Детство

Моё раннее детство прошло в бараке, маленькая комнатка с единственным окном, смотревшим в мир.В комнате была только одна кровать, кухонный стол и табурет. Отец мой был художником, но мать моя с ним не жила.Он был любитель выпивки, женщин и любил погулять. Брат мой Вова, старше меня на 4года, тихий и уравновешенный ребёнок, он во всём слушался маму, в отличии от меня. Я же с виду приятный милый ребёнок, с пухлыми щеками и ямочками на них, была настоящей бестией. У меня не было игрушек, зато у меня было много книг, которые я знала все наизусть. Мама иногда меня брала на работу, где ставила меня на табурет и заставляла читать перед всеми стихи. " А учитель он на вид очень строгий, отвечай-ка говорит мне уроки. Ты на карту погляди, милый зайка, город Вильнус мне найди, не зевай-ка"-читала я.У меня была прекрасная дикция и всем очень нравилось, как я читала." Какой чудесный и умный ребёнок",-говорили они, улыбались и гладили меня по головке.Дарили мне подарки, а кто-то надел на голову мне красивую вышитую камилавочку. Никто не догадывался, что в этом чудесном милом ребёнке сидела настоящая бестия.Я озоровала почище всякого мальчишки. С раннего утра я носилась по полю, около барака, гоняя с ребятами мяч, била стёкла и забиралась в чужие курятники за яйцами. Поэтому у мамы всегда был припрятан для меня "воспитатель"-солдатский ремень с жёлтой медной пряжкой со звездой. Вот опять я мячом разбила стекло и мама бегает вокруг стола, чтобы выловить меня, и как следует наказать. Я визжу, как индеец, ускользая всякий раз, когда мама хочет меня схватить. Я выскакиваю у неё из рук и мама ещё больше сердится. Наконец ей это удаётся и мама отводит свою душу.После этого я на время затихаю, но только на время,ибо на второй день всё повторяется снова.Коленки мои всегда были разбиты и не успевали заживать, и если у кого-то чулочки рвались и стирались на пяточках, то на моих чулочках рвались коленки. Постоянно бегая, я падала вперёд себя, к тому же голова моя была всегда задрана к верху. Я смотрела на Луну, а мама просто тащила меня за руку.Луна бежала за мной, улыбалась мне и подмигивала, а я конечно не видела что у меня под ногами и падала, разбивая опять колени. " Вечно у тебя голова задрана"-сердилась мама.А я ей говорила о голубых человечках, которые живут на Луне. Мама смеялась надо мной и говорила: " вечно ты со своими выдумками". Но я верила в это и мне казалось уже тогда, что я не земной человек, а прилетела от туда. " Мама, я вот сейчас маленькая, потом я вырасту и стану такой как ты, потом состарюсь, как старушка, а потом снова сделаюсь маленькой". Мама опять смеялась.Когда мне исполнилось 5лет, нам дали квартиру и мы переехали. Но я ещё долго во сне видела старый барак, мне снилось, как я бегаю к речке и ловлю панамочкой шустрых мальков в ней, как я ставлю кружку на кровать во время дождя, потому, что течёт крыша и несу в руках ещё тёплое яйцо, которое только что положила курица. Мама меня устраивает в сад с круглосуточной группой, раньше было такое, если родители работали в ночь. Я не очень любила ночевать в саду, скучала по дому. Но я обожала сироп шиповника, который мне давали только по одной чайной ложечке. Я знала, что эта вкуснятина всегда стояла в буфете, где мы обедаем. Вот мама опять оставила меня ночевать в саду. Мне никак не уснуть, я долго ёрзаю в кровате,наконец я спускаю ноги на холодный пол и тихонько на цыпочках, чтобы не разбудить всех, пробираюсь к буфету. Буль-буль-буль- наслаждаюсь я сиропом, и пол бутылочки как не бывало. Затем я опять, так же тихонечко, возвращаюсь к кровате. Но что это? Взгляд мой устремляется в окно. В окне на звёздном небе какая-то серебристая точка, которая то поднимается вверх, то опускается вниз, то уходит вправо, то влево. Я была умной девочкой и знала- самолёты так не летают и ракеты тоже. Это была эра- начала космонавтики, когда в космос полетел Юрий Гагарин. Я ещё долго наблюдаю за этой странной точкой, пока она не поднимается быстро вверх и не исчезает совсем. Позднее я узнаю ответ на этот вопрос, но только не сейчас, пока я в саду. Вскоре я должна пойти в школу, нас отбирают девочек и мальчиков, и в последний день посещения сада дарят нам портфели, на нём я очень любила кататься зимой с горы. Я радостная, мне кажется, что в школе, как в саду- всё интересно, вскоре я разочаруюсь в этом. В школе оказывается не до игр, там надо учить уроки.