Статья, посвященная К. Г. Паустовскому

В этой статье я хочу рассказать о писателе, который произвел на меня огромное впечатление. Интересно то, что открыла я его для себя совсем недавно. У нас на слуху фамилии многих классиков: Пушкин, Лермонтов, Толстой и так далее. Но, на мой взгляд, одно из преимуществ нашей свободы заключается в том, что ТЫ САМ можешь выбрать, кого поставить в ряды собственных гениев и классиков. У меня в списке таких людей, несомненно: Куприн, Ремарк, Бродский, Маяковский. Это те гениальные творцы, которые являются не просто писателями, но и Учителями.

Недавно мне на глаза попался один из рассказов К.Г. Паустовского «Золотая роза». Об этом авторе я слышала еще со времен школы…Но, у меня не сформировалось о нем никакого мнения. Ничего. Только фамилия «Паустовский», оставшаяся где-то на задворках памяти. Все же я решила прочесть этот рассказ. Когда он подошел к концу, я испытала бурю эмоций! После этого я прочитала еще и еще. Несколько десятков его рассказов. И в моей голове не помещались вопросы: «Почему? Почему о таком талантливом человеке знают лишь единицы…?!» Школьные годы из-за небогатого жизненного опыта учеников неспособны в полной мере показать им насколько многогранен наш язык. Дети пока еще неспособны понять всю ту мудрость, которая заключена в школьных произведениях. И это очень грустно. Многое из школьной программы дети не понимают, а спросить у учителя постесняются. Просто побояться, что в глазах одноклассников будут выглядеть смешными. Из-за непонимания глубины литературного материала во взрослом возрасте многие из нас уже никогда не возьмут в руки и не перечитают великие книги. И классика навсегда будет ассоциироваться с такими словами, как «бррр» и «скукота»… Поэтому Родители, спрашивайте, что читают ваши дети в школе! Разговаривайте с ними о тех или иных произведениях! Выясняйте мнения детей. И помните, что самый действенный способ чему-то научить – показать на личном примере! Поэтому, не забывайте сами брать в руки книги))

Вернемся к Паустовскому. Особенно его опыт полезен тем, кто связывает свою жизнь с писательством. Им написана целая книга, посвященная этой теме. Я хочу поделиться с вами основными моментами, которые мне запомнились. Тем, кто пишет, будет полезна эта информация)

«Главное для писателя – это с полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в самом маленьком рассказе, и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении себя ничто не должно сдерживать писателя – ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по-иному) другими писателями, ни оглядка на критиков и редактора. Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете. Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.

Между прочим, существует закон воздействия писательского слова на читателей. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но, если писатель хорошо видит, то о чем пишет, то даже самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

Что же происходит с самыми точными, продуманными и выверенными писательскими планами? Правду сказать, жизнь у них большей частью короткая. Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, они тотчас же начинают сопротивляться плану и вступают с ним в борьбу. Вещь начинает развиваться по своей внутренней логике, толчок для которой дал, конечно, писатель. Герои действуют так, как это соответствует их характеру, несмотря на то, что творцом этих характеров является писатель. Если же писатель заставит героев действовать не по возникшей внутренней логике, если он силой вернет их в рамки плана, то герои начнут мертветь, превращаясь в ходячие схемы, в роботов. Эту мысль очень просто высказал Лев Толстой. Кто-то из посетителей Ясной Поляны обвинил Толстого в том, что он жестоко поступил с Анной Карениной, заставив ее броситься под поезд. Толстой улыбнулся и ответил: – Это мнение напоминает мне случай с Пушкиным. Однажды он сказал какому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». То же самое и я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется.

Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Все писатели, должно быть, знают то замечательное состояние во время работы, когда новая мысль или картина появляются внезапно, как бы прорываются, как вспышки, на поверхность из глубины сознания. Если их тут же не записать, то они могут так же бесследно исчезнуть. В них свет, трепет, но они непрочны, как сны. Те сны, которые мы помним только какую-то долю секунды после пробуждения, но тут же забываем. Сколько бы мы ни мучились и ни старались вспомнить их потом, это не удается. От этих снов сохраняется только ощущение чего-то необыкновенного, загадочного, чего-то "дивного", как сказал бы Гоголь. Надо успеть записать. Малейшая задержка – и мысль, блеснув, исчезнет. Может быть, поэтому многие писатели не могут писать на узких полосках бумаги, на гранках, как это делают журналисты. Нельзя слишком часто отрывать руку от бумаги, потому что даже эта ничтожная задержка на какую-то долю секунды может быть гибельной. Очевидно, работа сознания совершается с фантастической быстротой.

Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – это призвание. Нельзя терять чувство призвания. Его не заменить ни трезвым расчетом, ни литературным опытом. В правильном понимании писательского призвания совершенно нет тех качеств, какие ему стараются приписать дешевые скептики, – ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли. Пришвин был человеком безусловного писательского призвания. Он подчинил ему жизнь. Но он же и сказал замечательные слова, что "величайшее счастье писателя – не считать себя особенным, одиноким, а быть таким, как все люди».

Вот такие бесценные советы дает Константин Георгиевич Паустовский тем, кто берет в руки ручку. Тем, кто хочет поделиться с окружающими своими мыслями. Я присоединяюсь к нему и желаю успехов в нашем общем деле) Пишите и радуйте своих читателей!

Ваша «Писака» Ежова.


Рецензии