мстители
Валька натянув, негнущимися от холода руками, одежонку, скатился с крыши и, на ходу застёгивая пальту;шку, не чуя под собой ног (так напарился - продрог весь!), что мо;чи дал тя;гу в сторону заброшенного собора. Из-за собора выскочил, поджидавший его , Колька: «Натягивай, пока тепло не ушло!» - сунул он ему, стащив со своих рук, вязанные дяльни;цы. Дружно лё;том скатились под берег, и пулькой стрекану;ли к всегдашнему месту встречи.
В понедельник школа напоминала потревоженный улей: все говорили о вчерашнем происшествии на рынке, никто толком не знал - кто это были, куда де;лись. Звонок опустошил шумные школьные коридоры, усадил всех за парты. «Здавствуйте, дети! Садитесь». В руках учителя газета. «…зачитаю вам о подвиге юной разведчицы – московской школьницы, ушедшей на фронт с партизанским отрядом. Она назвала себя Таней». Класс слушал, затаив дыхание – образ юной партизанки, как живой стоял в воображении. Всем хотелось быть похожими на неё – трагически погибшую от рук фашистских оккупантов, Зою Космодемьянскую. Многие готовы были хоть сейчас взять в руки оружие и пойти на фронт. «И ещё вот что, ребята,» - учитель отложил в сторону газету, встал, снова сел, достал из портфеля тетрадный лист, исписанный крупным ученическим почерком. «Ещё я хочу зачитать вам сочинение, вернее отрывок из сочинения одного из учеников нашей школы. Сочинение написано на тему «Есть женщины в русских селеньях» - учитель внимательно оглядел класс, разгладил ладонью листок «…она была настоящей героиней, одной из бесчисленных героинь, которые, даже не думая о героизме, жили, любили, трудились и ушли из жизни, исполнив всё, что требовала от них жизнь. Её жизнь не прошла даром, и продолжилась в её детях. Свой разум, и жизненный опыт она передала своему роду через своих сыновей и дочерей.» - вот так написал о своей бабушке ученик нашей школы, комсомолец Валентин Кириллов, героически погибший в танковой атаке. Дети,» - срывающимся голосом произнёс учитель: «…почтим память погибших героев…» - он не договорил, класс беззвучно поднялся – ни одна парта не стукнула. Закрыв глаза, стоял Валька, нос предательски заложило, в горле – ком. «Садитесь» - тихо в полголоса разрешил учитель. Валька оглянулся. Колюшка сидел со спокойно-каменным лицом, но ресницы его, слипшиеся влажными стрелочками, вздрагивали, пряча от всех, наполненные горькой болью глаза. «Ну, а теперь поговорим ещё вот о чём» - учитель внимательно поглядел каждому в лицо: «Все вы знаете, что наша великая Родина, весь наш советский народ, живёт в неустанной заботе о героической Красной Армии, о мужественных защитниках священной земли русской. Люди отдают свой труд, свои сбережения – делают всё, чтобы приблизить Победу! И среди учащихся дружно идёт подписка на танковую колонну «Имени Всесоюзного Ленинского комсомола». А танковая колонна «Советский учитель» будет грозой для фашистских захватчиков! Пионеры и школьники города горячё откликнулись на призыв об организации сбора средств на постройку самолёта «Юный истребитель», а коллектив вытегорской пристани дружно поддержал инициативу речников Волго-Балтийского бассейна, начавших сбор средств на постройку самолёта «Водный истребитель». «Давайте, соберём на свой танк!» - звонкоголосая Муська с нетерпением тянет руку: «Можно, я скажу!» - и не дожидаясь разрешения, она воодушевлённо захлёбываясь, затараторила, призывно поворачиваясь во все стороны: «…и назовём его «Таня! И пусть наш танк жестоко отомстит за смерть юных