Одна отдушина-это двор. Я прихожу со школы, бросаю портфель и на улицу, там меня ждут мальчишки, чтобы играть в футбол или хоккей. В футболе меня ставят на ворота, я мужественно отбиваю атаки и ловлю мяч. Я не боюсь падать, чтобы спасти ворота и схватить мяч. Но тут выходит Алик, верзила и хулиган, он бьёт по мячу. Мяч летит в мою сторону, а я пытаюсь его схватить, но он со всей силы ударяет меня в переносицу, я падаю,как подкошенная и полчаса лежу не двигаясь,кровь заливает мне лицо.Мальчишки в ужасе смотрят на меня. Потом я поднимаюсь, сажусь на траву, перед глазами у меня ещё плывут круги и чёрные пятна. Я вытираю кровь с лица рубашкой и заявляю, что на ворота я больше не встану, а буду играть только в нападении. Я была лидером всегда и ничего другое меня не устраивало, и я всегда подтверждала это звание своими успехами.Но ремешком мне нет-нет да попадало от мамы. Вот опять на меня жаловались соседи, что я бегала по крышам сараев и проломила кому-то крышу.Прихожу с улицы, а мама меня с ремешком дожидается. Я проскальзываю у неё мимо рук и бегу к столу, который стоит по средине комнаты. Мама опять меня хочет схватить и мы бегаем вокруг стола, я визжу опять, как-будто меня режут. Но мама вылавливает и я получаю по заслугам." Зачем ты бегаешь по сараям?"- говорит сердито мама. "Мама,но все бегают, не я одна"- заявляю я. " Все, это кто?"- снова заявляет мама. " Мальчики"- говорю я. " Вот именно, мальчики, но ты же девочка"- мама расстроенная садится на стул, ей долго не успокоиться. " И зачем только я тебя родила на свет? Ведь не хотела тебя рожать",- снова говорит мама. Я говорю: " Я знаю". У мамы вытягивается в недоумении лицо: " От куда?" " Я видела это, когда сидела у тебя ещё в животике. Ты шла с какой-то тётенькой, по косогору, там где стоял наш старый барак. Вы вместе не хотели рожать. Вы шли к какой-то старушке. Но та тётенька пошла, а ты вернулась." Мама смотрела на меня в недоумении: " Откуда ты всё это знаешь?" А я продолжала: " Я видела это, когда сидела у тебя в животике, ты вернулась, потому, что Боженька не дал тебе это сделать и он тебе всё время говорил: Вернись! Вернись! Потому, что я нужна Боженьке." Мама была в обще повергнута услышанным. Но заявляла:" Никакого Бога нет, но я действительно вернулась". Она ещё несколько минут пялилась на меня глазами, пытаясь узнать, откуда я всё это знаю. Наконец уходила, махнув на меня рукой.Мама решила меня взять на концерт. Концерт я плохо помню, за исключением только мальчика, который играл на скрипке. О! Боже, как он играл!С тех пор я " заболела " скрипкой и заявила маме, что хочу так же научиться играть. Но мама, узнав, что за обучение надо платить и сколько это стоит, передумала меня отдавать на учёбу.Ах, мама , если бы ты знала, какую ты ошибку совершаешь?! Если бы я начала учиться играть на скрипке, у меня бы не было время на озорство, а так всё продолжалось. Был такой мальчик в нашем дворе, которого никто не звал по имени, а многие и вообще не знали как его звать. У него была кличка Папуля, так его все и звали- Папуля. С Папулей никто не дружил, со мной все дружили, а с ним никто.У него вечно были сопли под носом и его считали дурачком. Мне было жалко Папулю и я сказала: " Знаешь что, Папуля, с тобой никто не дружит, а давай я с тобой буду дружить." Папуля очень обрадовался и сказал, что за это он меня научит курить. Мы сели с ним около стога сена.