Домик у болота часть 1

   Один знакомый предложил мне сходить с ним на болото за клюквой. Предупредил:"Ночевать будем в заброшенном доме на краю болота. Идти по нему будешь по моим следам до торфяного острова, он виден издалека. Там, вблизи небольшого озера, я всегда собирал крупную клюкву!" И мне понравилось его предложение.
   Сойдя на небольшой станции с вечернего пригородного поезда, мы захлюпали сапогами по размытой дождями дороге: знакомый - болотными, а я - обычными резиновыми. "А зачем ты, - спросил я его, - в болотники вырядился, неужели в болоте полно воды?" "Нет, не очень много, - успокоил меня Николай, мой знакомый, - но при сборе ягод приходиться опускаться на колени, погружая их во влажный холодный мох, а я же кандидат в мастера по бегу, потому и берегу свои ноги от простуды."
   До домика, места предполагаемого ночлега, мы добрались засветло. Открыв дверь крыльца, сразу же прошли в небольшую комнату. И мне при её осмотре стало ясно: в доме давно никто не живёт, не включает электрическое освещение по причине отсутствия электропроводки, не готовит себе пищу в печи. "Однако, - вдруг произнёс Николай, потрогав рукой белёную стену небольшой русской печки, - нам нынче повезло: кто - то ночевал в дому до нас и даже истопил печь. Она ещё не совсем остыла. И где только дрова могли найти, вокруг ни одного дерева не растёт. Ты,если хочешь переночевать в тепле, полезай на печку, а я расположусь на лавке. И нужно бы дверь крыльца запереть на крючок!"
   Я хотел было запереть дверь, но тут в дом вошли ещё трое сборщиков ягод. Один из них, человек огромного роста, ещё с порога зычно закричал:"Эй, кто тут временные - слазь! Отныне наша в доме власть. Я занимаю место на печи..." А немного погодя произнёс:"На лавке мне, мужики, не поместиться - слишком длинные ноги отрастил. Так что не обижайтесь на меня!" И он, поставив на небольшой стол свой огромный рюкзак, стал что - то из него доставать.
   Я не стал с ним спорить, поэтому оседлал одну из лавок, собираясь уснуть как можно раньше. И вдруг услышал:"Мужики, вы не против небольшого нашего выпивона и закусона?" "Не против!" - откликнулся мой знакомый. И он тут же лёг на свою лавку, подсунув под голову рюкзак, и мгновенно уснул. А я пошёл запирать дверь крыльца на крючок.
   "А зачем ты запер дверь, - вдруг спросил меня обладатель внушительного телосложения, - кого нам здесь, возле болота, бояться?" "Как кого, - ответил я ему, - болотных! Они, по местным поверьям, издавна живут в этом болоте, питаются клюквой, а мы у них её воруем..." "Не может быть, - удивился верзила, - скорее всего это домовые время от времени бегают за клюквой на болото, а потом пьют клюквенный морс за этим столом!" И он, хлопнув по поверхности старенького стола своей тяжёлой ладонью, громко и от души рассмеялся. А чиркнув впотьмах спичкой, зажёг свечку.
   В её неровном мерцающем свете я сразу же разглядел нового знакомого и двух его приятелей. Он, как гора, возвышался над столом и был широколицым, с довольно крупным носом, а они, низкорослые, сухопарые, выкладывали на стол свои съестные и спиртные запасы: чёрный хлеб, яйца сваренные вкрутую, бутерброды, огурцы, бутылки с водкой, походные рюмки. "Однако, - удивился я увиденному, - эти бродяги болотных просторов не пропадут нигде. Что им какие - то болотные!" И тут я увидел на стене дома многочисленные фотографии, помещённые в деревянные рамки и прикрытые сверху стёклами.
   "Так, вот кто здесь жил когда - то, - думал я, глядя на фотографии, - как же мало лет отмерено человеку... Они пролетают как мгновение!  Вот на одной из фотографий изображены хозяева дома, он и она, молодые, а на другой - они уже в преклонном возрасте, с морщинами на лицах и с сединой в волосах, в окружении своих детей и внуков. Когда - то в этом небольшом домике они жили, хоть и в тесноте, но не в обиде. Но, дети выросли и уехали из этой болотистой местности в города, а старики остались доживать свой век на краю огромного болота..."
   "Ну, друзья, - прервал мои размышления высокорослый сборщик ягод, - выпьем за начало нового клюквенного сезона. Пусть он будет успешным!" И он, выпив рюмку водки и хрустнув во рту солёным огурцом, предложил и мне выпить вместе с ними, но я отказался, сказав:"Боюсь не дойти завтра до места сбора ягод..." "Ну, как знаешь, - услышал я в ответ, - а вот скажи нам: от кого ты узнал про этих самых болотных?  И, может, и мы все - болотные?" И тут он и его приятели сперва заулыбались, представив себя в виде неких зелёных человечков с ластами на руках и ногах, а потом громко рассмеялись.
   Услышав сквозь сон чей - то смех, зашевелился на скамье Николай. "Мужики, - обратился он к ним, - нельзя ли потише выражать свои эмоции, - мне только что сон приснился: побеждал я в забеге на дистанции в пять километров. Чуть - чуть до финиша не добежал: разбудили вы меня!" Ему тоже было предложено выпить водки. Но он тоже отказался от принятия алкоголя, сказав:"Мне завтра предстоит бежать эти самые километры по болоту, а потому - не до выпивки!" И он вновь улёгся на скамью и вскоре захрапел, а через мгновение его лицо озарилось счастливой улыбкой, и я понял: мой напарник по сбору даров природы наконец - то первым прибежал к финишу.
   "О болотных, - стал я рассказывать байку о мифических обитателях болота, - мне довелось узнать от одного из местных жителей. С ним я познакомился в поезде и попросил его рассказать о здешних достопримечательностях. Вот он и вспомнил про болотных. Он отправился однажды, как и мы, на болото за клюквой. Подходя к месту сбора ягод, он, звать его Александром, увидел среди болотных кочек невысокое человекоподобное существо. Оно внезапно зашевелилось, и вскочило на одну из кочек. Увидев Александра, замахало руками и побежало в его сторону, словно хотело затащить его в болотную топь. Он еле убежал тогда от него. И больше на это болото не ходит!"
   "Всё, - воскликнул тамада, - тогда хватит выпивать, нужно хорошенько выспаться, иначе нам не удастся убежать от болотных!" И только он хотел погасить свечку, как в окно кто - то громко постучал. И все мы, я и трое собутыльников, на мгновение замерли, пристально вглядываясь в тёмный проём оконной рамы. И лишь Николай мирно похрапывал, лежа на своей скамье. "Счастливый человек, - промелькнула мысль в моей голове, - утащат его болотные с собой в торфяную зыбь, а он и испугаться не успеет!"

4.01.2018 года


Рецензии