Священноисповедник Павел Кратиров

Священноисповедник Павел (Кратиров), епископ Старобельский.

День памяти:
23.12/5.01 – день кончины (1931/1932 г.)

Священноисповедник епископ Павел (Кратиров Павел Федорович) родился в 1871 году в селе Покровское Тотемского уезда Вологодской губернии в семье священника, благочинного 2-го округа Тотемского уезда.

Был женат, отец трех дочерей – Валентины, Веры и Зои.

Окончил Вологодское Духовное училище, Вологодскую Духовную семинарию.
В 1896 году окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия за работу "Святитель Тихон Задонский как пастырь и пастыреучитель".

С 1896 года преподавал Закон Божий в школе в родном селе.
С 1897-го – преподаватель Тульской Духовной семинарии.
С 1902-го – преподаватель Курской Духовой семинарии.
С 1903-го по 1918 год – преподаватель нравственного Богословия Харьковской Духовной семинарии.
Одновременно был законоучителем в мужской и женской гимназиях. Высказывался в поддержку смертной казни для революционеров, совершавших политические убийства.

В 1918 году, после закрытия Харьковской Духовной семинарии, рукоположен во иерея.
В 1919 году овдовел и был пострижен в монашество. Возведен в сан архимандрита.

19 февраля 1922 года хиротонисан во епископа Старобельского, викария Харьковской епархии.
Активно выступал против обновленческого движения.
В одном из воспоминаний о деятельности епископа Павла говорится о его участии в диспуте с обновленцами, перед которым были арестованы многие видные православные деятели, намеревавшиеся участвовать в этом мероприятии: "Придя к своим родственникам, людям церковным, он узнал о только что бывших арестах и тогда решил пойти на диспут и там говорить во славу Божию. Вид у него был невзрачный, одежда тоже, ничье внимание он привлечь не мог, а поэтому, когда он на диспуте попросил слова, ему с удовольствием дали его. Но когда Владыка заговорил, то не только разбил все доводы обновленцев, но так горел любовью к Господу, что в эту минуту вся аудитория была готова идти с ним вместе на крест. Диспут кончили моментально, не дав говорить следующим ораторам".
Обновленцы ходатайствовали о высылке епископа за пределы епархии.
С санкции Наркомата юстиции Украины местным уполномоченным обновленческого ВЦУ уволен за штат с высылкой за пределы епархии.
Осенью 1922 года вернулся в Харьков.

17 марта 1923 года был арестован и заключен в тюрьму.
15 мая осужден Комиссией НКВД УССР по административным высылкам по групповому "делу епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923 г.".
Приговор: 3 года высылки за пределы Украины.
21 мая освобожден под расписку и выехал в Крым.

В 1923 году – епископ Ялтинский, викарий Таврической епархии.
Был уволен на покой.
Некоторое время жил в Абхазии, затем в Вологде, Владимире, Великом Устюге.
Недолго управлял Великоустюжской епархией.

В 1923-31 годах неоднократно подвергался арестам.

В 1924-25 годах жил в Москве, где присоединился к епископам-исповедникам в Свято-Данииловом монастыре.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

С весны 1925 года проживал в Харькове без права выезда.

Резко осудил Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года о признании безбожной власти и подчинении ей. Законным Предстоятелем Церкви считал митрополита Агафангела (Преображенского).
В конце 1927 года он отправил письмо митрополиту Агафангелу и остался вполне удовлетворен ответом, так как ярославский митрополит назвал Сергия "узурпировавшим церковную власть".
Владыка Павел указывал, что митрополит Сергий открыто боролся за власть в Церкви, получив же ее, самовольно вступил на новый курс и, призывая всех к миру, начал налагать на не согласных с ним церковные прещения. Он призвал митрополита Сергия раскаяться: "Мы же горячо убеждаем его самого принести, во имя блага Церкви, в жертву свое самолюбие и властолюбие, которыми он до сих пор руководился больше, чем Боголюбием, и снова чистосердечно покаяться во всех своих церковных прегрешениях, а управление Церковью предоставить тому, у кого оно было им отнято".

С начала 1928 года епископ Павел состоял в "иосифлянской" оппозиции митрополиту Сергию.
В феврале и мае 1928-го написал в подпольной церковной литературе два письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о сергиевском православии".
Направил митрополиту Сергию официальное заявление об отделении от него. Последовавшего вслед за этим запрещения в священнослужении не признал. Митрополита Сергия обличил в таких словах: "Митрополит Сергий не лично от себя и своего Синода, но от имени всей Православной Соборной Церкви поклонился человекобогу, говорящему гордо и богохульно... Я, грешник, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митрополит Сергий вводит в церковное Богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол...
Тем, кто поплелся за митрополитом Сергием, возвращение на путь истины – задача трудная, сопряженная с немалыми скорбями и лишениями.
Сергиевскую молитву (о властях и воинстве) свободно можно перефразировать так: "О благополучном пребывании богоотступления, Господу помолимся", или: "О искоренении Христовой веры, Господу помолимся".

