Китайский дневник. Улыбка небес

Кто-то умный сказал: возможно все, что можно себе представить. Но я никогда и представить себе не могла, что доведется побывать в Китае, в таинственной и великой стране, к тому же в составе пяти лучших журналистов России. По правде сказать, до сих пор не верится, что десятидневная поездка с обширной культурной программой и приемами на высшем уровне уже позади. Рабочий день теперь начинается с «сортировки» восточных впечатлений и фотографий. Между тем китайская эпопея начиналась с курьеза...

Но прежде — об историческом курьезе. Первое русское посольство в Пекине в 1618 году возглавил томский казак Иван Петлин. Он прожил там два месяца и, получив от китайских властей письмо к русскому царю, вернулся. Однако китайскую грамоту в Москве так никто прочитать и не смог. Мне повезло больше. Факс о победе во всероссийском журналистском конкурсе на лучший материал о Китае и о поощрительной поездке был на русском языке. Однако сообщение это очень походило на розыгрыш, точнее, недоразумение. Дело в том, что в столичных конкурсах принципиально не участвовала. С трудом верилось в возможность честной победы. К тому же о Поднебесной написала единственный раз в жизни. Это был вполне «проходной» материал (что на журналистском сленге означает «так себе»), рассказывающий о традициях и культуре китайского чаепития. Что же касается конкурса, объявленного гуманитарным фондом «Чеховский центр», то о его проведении даже не догадывалась.

Тем временем конкурс по пяти номинациям шел своим чередом. Жюри изучало присланные работы, количество которых перевалило за две тысячи. Трех победителей уже ждали награды, однако лауреатов в номинациях «Политика» и «Культура и история» все не выявлялось. И тогда организаторы были вынуждены обратиться за помощью к Интернету. Там, благодаря электронной версии «Вечерки», мы и нашли друг друга. Известные востоковеды страны сочли материал о чае изысканным и познавательным не только для россиян, но и для самих жителей Поднебесной. Впоследствии и официальные представители китайской стороны признавались, что многие культурно-исторические факты, изложенные в «вечеркинском» эссе, им были не знакомы. Ох уж эта провинциальная привычка себя недооценивать...

Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Томск, Биробиджан. Лауреаты-счастливчики оказались из этих городов. Урало-сибирская зона была представлена весьма достойно. В столице нашу пятерку встречали, как победителей. Хотя, в сущности, почему как? Однако к этому еще предстояло привыкнуть. Генеральный директор «Чеховского центра» Виктор Конин сразу начал готовить нас к звездной жизни в Поднебесной. И первая же пресс-конференция, которую мы дали российско-китайским СМИ, показала, что жизнь эта не будет легкой.

Вообще журналисты, дающие пресс-конференцию, некий нонсенс. У всей нашей пятерки ощущения были крайней не комфортности. По очереди ловили себя на одной и той же мысли: безумно хотелось «перебежать на противоположную сторону» и самим уже по привычке задавать вопросы. Кстати, первая наша официальная встреча с коллегами проходила... в Андреевском монастыре. Именно здесь на территории памятника архитектуры XVII века расположен «Чеховский центр». Место историческое и очень благодатное. Бывший мужской монастырь, бывшая церковная богадельня. Сейчас здесь действующее патриаршее подворье. Неудивительно, что чувствуешь себя в этих намоленных стенах очень хорошо. Положительная энергетика будто струится с небес.

А потом было еще несколько продуктивных дней в Москве в преддверии манящего путешествия. Интервью радиовещательной компании «Голос России» (нас услышали в странах Азии, включая Китай), выставки и музеи, храм Христа Спасителя, где по чистой случайности сподобились получить благословение на поездку самого Алексия II. И еще одна удивительная и неожиданная встреча. Нашу делегацию во главе с Виктором Кониным принял Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в России. Впервые господин Лю Гучан встречался с российскими журналистами вне рамок пресс-конференций. Это было приятное и очень лестное исключение из правил. Безусловно, мы были заинтригованы: чем вызваны такие почести? Как выяснилось, нынешние отношения наших стран — самые лучшие за всю историю российско-китайских контактов. Причем отношения эти важны не только для России и Китая, но и для всего мира.

Главы двух государств назвали 2004 год годом дружбы между молодежью наших стран. Вот почему политически важно углублять знания друг о друге. Господин посол счел предстоящую поездку молодых российских журналистов в КНР одним из самых значимых мероприятий года, поблагодарил нас за интересные и правдивые материалы о Китае и пожелал приятных впечатлений. ...Первое, что бросилось в глаза в посольстве, — огромная безумно красивая ширма, отгораживающая большой зал приемов (позже, в Китае, ширмы встречались нам на каждом шагу). Как выяснилось, это очень важная национальная деталь интерьера. Дело в том, что китайцы боятся... духов. А они, по представлениям жителей Поднебесной, летают исключительно по прямой. Когда же на пути вырастает ширма, духи непременно ударяются об нее и... с плачем уползают восвояси. Таково народное поверье, въевшееся в подсознание поистине с государственным размахом. Нашу делегацию одарили памятными сувенирами, после чего лауреатам разрешили пройтись по пустынным залам посольства и прогуляться по парку. Взорам предстали красота и изысканность.

Восточный флер здесь проявлялся во всем. Повсюду символичные образы животных (при входе посетителей встречает скульптура грациозного пятнистого оленя Давида). Поразили воображение диковинные плодоносящие деревья, выполненные из камней-самоцветов, ковры ручной работы.

Как известно, китайцы непревзойденные мастера ландшафтов. Так вот в посольском парке мы смогли убедиться в этом воочию. Изумительные пейзажи и вновь скульптуры священных животных. Здесь даже урны в виде симпатичных панд!.. Впрочем, это уже, наверное, слишком. Бытовой практицизм едва ли сочетается со святостью образа.

...Панда, рис и Великая стена. Собственно, этими символами Поднебесной во многом ограничиваются представления среднестатистического россиянина об этой стране. В предвкушении открытий сердца лауреатов конкурса замирали. В особенности, когда «Боинг-777», уносящий нас на восток, оказывался в зоне турбулентности. Восьмичасовой перелет на высоте 11000 метров оставил неизгладимые впечатления. Во всяком случае аплодисменты, раздавшиеся в салоне в момент приземления, были дружными.

С погодой повезло не меньше. Пекинский аэропорт поприветствовал нас тридцатиградусной жарой и живописной палитрой буйно цветущих деревьев. Китайцы, встречающие делегацию журналистов, радовались нам, как родным. Мы не знали тогда, что пекинские товарищи весьма старательно поработали над программой нашего пребывания в КНР. Настолько старательно, что путешествие обрело экстремальный характер (за что собственно низкий поклон китайским друзьям). В день по две-три экскурсии, бесконечные приемы, пресс-конференции и банкеты. Забегая вперед, скажу, что отдыхать порой доводилось лишь три часа в сутки. «Дома будете отсыпаться», — не уставал повторять известный российский востоковед (один из членов жюри нашего конкурса) Олег Яковлев, сопровождавший нас вместе с Виктором Кониным в поездке. А никто и не спорил. Ведь, пожалуй, самое важное в жизни — это впечатления. А уж в жизни журналиста — тем более.

Итак, впереди у нас было 10 незабываемых дней. Пятерку лауреатов ждала Великая стена и плотно застроенный небоскребами Шанхай, встреча с российским послом и интервью ведущим СМИ КНР, дворец императора и Пекинская опера... А еще — конечно же, знаменитая на весь мир китайская кухня, полная сюрпризов и не всегда приятных неожиданностей.

stroganova.su


Рецензии