторона дела – бесконтрольность. Есть же положение о том, как вести себя в общежитии. Одно их них гласит, что после 23-х часов запрещается пользоваться проигрывателями, магнитофонами, громко разговаривать, стучать, и т.д.
Другой пункт положения обязывает должностных лиц: комендантов, дежурных, и т.д. осуществлять постоянный контроль за соблюдением этих очень важных и принципиальных положений. Но ничего подобного не наблюдается.
Конечно, логики нет, и стыдно говорить о том, что дежурная женщина, не имеющая высшего (и даже – среднего) образования, должна напоминать врачам о том, как вести себя в общежитии.
Но и молчать об этом нельзя. Почему погоду в общежитии должны делать люди, любящие застолье, веселиться по всем ночам?
…Государство тратит огромные средства для того, чтобы наши кадры были грамотные, квалифицированные. И мы не должны допустить, чтобы эта важная цель не достигалась по вине тех, кто любит пьянствовать всю ночь.
А главное, врач – это представитель советской интеллигенции. И где бы он ни был, и чем бы ни занимался, он всегда должен нести в массы, людям высокую культуру, знания, добро, свет. Быть примером во всем хорошем. И вести непримиримую борьбу со всем тем, что нам мешает нормально жить и работать.
Очевидно, надо и отмечать торжественные даты, и общаться людям. Но, ни в коем случае нельзя превращать общежитие в увеселительное заведение. Тем более – врачам.