В 1928 году владыка Павел вошел в подчинение владыке Димитрию (Любимову) и, наряду с епископом Алексием (Буй), приступил к окормлению «иосифлян» в Киевской и Харьковской областях.
В течение лета 1928 года к нему присоединилось около двадцати общин, в последующем его юрисдикцию признал еще ряд приходов. Епископ Павел возглавлял около сорока "иосифлянских" приходов в Харьковском, Сумском и Днепропетровском округах.

После ареста архиепископа Димитрия (Любимова) епископ Павел поддерживал отношения с епископом Нарвским Сергием (Дружининым) – писал ему, посылал в Ленинград несколько человек для рукоположения.

17 января 1931 года был арестован в Харькове по делу "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной церковью" и заключен в тюрьму.
Из обвинительного заключения по делу: "В июле 1927 г. митрополит Сергий Страгородский декларировал лояльное отношение к советской власти. Крайне правые круги церковников усмотрели в этой декларации "измену православию и предательство интересов церкви" и повели с ней решительную борьбу, оформившись в конце 1927 – начале 1928 г. в новую группировку. Эта группировка, присвоившая себе название "Истинно-православная церковь", впитала в себя наиболее непримиримые в отношении соввласти к/р круги церковников и социально-враждебные соввласти элементы из так называемых мирян. Прикрываясь религиозными формами, борьбой против "легализации" церкви за "чистоту православия", члены группировки вели монархическую пропаганду, и к 1929 г. группировка оформилась в подпольную к/р организацию повстанческого характера. Основные кадры вербовались из кулачества и фанатичного антисоветского элемента в селах, "бывших людей" и буржуазных элементов в городах. Привлечено в качестве обвиняемых 136 человек. Организация охватывала весь СССР – центры находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и др. городах и селах Украины. Между группами была налажена связь". "Для охвата наиболее широких масс и вовлечения их в к/р работу организация практиковала метод сколачивания по селам групп, объединявших наиболее отсталый фанатичный элемент села, который легко можно было использовать в к/р направлении".
Обвиняемый Толмачев Николай, член Сталинской к/р группы, показал на следствии: "В 1927 г. я получил от еп. Павла Кратирова в Харькове предложение организовать подпольные группы по возможности в каждом селе, в каждой фабрично-заводской местности. Эти группы должны были быть базой контрреволюции, активом самой жесточайшей борьбы против соввласти..."
С января по март 1931 года владыка Павел допрашивался 24 раза.
Не скрывал своего негативного отношения к политике советской власти: "Так называемое раскулачивание кулака с религиозной точки зрения – явление безусловно греховное. Так оно и расценивается, без сомнения, всеми верующими людьми". Заявил: "Если я буду честно исполнять свои пастырские обязанности, я буду рассматриваться как лицо нежелательное и даже вредное с точки зрения существующей власти; если я буду благословлять и одобрять все начинания существующей власти, противные религии и даже направленные против нее, я буду бесчестным и никуда негодным служителем Церкви".
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), священник Григорий Селецкий, будущий игумен Иоанн и другие священнослужители и монашество.
Из материалов дела: "Павел Кратиров руководил а/с деятельностью к/р групп, хранил и распространял к/р литературу". "В обнаруженной при обыске у руководителя Харьковской к/р группы обвиняемого Кратирова копии письма епископу Дмитрию Любимову, Кратиров давал следующую установку: "...Не поставлены ли мы долгом своего служения в необходимость препятствовать существующей власти в ее работе на каждом шагу? Разве можем мы одобрять воспитание в современных школах? Разве не обязаны мы во всех таких и подобных им случаях говорить своей пастве, что нужно слушаться более Бога, чем людей? А если мы заградим уста свои, то вправе ли будем считать себя честными служителями Церкви? Не уподобимся ли псам нелающим?" "Сообразуясь с моей точкой зрения – на обязанности честного служителя Церкви в условиях соввласти, служитель Церкви и вообще всякий честный верующий человек действительно поставлен был в необходимость препятствовать соввласти в ее работе на каждом шагу..."
2 января 1932 года тяжело больной епископ Павел был осужден Коллегией ОГПУ по групповому "делу епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931 г." по статьям 54-10, 54-11 УК УССР как "организатор и руководитель украинского филиала к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины" .
Приговор: 10 лет концлагерей.

5 января 1932 года скончался в тюремной больнице в городе Харькове при нарастающей сердечной слабости от саркомы лимфатических желез и двухстороннего плеврита.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 126.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 303-304.
3. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 265.
4. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С. 294-295.
5. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.85.
2. ЦГА Общественных организаций Украины. Д.Н-7377. ЛЛ.1,2,11,12,26.


Рецензии