Алла Пугачева и Александр Зацепин

"Как Алла Пугачёва и Александр Зацепин работали за кадром "
Автор: Сергей Курий
Самое плодотворное сотрудничество в сфере кино было у Пугачёвой   с Александром  Зацепиным
. По воспоминаниям Зацепина, его знакомство с певицей состоялось ещё задолго до славной эпохи «Арлекино».

А. Зацепин (из книги «Есть только миг»): «В начале 70-х мой приятель Виталий Клейнот, хороший музыкант, помогавший мне тогда делать аранжировки к таджикскому фильму „Отважный Ширак“, говорит: — В Д К Горбунова проходит финал смотра самодеятельности. Там будет певица Алла Пугачёва. Послушайте её, может, она вам понравится. Я пошёл туда. Пугачёва, кажется, пела „Посидим-поокаем“ и что-то еще. И она мне понравилась. И голос понравился красивый, и эмоциональность. Я подошел к ней, поздравил и предложил работать. — Давайте, — сказал, — запишем одну песню, а потом для кино будем записывать! Она сразу же согласилась».



А. Зацепин: «Алла знала, ЧТО поет. Не просто ноты, а характер, образ… Помню, записывали песню „Волшебник-недоучка“. Пугачева спела один дубль, потом послушала и сказала: „Не-е-ет, эту песню надо по-другому делать…“ — и запела мальчишеским голосом». Певица же была в восторге как от песен, так и от домашней студии композитора (частная студия в СССР была редким прецедентом), где можно было без спешки работать над всеми нюансами записи.

Тут надо сказать, что Зацепин не чурался никакой работы. При этом он писал качественные песни как для гениальных, так и для проходных фильмов. Немало заказов поступало из Средней Азии (ещё до судьбоносного знакомства с Гайдаем композитор немало проработал на «Казахфильме»). Ответственный подход к творчеству себя оправдал. Многие слушатели до сих пор не знают, что немало «золотых» хитов Пугачёвой, Зацепина и Дербенёва были написаны по заказу киностудий. После чего актрисам лишь оставалось открывать рот под готовую фонограмму. Например, «Любовь одна виновата» и «До свиданья, лето» впервые прозвучали в спортивном фильме «Центровой из поднебесья».

Ещё хуже помнят фильмы «Повар и певица» и «Отважный Ширак», снятые на киностудии «Таджикфильм». В первый вошёл будущий хит Пугачёвой «Если долго мучиться».
А во втором — сказочном фильме — певица исполнила такие песни, как «Полно вокруг мудрецов» и замечательного «Волшебник-недоучку».

А. Зацепин : «Порой мне и сценарий не очень нравился, но я видел, что здесь можно написать хорошую музыку и песни. Кстати, одним из сценаристов „Отважного Ширака“ был хороший писатель Аркадий Инин. Он мне говорил: — Кому нужна эта песня — „Волшебник-недоучка“?! Никто ее не запомнит! И предсказывал успех совсем другой (видимо, подразумевалась лирическая „Друг друга мы нашли“ — С.К.). Но та песня осталась незамеченной, а „Волшебник-недоучка“ звучит до сих пор. Все непредсказуемо!».
Интересно, что знаменитая оговорка «Да-аром… Ой!» не была изначально запланирована. Просто композитор для красоты добавил в припев лишний такт, а Пугачёва ошиблась и не вовремя вступила. Однако Зацепину это понравилось, и ошибка стала симпатичным штрихом (мол, волшебник настолько неумелый, что даже в такт попасть не может).
Похожая судьба была и у песни «Куда уходит детство», написанной для
к-ф «Фантазии Веснухина». В отличие от «Отважного Ширака», этот фильм про мальчика, мечтающего выступать в цирке с голубым котом, советские дети знали очень хорошо. Но — странное дело! — лично я тогда лучше запомнил песни «Найди себе друга» и «Рисуйте». Парадокс, но разрыв между Зацепиным и Пугачёвой произойдёт на самом пике их сотрудничества, во время работы над очередным фильмом — «Женщина, которая поёт». Правда, на этот раз уже не певица будет работать на фильм, а фильм — на певицу. После всесоюзного успеха песни «Арлекино» статус Аллы Пугачёвой на эстраде резко вырос, а вместе с ним выросли и амбиции, в том числе авторские. Именно авторские амбиции в итоге положат конец плодотворному сотрудничеству певицы и композитора Александра Зацепина. Ссора разразилась во время работы над музыкальным фильмом «Женщина, которая поёт». Интересно, что невольным генератором будущего разрыва стал постоянный напарник Зацепина — поэт Леонид Дербенёв. Во-первых, это он познакомил певицу со Стефановичем. Во-вторых, вместе с редактором «Мосфильма» Любовью Цициной придумал идею снять музыкальный фильм «под Пугачёву», где она не просто будет петь за кадром, как раньше, а сыграет главную роль. С кандидатурой композитора для саундтрека, как понимаете, всё было ясно с самого начала…Зацепин успел написать для фильма 5 песен Однажды Пугачёва обратилась к Зацепину с просьбой записать на его домашней студии несколько песен собственного сочинения. Обычно композитор неохотно соглашался на подобные просьбы (опасался, что записи «на стороне» вызовут у властей подозрения в нелегальных доходах), но отказать любимой певице не мог. Проблема Пугачёвой заключалась в том, что, невзирая на исполнительский успех, она не состояла в Союзе композиторов, поэтому продвинуть свои песни в народ ей было нелегко. Тогда певица (говорят, с подачи Стефановича) придумала хитрую легенду, приписав свои творения некому Борису Горбоносу — якобы талантливому, но полупарализованному юноше из Люберец. А теперь представьте чувства Зацепина, когда он неожиданно узнал, что Алла — тайком от него — пошла к режиссёру и попросила включить свои песни в фильм. При этом была рассказана всё та же жалостливая история о бедном юноше. Для большей убедительности певица даже приложила к рассказу фото Горбоноса. На самом же деле на фотографии была… она сама, облачённая в мужской костюм, в очках и с приклеенными усами.Надо сказать, что Зацепин терпеть не мог, когда в его работу вмешиваются посторонние. Мол, что же ты за композитор, если не можешь всё сделать сам? Поначалу Зацепин выражал протест, не раскрывая инкогнито Пугачёвой. Но после того, как на него стали осуждающе коситься сотрудники киностудии (мол, до чего жадный — не хочет помочь инвалиду), композитор не выдержал. Он рассказал режиссёру всё как есть и заявил, что отказывается от участия в картине — пусть теперь Горбонос весь саундтрек   и  пишет!  Лишь мольбы режиссёра о том, что уже составлена смета, что картину могут закрыть, заставили Зацепина скрепя сердце смириться с наличием в фильме песен двух авторов. А вот творческим и человеческим отношениям между певицей и композитором был положен конец. Ничуть не оправдывая неэтичный поступок, стоит признать, что Пугачёва оказалась талантливым композитором и написанные остальные песни для фильма   (Женщина, которая поет,Приезжай,90-й сонет Шекспира ),а также  фоновая музыка 
очень органично   вписались  в этот фильм,теперь уже  она могла вставлять в репертуар  свои песни,не боясь осуждения,хотя многие до сих пор не верят ,что такие известные песни как Звездное лето,Три счастливых дня,Свеча,Осенний поцелуй,  -
она написала сама   (по страницам инета 2016)


Рецензии