Посещение церкви Святого Петра. Рига, Старый город

Посещение церкви Святого Петра (Рига, Старый город, улица Скарню 19, 03.01.2018).

Рига, начало XIII века…

И сказал тогда епископ Альберт Буксгевден (он же Альберт фон Апельдерн), основатель города: «Здесь будет Дом Бога. И пусть он возвышается над всем краем рижским и прославляет Священную Римскую империю».

И появился Домский собор…

«Хорошо, владыка», ответили горожане. «Это твоё… Ну, а что же для нас будет?».

«А вам я разрешаю построить народную церковь, коли средств соберёте».

«Соберём, епископ, соберём. Раз даёшь добро, то поднатужимся и соберём. На благое дело ведь пойдут», ответили купцы, ремесленники, да другие жители города и принялись за дело…

Так, в 1209-ом году и началось строительство церкви Святого Петра – народной церкви для всех горожан, гостей столицы и, конечно же, любопытных, да любознательных путешественников. И строили её с 1209-го по 1690-е годы. Постоянно придумывая да разрабатывая модный стиль (готика, барокко), проекцию и высоту. И что бы с ней ни случалось после, её ценили, уважали, заботились, реконструировали, да восстанавливали заново, показывая, что это неотъемлемая часть города, это его символ, знак отличия и гордость…

А случалось немалое… То деревянные шпили сгнивали, падая и разрушая дома. То молния ударяла (в 1721-ом году), образуя пожар (и это в тот период, когда в столице гостил сам Пётр I). То Вторая Мировая война постаралась… Из немецких дальнобойных гаубиц (Примечание: более подробно, обо всём этом, можете почитать сами, на исторических сайтах)…

Доставалось церкви не на шутку. Но она всегда выживала. Никогда не случалось так, чтобы разрушали её до основания. И это был знак свыше. Значит, быть этому символу в будущем. Стоять одной из самых великих достопримечательностей Риги до скончания веков…

И как же тому быть иначе… Ведь это – коробка конфет (моё любимое определение значимости и важности исторического объекта того или иного города, страны). Без неё не представить Ригу. Никак.

Зайдём же внутрь…

Ого! Сколько людей! Вот это я понимаю уважение к столице! Мне, человеку, прошедшему уже 65 музеев, такой поворот событий только умиляет! Наконец-то, хоть кто-то может почувствовать то же, что и я!..

Стоим в очереди. Недолго. Минут пять-семь. Покупаем взрослый билет за 9 евро (для Европы это нормальная цена, поверьте). И идём к проверяющей бабушке-сторожихе…

«Сначала поднимаетесь на второй этаж. Там лифт. И на смотровую площадку. После, спускаетесь и можете обойти всю церковь кругом. Выход здесь же».

Спасибо. Всё так и сделаем. Но, не спеша. В зимнее время церковь открыта с 10.00 до 18.00. Сейчас 12.00. Время есть. Осмотрим же всё тут, как следует…

Стены похожи на Домский собор, ну, и складывается впечатление, что строили одни и те же люди, из одного и того же материала. Уж на Крестовую галерею похоже на все 100%.

О! А вот и один из петушков (бронзовый, в натуральную величину, отреставрированный), находящийся возле лестницы, ведущей на второй этаж, к лифту… Как говорит история, мол, всего их было 6. 6 петушков-флюгеров, указывающих направление ветра, попеременно стояло на башне с XV-го века по 1941-й год XX-го. И равно, как и со шпилями церкви (которые, конечно же, появились не сразу), с ними также происходили неприятные случаи. То под порывом сильного ветра их гнуло, то они падали, то сами разрушались. Прямо, никакого с ними сладу не было. Сейчас на башне возвышается седьмой петушок, поставленный в 70-е годы XX века (1973-й), отреставрированный и заново позолоченный…

В Средние века, этих «горластых» красавцев специально выкрашивали в два цвета. Одну сторону – в чёрный, а другую – в золотой. Чтобы все знали о направлении ветра и о том, благоприятен ли он для кораблей, желающих причалить в рижский порт. Или наоборот: отчалить от него…

А вот и лифт… Большая, просторная кабина с зеркалом и сидящим на стуле лифтёром, пускающим в среднем 10-12 человек за раз. Едем… Тут одна женщина и интересуется:

«А скажите, пожалуйста, лестницы же здесь есть?».