героев!» «Тихо, ребята, не шумите! Одним классом мы не осилим такое дело. Вот ты, Муся и предложи это на сборе пионерской дружины. Договорились? Садись. И всё-таки, я хочу ещё сказать, что в то время, когда весь наш народ отдаёт всё – что можно, для фронта, для Победы, находятся ещё такие школьники…». Валька нахо;хлился (так вот как понят их поступок! А они отомстить хотели!), он уже не слышал, что говорил учитель, всё его существо восстало пртив несправедливого упрёка. «А спекулянничать разве хорошо?» -выкрикнул он, чуть не плача. «У спекулянта утянули!» - поддержал класс: «Чё тут такова?» «Аха-а, люди с голоду пухнут, а тот сидит – морда кирпичя просит!» «Но не так же бороться с ними!» - учитель, казалось, был смущён, и Вальке послышалось даже одобрение в его голосе. «А как? Как?» - вызывающе поднял он глаза на учителя. Звонок прервал дискуссию. Мальчишки, как воробьи с веток, порхнули из-за парт и окружили Вальку. «Реввоенсовет в полном составе? – подошёл к ним учитель: «Ну-ну. Что теперь задумали?» - глаза его излучали добро и понимание: «А может, в госпиталь к раненым с концертом, нагрянем, а?» «Здо-рово!» «А нам разрешат?» «Даёо-ошь!». Звонок, как всегда в таких случаях, не вовремя! После уроков сразу приступили к репетиции. Участвовать в концерте хотели все. Программа набралась часа на три. «Сократить придётся» - просмотрев программу концерта, с сожалением покачал головой учитель: «Нельзя так долго утомлять раненых» - оставим по одному номеру от каждого артиста – достаточно. А вот с музыкой у нас бедновато.» - задумался он. « А мы – под ротову;шку!» - выскочила белобрысая Муська. «А это как?» - весело прищурился учитель. «Пара-рара-рам-па…» - Муська, красиво вскинув руку над гордо поднятой головой, хлопнула ладонью по своему валенку – Цыганочка с выходом!» - прокомментировала она: « А можно и спеть - Эх яблочко, ты куда катисся? Ко мне в рот попадёшь, дак не воротисся!» - почти скороговоркой пропела она и хлопнулась на парту. «Да-а…» - рассмеялся учитель: «Ну, что же, под ротовушку, так - под ротовушку!» «А я балалайку принесу – у нас есть!» «Ты будешь играть, а плясать кто будет? Ты же у нас первый плясун!». «А Колюшка!» - прячется за брата польщённый Валька: «А Корешка тоже играть умеет!». Репетиция затянулась до вечера, каждый шаг, каждое слово, отрабатывали на время, чтобы не затягивать концерт и не утомлять раненых.
В госпитале их ожидал приятный сюрприз. Когда, стараясь не шуметь, они поднимались на второй этаж, вдруг услышали щемящие душу, полные сердечного страдания звуки . «Аккордеон!» - Валька восторженно взглянул на учителя. «А вот и музыка!» -подтвердил учитель. Медсестра, встретившая артистов, открыла одну из белых высоких дверей, и оттуда выпорхнула, и полетела по коридорам и этажам песня
…ему все уу-дивля-аются, все сёс-трыы сби-ились с ноог:
то пес-нее-й зали-ваа-ется, то просии-тся в свой полк…
Школьники в нерешительности остановились. «Проходите сюда, ребятки, проходите!» - пригласила медсестра. Несмело разглядывая всё вокруг, тихо шушукаясь, пионеры переступили порог. Просторная белая палата, и белые кровати, кровати… Кровати стояли, тесно прижавшись одна к одной, белея простынями. Белый потолок, белые стены, белые подушки, бинты… И из этой ошеломляющей белизны – лилась удивительно светлая, незнакомая, мелодия, наполненная простыми словами, проникнутая мужеством и героизмом: …и в ла-зарее-те раа-неных пол-ковник навести-ил:
Откуу-да ты, отча-аянный. – он ласко-во спросил.