Папуля достал из кармана красную коробочку, на которой белыми буквами было написано " Прима", достал папироску и протянул мне. Я взяла папироску в рот. " Да нет,-сказал Папуля, не так", он перевернул папироску другим концом и поджёг мне её.Я вдохнула её и слёзы градом хлынули у меня из глаз, кашель не давал мне покоя.От едкого дыма голову мою кружило и весь пейзаж плыл у меня перед глазами. " Ты не правильно куришь,- сказал мне Папуля, надо вдохнуть глубоко, задержать всё внутри, а потом выдохнуть всё через нос". " Знаешь что, Папуля, мне не нравится, я не буду, кури лучше сам". Папуля докурил мою сигаретку и бросил рядом. Потом он стал без умолку болтать, рассказывая про свою сестру, про отца и мать, мне не очень интересно было его слушать. Мы не видели как рядом вспыхнуло сухое сено. Помню только, что Папуля закричал: " Атас, бежим!" Потому что к нам бежал с ругательством злой мужик. Мы бросились с Папулей бежать. Папуля уже сидел верхом на заборе, а я замешкалась, потому, что у меня упала в крапиву красивая вышитая камилавочка, которую подарили "прекрасному и умному ребёнку". Я хотела её достать, но злой мужик стремительно приближался к нам. Папуля подал мне руку с забора: " Давай быстрее, быстрее!" Я ухватилась за руку Папули и раз- уже была на заборе, но спрыгнуть удачно мне не удалось. На верху забора был гвоздь и я зацепилась за него своим платьицем.Мужик был уже почти рядом, вот- вот меня за ноги схватит. Ещё раз дергаюсь вперёд и на гвозде остаётся клок от моего платья. Я прыгаю вниз. Мы спасены, но домой я не спешу, я знаю, что от мамы мне опять будет взбучка. Я ещё некоторое время кружу по двору, прежде чем решаюсь идти домой. Но делать нечего и я иду. Ох и била меня в этот раз мать. А я только кричала: " За что?!"  А она мне : " Ты курила!" "Это не я, это Папуля!"- вопила я. " Стог сена подожгли!" " Это Папуля, это всё Папуля!"- опять вопила я. Мама села на табурет рядом и заплакала: " Ну что мне с тобой делать?" Мне стало тогда жалко её, я подошла и коснулась рукой её головы: " Мама,- сказала я, я никогда курить не буду, да мне и не понравилось совсем". И я сдержала это слово на всю жизнь. Однако я продолжала ещё некоторое время озорничать. На стене у нас висела картинка с вышитым оленем. Мама подвешивала на эту картинку отрывной календарь. Но я знала и другое, что за картинкой был кармашек, в который мама иногда клала деньги.Зарплаты раньше были совсем не такие, но на 1рубль можно было купить хлеба и целый бидон молока. В тот день, когда я слазила туда, лежал только один рубль, видимо у мамы не было денег. Вот  его-то я и стянула. Я побежала к подруге Вале и вскоре мы купили с ней по эскимо на палочке, по маленькой шоколадке и у нас ещё остались деньги на детскую книгу, которую мы тоже купили с Валей. Поедая с наслаждением мороженое и закусывая шоколадкой, мы отправились с ней на вокзал. Мы хотели найти с Валей клад, она уверяла меня, что под полом там можно всегда найти деньги.Вон какие щели в полу?! Разявы пассажиры, дожидаясь поезда и бродя по вокзалу,наверняка уронят деньги, которые закатятся в эти щели. Мы долго рыскали под полом, разыскивая деньги и вылезли от туда чумазые без всего.Нашли только старые 15 копеек, которые никто у нас не принял. Мы вернулись домой уже к вечеру, где как обычно с ремнём меня ждала мама. Мне снова досталось за всё. Ах, так, подумала я, бить такого чудесного и умного ребёнка! И в следующий раз, когда мама  сунулась за шкаф, чтобы достать от туда ремень, она его просто не нашла. Мама не знала, что когда она топила печку, я просто выкинула его в огонь. И тогда мама снова села и заплакала, а я подошла и спросила её, почему она плачет. А мама сказала : " Я больше никогда тебя бить не буду." " Почему?"- сказала я. " Потому, что я боюсь убить такого умного и талантливого ребёнка" И правда, мама меня никогда больше не била. Да и как можно было бить такого чудесного и умного ребёнка?! 


Рецензии