Но что ей хмурый и невесёлый лифтёр, дяденька средних лет, отвечает: «Есть. Но вам не положено. Только лифт»…

Понимаю, как его всё это замучило. Изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом… Но, работа есть работа. Однако, если честно признаться, то по лестнице тоже было бы неплохо. Мол, кто хочет на лифте ехать – пожалуйте в кабину. Ну, а кто пешком – вот вам лестница… Мне, бывалому путешественнику, так было бы даже веселее. Ведь кабина непрозрачная! И ничего, кроме себя, стен, пола, лифтёра, да пассажиров не видишь. А это же шпиль! С окнами, этажами. Тут было бы здорово поглядеть на Ригу, как на фуникулёре. Но, этого нет… А с лестницы – узрели бы больше… Ну, да ладно…

Высота всей церкви – 123,5 метра, отдельно шпиля (железного, больше деревянных не хотят делать) - 64,5 метра. Смотровые площадки находятся на высоте 57 и 71 метр, соответственно. Только там, где 57 метров – не пускают. И вы сразу поднимаетесь на 71…

71 метр над уровнем моря!!! Открытое пространство!!! Круглая, железная площадка с решётками на окнах, чтобы не возникало желания полетать. И панорама Риги… Красивое зрелище… В любое время года, в ясную погоду… А ветер… Такой, что мало не покажется… Теперь я знаю, каково было флюгерам-петушкам. Не забудьте шарф, шапку и перчатки, уважаемые жители, гости столицы, да неунывающие путешественники!

Ну, и здесь, не могу удержаться от шуток и не процитировать нескольких туристов…

«Фотографируй! Ещё! Ещё!».

«Да у меня уже руки без перчаток замёрзли!».


«Сколько мы здесь пробудем?».

«Столько, чтобы отбить наши 9 евро».


«Она круговая. Пошли назад. Я уже всё посмотрел. Эй, а где лифт?».

«Он уехал за новой партией желающих, оставив нас здесь коченеть от холода».

«Что же нам делать?».

«Фотографировать пока пальцы ещё двигаются».   

От себя же скажу, что ветер тут гуляет в любое время года. А зимой – здесь «самое то». Но не залезть было нельзя! Это же смотровая площадка церкви Святого Петра!

Кстати! До 1985-го года, церковь была самым высоким сооружением в Риге. После - её опередила телевизионная башня. Которая, во-о-он там, виднеется вдали. Во всей своей красе…

Что ж… 5-10 минут вполне достаточно. Хоть погода ясная, но пять градусов тепла дают о себе знать. Проявим благоразумие, спустимся вниз и осмотрим всю церковь…

На первом этаже…

О-о, а это уже напоминает… церковь, музей и выставочный зал одновременно…

Этот сдержанный готический стиль, с элементами барокко, своды, акустика… Храм божий для существующей здесь лютеранской церкви, в котором регулярно проводятся службы…

А ещё здесь есть: витражи, скульптуры, ряды стульев, центральный проход, ведущий к алтарю и капелле, склепы, выбитые в полу каменные орнаменты - эпитафии, которые более подробно представлены на стендах и расписаны на трёх языках (латышском, английском, русском). Кстати, оригиналы того, что описано - находятся в Польше. Их вывезли ещё до начала Второй Мировой, тем самым, спася их…

Герба… Этот полумрак, синяя подсветка, скрывающая от нас тайны средневековья, загадочная атмосфера 30 метровых сводов… Таких высоких сводов… Эпично…   

Вроде бы всё. Но хочется выйти и ещё раз обойти всё здание снаружи…

О! Уличный холод уже не так сильно чувствуется. После 71 метра-то… Высота сделала своё дело…

Вот главный вход… Барочный фасад. Здесь три декорированных портала… Красиво…

Отойдём немного назад… Вот церковь… Как же, всё-таки, она величественно стоит и возвышается над городом. Ещё полчаса назад, я был наверху, а теперь снова смотрю на неё, как мальчик-с-пальчик. Перестроенная не раз (исходя из рисунков, макетов, находящихся внутри), она предстаёт перед нами, как трёхнефная базилика…

Вот публичные часы XIV века, установленные в 1352-ом году, отреставрированные в 1975-ом… Особенные. С одной только стрелкой, указывающей час... Хм… Забавно. По-старинному… Отмечают каждый полный час и пять раз в день исполняют мелодию латышской народной песни «Рига гудит» ("Riga dimd")…

Вот петушок. Седьмой уже. Стоит, братец, стоит…

На этом всё?.. Конечно же, нет… Ещё очень многое можно рассказать о нашей главной достопримечательности города. И про то, что там концерты проводятся. И ежемесячные выставки устраиваются, которые, уж точно картинную галерею напомнят (исходя из нынешней: работ похожих и на реализм, и на натюрморты, и на пейзажи. И всё в церкви). И то, что в 1977-ом году её включили в UNESCO. И конфеты с изображением башни имеются. И магниты, плакаты, календари, кружки, тарелки…

Да и вообще – это настоящая курсовая работа по истории. Наша гордость, многострадальная, но такая живучая церковь Святого Петра…

И я рад, что в очередной раз здесь побывал, открыв, тем самым, в новом, 2018-ом году, сезон путешествий, исторических ценностей, да продолжения саморазвития…

Благодарю за внимание!..

С вами был журналист-любитель – Алекс Джей Лайт. 


Рецензии