И с неподде-льной гор-достью, ответии-л гармонии-ст
С Василье-вского ос-трова, с завода «Металлист»
«С Василье-вского ос-трова, с заводаа «Металлист» - вполголоса вторила палата. «Товарищи раненые!» - вмешалась в хор медсестра: «К нам в гости пришли пионеры городской школы « Имени Дедушки Крылова». И все, как в театре, дружно захлопали в ладоши. «Позвольте…» - смущённо откашлялся в кулак учитель: «позвольте вам представить наших юных артистов…». Валька зачарованно смотрел в красный перламутр аккордеона, речь учителя едва достигала его слуха, падая в море музыки, плескавшейся в его сердце. «Валька!» - громкий шёпот Корешки вывел его из волшебного забвения. «Играешь? – аккордионист наклонился к Вальке. И, словно, бес подтолкнул мальчишку - живший в его душе артист будто только и ждал, когда его спросят… «Играешь?» - переспросил раненый. Валька широким жестом кумира публики, уверенного в том, что все вокруг почитают за счастье исполнять его прихоти, артистично щёлкнул пальцами в сторону аккордеона: «И-зобра-зи!». Этот жест он перенял у Вани Курского (все мальчишки тогда подражали артисту Петру Аленикову, перенимали его походочку, манеру независимо держаться…) «Ии-зобра-зи!» - Валька неспеша стянул с плеч курточку и, уверенным жестом, швырнул её через плечо. Картинно выставив ногу, и делая вид, что докуривает папиросу(последняя затяжка, плавное движение отстранённой руки,.. – картинный жест любимого киногероя ), стречком среднего пальца, отшвырнул воображаемый окурок, и, прикрыв ладонью глаза, простонав «ээх!», Валька трагично откинул со лба волосы, и вдруг резко взмахнув, широко раскинул руки, и призывно выкрикнув: «Ак-корде-оон!», пошёл-пошёл по кругу, птицей уносясь в музыку. Отдаваясь танцу душой, он импровизировал, кружился кречетом, бил чечётку, сбивался – уж очень быстро летали по клавишам пальцы игрока. Наконец танцор выдохся, упал на одно колено перед музыкантом, и, приложив руку к сердцу, поклонился. «Ходи-ходи!» «Давай!» «Русские не здаюцца!» «Жги-жги!» - кричали восторженно зрители. Выручил Колюшка. Тренькнув струнами, как бы пробуя строй балалайки, он медленно, перекатом с пятки на носок, будто подкрадываясь, вошёл в круг. Встал, оборвав аккорд, нахохлился встрёпанным вороном «Сидит Гитлер на заборе вяжет лапти языком, чтобы вшивая команда не ходила босиком» - под одобрительный хохот пропел Колька, затем, по-журавлиному вытягивая ноги, изображая на лице птичье глубокомыслие, повернул обратно, и, вдруг, свистнув, подскочил и пошёл вприсядку. Валька, перехватив балалайку, старался изо всех сил - аккордеон прекрасно сыгрался с трёхструночкой. Колюшка, ухая и присвистывая, юлой крутился на одной ножке, важно ходил гуськом, скакал-взбрыкивал козлом – как мог веселил зрителей. Подконец он перекувырнулся через голову: «Х-ха!» и,раскинув руки, поклонился зрителям. «А-а воты заду-ма-ли дыва быра-та а рыбу бее-лую ловиить» -надвинулся на него из-за спины учителя Борька. Колюшка, зная эту байку, удивлённо спросил, слегка попятившись: «Да-а?». «Ну» – пренебрежительно подняв плечи, ответил Борька, разведя руками. «Ай, ну да;, ну-да; ну…» - хором подхватили школьники. «А у Ерёмы-то лодка с дыркой» - повернулся Борька к зрителям: «…а у Фомы челнок без дна.» «Ну, да ?» - изумился Колька. «Ай, ну;-да, ну-да ну-да, да» - заверили его приятели. «А воты Ерёма-та стал тонуть и Фому-то за ногу тянуть!» - Борька схватил Кольку за ногу, показывая как тянет Фому тонущий Ерёма. «Да, ну!» - отбрыкивается Колька. «Ай, да ну;, да ну, да ну, да, ну» - возмутился хор. «Воты Фома пошёл на дно» - Борька изображает, барахтающегося в воде Фому. «А Ерёма там давно!» - дурашливо падает на пол Колька «Ай, ну;-да, ну-да ну-да» - подпевают, смеясь и аплодируя раненые. Потом Толик читал стихи. Он так читал, что его несколько раз вызывали на «бис»
Резвится молодой мороз морозец пятиградусный
А на снегу, повесив нос, стоит фашист безрадостный…
Длинный Толик, съёжившись, согнулся «в три дуги;», и такую мину состроил, что расхохотался даже Валька, неоднажды видевший это представление.