В последнее время у нас много говорят и пишут о дисциплине труда, о сознательности масс, об исполнительности, то есть – о нравственных, моральных качествах людей. Примером тому могут служить статья В. Шелест «Не разменяй совесть», В. Фисенко «Не хочу быть середняком», напечатанные в «Правде» в сентябре 1979, статья писателя Ф. Абрамова «Чем живем – кормимся?», напечатанная в «Правде» в ноябре этого же года, и много других.
Это свидетельствует в основном о двух важных моментах. Во-первых, о том, что в нашем обществе имеется много несознательных элементов: стяжателей, пьяниц, лодырей, мещан, расхитите-лей социалистического добра, взяточников, и т.д.; И, во-вторых о том, что всё это очень волнует людей порядочных, государство в целом.
Тема эта очень многогранная, обширная. Мне бы сегодня хотелось поговорить по двум вопросам этой обширной темы.
Во-первых: в чем основная причина, что в нашем обществе, построившем социализм, и строящем коммунизм, так много негативного: стяжательства, рвачества, расхитительства, и т.д.?
Эти причины, конечно же, можно назвать, и их много. Основная из них, на мой взгляд, состоит в том, что у нас создалось огромное несоответствие между нашими гуманными законами – с од-ной стороны, и низким сознанием определенной, довольно значительной группой людей – с другой.
Сразу оговорюсь, чтобы не вызывать кривотолков - наши гуманные законы: право на отдых, на бесплатную медицинскую помощь, на материальное обеспечение в случае болезни, в старости – это замечательное завоёвывание нашего народа, и я целиком и полностью за это.
Плохо другое. А именно то, что многие люди стараются эти гуманные наши законы в силу своей низкой сознательности использовать в своих корыстных целях, как говорится: поменьше дать государству, и побольше у него урвать.
Такой пример: обеспечение материальным пособием наших граждан в случае болезни. Что может быть гуманнее и справедливее этого? Да, пожалуй, ничего.
А разве мало можно привести случаев, когда многие люди, получив больничный лист (что свидетельствует, прежде, всего о том, что они не трудоспособны), трудятся в домашних условиях, выполняя подчас гораздо труднее работу, нежели на производстве: копают картошку, косят сено, и т.д.
Объяснений данному случаю можно дать множество: и плохо налаженной экспертизой выдачи больничных листков врачами лечебных учреждений, и отсутствием контроля со стороны страхделегатов за соблюдением амбулаторного режима больными, и т.д. Я же это объясняю одним: низким сознанием людей, которые так поступают. А разве редко лица, находящиеся на больничном листке, употребляют алкогольные напитки? Очень часто.
Второй пример. У нас в стране имеется еще один замечательный закон: пенсионное обеспечение по болезни – получение денежных выплат по инвалидности.
И здесь часто можно наблюдать аналогичную картину: мог бы еще поработать человек, мог бы дать пользу государству. Так нет же: как получит группу инвалидности – и спрячется за ней, как за каменной стеной. Или дома трудятся, а чаще всего – предаются пьянству.
Или взять такое распространенное, крайне отрицательное явление наших дней, каким являет-ся браконьерство.
Разве возможно проконтролировать каждого охотника? Каждого рыбака? Конечно же нет.
Если учесть ещё и тот факт, что среди лиц, которые по долгу своей службы должны осуществлять этот контроль, не так уж и редко встречаются такие, которые сами не против попрать закон – контроль за браконьерами вообще малосуществим, вернее – трудноосуществим. Теперь такой вопрос: где выход из создавшегося положения? Конечно, должен осуществляться и контроль, и наказания, и разбор нерадивых, и выведение таких лиц на чистую воду, и т.д., и т.п. Главное же, как я понимаю – надо повышать сознание масс, воспитывая это в каждом человеке всеми средствами с детства. Чтобы человек понимал, чувствовал нутром, что так делать нельзя. Чтобы у нас преобладал не контроль, а самоконтроль, человеческая совесть, высокое сознание.
Еще В.И. Ленин писал, что государство сильно сознательностью масс. А наш замечательный писатель Короленко В.Г., так характеризовал совесть:
- Никто не услышит, никто не узнает, а я не сделаю – вот что такое совесть.
Высокое сознание, безусловно, предполагает и трудолюбие. Человек сознательный – это прежде всего труженик. И где бы он ни трудился, он с чувством высокой ответственности, честно и добросовестно выполняет свою работу.
И очень своевременно вышли в свет постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по ох-ране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями», и «Об усилении идеологической и воспитательной работы».
За последние годы у многих людей все шире стали проявляться мещанские замашки. Особенно это ярко проявляется в отношении «моё» и «государственное». Решая свои личные вопросы такие люди энергичны, находчивы, трудятся, что называется – не покладая рук.
Те же люди, решая производственные, государственные вопросы, становятся пассивны, безынициативны, беспомощны.
…Среди многообразных и сложных задач, которые ежедневно нам приходится решать, нет более важной и нужной, чем воспитание людей, особенно молодого, подрастающего поколения, повышение у них сознательности, духовного богатства.
…Труд – основа жизни. «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», «Не найдешь счастья в труде – не найдешь его нигде». Эти и ещё множество пословиц на тему о труде знает каждый из нас или, по крайней мере, большинство. И, действительно, все земные богатства созданы и создаются трудом. Труд и самого человека делает человеком в полном смысле этого слова.
И какой бы ни был у государства строй, кто бы ни стоял у его руководства – мерилом богатства и могущества страны всегда является самоотверженный и добросовестный труд людей. И не случайно, что с первых же дней Советской власти было провозглашено: «Кто не работает – тот не ест».

1979

P.S. Самоотверженность и героизм проявляли во время войны труженики тыла, но в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века трудовой энтузиазм сошел на нет. Обыденными явления-ми стали тогда нарушения трудовой дисциплины. Появились приписки, незавершённое строительство…. В стране начался период застоя, вследствие чего произошла смена государственного строя.
Сейчас мы живём в демократическом государстве, где имеется большое разнообразие форм собственности. Да и отношение к труду у людей разное. Одни трудятся много, честно и добросовестно, а другие всяческими способами стараются увильнуть от работы: получить больничный лист или группу инвалидности, встать на учёт на бирже труда или жить за счет детского пособия. Много и тех, кто категорически не хочет работать, пьянствуют, бродяжничают….
Горжусь своими родителями, которые были великими тружениками. К труду они приучили и нас, своих семерых детей. Уверен, что ребёнка нужно приобщать к труду с самого раннего детства. Сделать это могут только те родители, которые сами любят труд и тогда потребность трудиться ста-нет самой важной жизненной необходимостью и для их детей.
В.И. Ленин придавал большое значение повышению сознательности людей, которое, как он писал «является базой, и главным содержанием всей нашей работы».
Этот мудрый и очень важный Ленинский завет все мы должны свято выполнять, памятуя так-же и о том, что государство сильно главным образом сознательностью масс.


Рецензии