Василий Аксёнов. Коллеги и стиляги в одном флаконе

Многие видели фильм «Стиляги». К главным персонажам, кривляющимся выродкам, гонимым властями, нет ни малейшего сочувствия. Это трутни, изгои общества, это паразиты на теле трудового народа, как бы высокопарно это не звучало.

А ведь когда-то всё начиналось невинно. Вернее, нам хотели представить это явление невинным. В 1959 г. вышла повесть Василия Аксёнова «Коллеги», а в 1962 году показали советский художественный фильм по одноимённой повести Аксёнова. Так вот, в фильме (в самом начале) произошла неприятная для героев-стиляг сценка: около ресторана на них ополчился ветеран войны. Уж как ему вид стиляг не понравился: не за это воевали, не за это... В конце фильма стиляги и этот ветеран опять встретились, и ветеран был посрамлён: оказалось, что вчерашние стиляги очччень даже приличными, полезными для общества, гражданами стали.

Посыл этих сцен в фильме: стиляжничество - это всего лишь внешняя оболочка. Когда в первый раз увидела фильм, меня сразу резанула лживость этого утверждения. Не станет нормальный человек кривляться (а стиляги - это кривляки, клоуны). Это кривлянье - есть показание внутренней сути человека. И неестественна стыковка дельного человека (человека дела) и стиляги со всем джентльменским набором – барахлом заграничным, барами, коктейлями, буги-вугами…

Пушкин писал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…». Аксёнов перефразировал слова Пушкина, соединив несоединимое: дельного человека и эпатажного клоуна.

Мой родственник, москвич, чья юность пришлась как раз в эту пору, рассказал, что по выходу фильма «Коллеги» на экраны страны, вся студенческая молодёжь ушла в отрыв, все как с ума посходили: у баров, коктейлей и прочего стиляжного антуража была мега-популярность.

И вот дети рабочих, чьё детство прошло в бараках и коммуналках, вдруг стали умничать, вести такие же околонаучные полемики (как персонажи фильма), потягивая через соломинку коктейли в барах. По ночам дети рабочих разгружали вагоны, чтобы заработать деньги на коктейли, ну... чтобы умничать в соответствующих интерьерах. Не в библиотеке же вести научные диспуты?!.

Фильм незатейливо мягко переформатировал молодёжь, увёл с главной магистрали жизни, по которой шли рука об руку деды, отцы, внуки. Тогда и обозначилась жирная черта между отцами и детьми: родители не понимали и не принимали нового увлечения молодёжи, дети смотрели на родителей свысока, их ценности и их морали считая устаревшими, с презрением и усмешкой разночинца слушая стариков-"демагогов"...

Но вот и молодёжь 60-х превратилась в стариков. И ни капли раскаяния за бесцельно прожитые годы... При встречах, где льётся море алкоголя, они говорят только об одном: какая лихая была у них молодость. Эх, есть что вспомнить! Коктейли, бары, свободная, ни к чему не обязывающая любовь… Они стали потерянным поколением, но даже не заметили этого. Они так и застряли в 60-х годах. И уже давно на пенсии это поколение, но до сих пор вспоминают с трепетом то время, время перемен, время свободы. А в чём для них лично выражалась эта свобода? Свобода пить заграничные напитки, танцевать заграничные танцы, носить узкие брюки и тискать по углам клуба пьяных сокурсниц?

Ведь помимо этого, ТАМ ничего не было! ТАМ была пустота. А дельных людей из них не получилось: все силы физические, нравственные были растрачены на «Эх, будет что вспомнить!». Вот так вся их жизнь в гудок и ушла. Понимал ли это Аксёнов, когда выпустил джина из бутылки? Понимал ли Аксёнов, как его слово, или вернее образы этих коллег, отзовутся в сердцах молодых? Сделал он это по дурости? Или намеренно? Ну, чтобы по закону окна Овертона…

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Это сказал Ленин, а он был не дурак.
Кино - идеологическая бомба.
И в чьих руках эта бомба - тот нас и танцует.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.