…О чём задумался, фашист?» - спросил Морозец маленький:
«Вон, посмотри, идёт мой дед, на нём тулуп и валенки»…
Потом Муська пела песню, на давно известную мелодию песни о «Весёлом Роджере», но слова!.. И где она успела перенять эту песню!? «… стоял суровый утренний мороз. Схватили немцы девушку Татьяну, и потащили в хату на допрос…» - пела Муська, и все девчонки, вдруг заотворачивались в стороны, горесно швыркая носами, в палате застыла тишина. Понимая, что нельзя оставлять раненых в таком настроении, Валька мигнул братьям и, словно яркой скатертью, застелил печальную тишину речетативом: «Это было в деревне Олько;вке» - он как заправский дирижор, взмахнул руками, приглашая поддержать его. «Это было в деревне Олько;вке.» - послушно повторили артисты. и «эх, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои» - хвастливо похлапывая себя по валенкам, Валька кланялся на все стороны приглашая к пляске. И, Колька, отчаянно вскрикнув «эЭх!», лихим взмахом взъерошил волосы, дурашливо выставил левую ногу, и вприскочку пошёл следом, притапывая пяткой: «а лапото;, а лапото;, а лапото;цики мои» - припевал он улыбаясь во весь рот. «Эх!» - обхватил его за плечи Валька: «А полюбил Андрияшка Наташку» - пропел он, доверительно склонясь к уху брата . «…а лапото;?..»-ошарашенно отпрянул Колька, изображая изумление. «…а лапото;цики мои, ц» - по белочьи цокнув языком, развёл руками Валька. Импровизацию подхватили девчонки: «А не гу-гу! А не ци-ци! А замолци!» - распевно требовали они, грозя пальчиком Вальке, но тот, войдя в роль строго одёрнул их: «эЭий, тпрруу!» - чем развеселил всех зрителей и артистов. После концерта был ужин. Прямо в палату нянечки принесли горячую картошку с рыжиками и сладкий чай с булочкой.
«А у меня чё е-эсь!» - ещё с порога бодро возвестил Валька, вытаскивая, промёрзшую в кармане, булочку. «Да, нас в госпитале после концерта кормили ужином!» - оправдывается он в ответ испуганно-вопросительному молчанию матери.. «Наелись - во как!»- убеждающе резанул ладошкой по подбороду: «До отвала! А булку уж и не захотел, дак» - изображает Валька сытое удовлетворение: «дак я домой взял». Мать обняла его, ласково похлопав по плечу: «Скво;рушка ты наш, зобо;тушка!». А сёстры благодарно смотрели на смущённого брата. Ночью в постели Валька долго не мог уснуть, перебирая в памяти события последних дней. Потом ему снился отец, снилось жаркое довоенное лето над звенящими родниками Вяньги. «Будь мужчиной, сынок!»… перламутром вспыхивает шлем танкиста…горячее солнце падает…перламутровые крылья стрекозы мелодично вздрагивают… «Будь, сын!..» – несётся белым облаком в бескрайней синеве…
Утро начиналось, как всегда, с домашних хлопот: воды в уша;те притащить с ручья на дровёшках, сходить с мамой в лес за валежником – дров-то нет, а мороз трещит по стенам, а метели переметают дороги, и Валькина забота – промести дорожку к калитке и до мостков. Люська – ей уж теперь восемь лет, тоже помогает, с младшей сестрой играет, читает ей книжки. «За кого ты, мороз?» - думал Валька, расчищая от крыльца тропинку по утрам. Говорят, фашисты тебя боятся, но ведь и нам тоже холодно. А, ладно, переживём! Нам не страшен серый волк, серый волк… - бодро припевает Валька, разгоняя метлой белую пургу, отбрасывая в стороны от крыльца холодные сугробы. «Ма, я пошёл! – и, схватив ведро, он уже бежит к ручью. Несмотря на мороз, родниковые воды журчат по-весеннему звонко, а над тёмной извилистой лентой ручья клубится белый пар.
Свидетельство о публикации №218010300344