Все музы остались в восьмидесятых
Что еще может характеризовать этого талантливого человека? Ну, наверное, полное отсутствие муз и исключительная немногословность. Довольно странно, но сегодняшнее интервью едва ли не первое в жизни моего необычного собеседника. У меня в гостях Александр СОКОЛОВ, и разговор наш о рекламной фотографии. Что делать, если клиент не прав? Почему моделей жалко? Кому раскрыть свои секреты?
Последний аргумент
— Коллеги вас называют основоположником рекламной фотографии в Челябинске. Согласны с ними?
— Наверное, слишком громко сказано.
— Но льстит такая оценка вашего труда?
— По правде сказать, я к этим делам равнодушен. Я к деньгам неравнодушен. (Смеется). В рекламе-то, в принципе, любая может фотография использоваться, в том числе и репортажная. Другое дело, что я занимаюсь разработкой конкретной рекламной фотографии. Обычно это больше касается имиджевой рекламы, когда надо создать визуальный образ. Сначала мы в студии его придумываем, потом создаем и снимаем. Вот это, наверное, кроме меня действительно никто не делал до определенного времени.
— А сейчас у вас есть последователи? Или конкуренты?
— Не знаю. Наверное, есть. Я не вращаюсь в этих кругах, не тусуюсь, что называется. Я сам по себе. Не то что бы некий особняк. Дескать, там они, а я тут вот. Но как-то неинтересно мне. Делаю свое дело и все. А чем там занимаются другие... Без разницы по большому счету.
— Что сейчас происходит с рынком рекламной фотографии, на ваш взгляд?
— Да ничего особенного не происходит. Все как всегда: делается либо что-то интересно, либо что-то банальное.
— Но больше-то банального делается, рискну предположить...
— Естественно. Много ли шедевров в любой области? Так и здесь. Хотя в рекламе их быть вообще-то и не должно. Это не искусство. Можно сделать картинку, которую будут считать произведением фотоискусства. Но если она не работает, если созданный образ не увеличивает продажи, грош этой картинке цена. А зачем тогда этим заниматься?
— Ну в вашем-то творческом багаже есть шедевры?
— Мне близка позиция американского профессора Джона Филипа Джонса. В своей книге «Мифы, небылицы и факты о рекламе» он говорит: «Креативно то, что увеличивает продажи». Разделять нельзя. А у нас это сплошь и рядом происходит: клиенту нравится или не нравится композиция. Такой подход неверен. Оценку нужно выставлять по другим критериям. Должно понравиться бухгалтеру, например. Начали рекламную кампанию — прибыль пошла. Вот для чего реклама заказывается. Единственное, что оправдывает существование рекламы, это то, что она влияет на продажи. Другого смысла в ней нет. А в нашем городе... Есть такое ощущение, что у нас больше играют в рекламу. Многие.
— Но вам же все равно приходится работать с этими людьми. Других ведь не дано. Что же, наступаете на горло собственной песне? Какие методики разработали для сотрудничества с заказчиками, мягко скажем, не слишком компетентными в области рекламы?
— Я всегда разговариваю с клиентом. Но если уж совсем не удается убедить и подразумеваю вопрос по завершении работы «а кто вам такую хрень снимал», просто отказываюсь от заказа. Бог с ними, с деньгами. Не позориться же. Если я считаю, что клиент не прав, по крайней мере, ему об этом скажу. Если он настаивает на своем... Что ж, я предупредил. Но если под ударом мой имидж, конечно, откажусь от заказа. Такое нечасто, но случалось.
Фотосессия в подарок
— А «для себя» снимаете?
— Это в 80-х годах я снимал все исключительно для себя. А потом настал период, когда стал снимать исключительно для работы.
— То есть вам сегодня неинтересны никакие творческие задачи?
— Почему? Щетинкиной для альбома фотографировали фарфор (очень сложная съемка), Авакяну — мрамор, Митрошину — бронзу. Все это творческие задачи. Мне все интересно, что сложно. Просто не всегда могу себе это позволить. Например, мне интересно было бы поснимать пейзаж. Но на это надо потратить много времени. С моей точки зрения, пейзаж — не просто красивая картинка. Надо бы, глядя на работу, состояние природы ощутить. Чтобы такой пейзаж получился, необходимо время, нужно знать места, даже прогноз погоды. Просится, к примеру, легкий туман... А его нет и, может, не будет еще неделю. Поэтому пейзаж — это либо случай, либо долгое и упорное ожидание.
— Ну а женские образы разве не греют больше душу?
— Снимаю и женские образы. Были журнальные обложки, фотопроекты. Выражение какой-то темы через женский образ — довольно интересное творчество. Ну а просто женская натура... Снимать так, как в 80-х — по принципу «схватил аппарат и пошел» — скучно. Все уже сложнее. К счастью, иногда заказы совпадают с движением души.
— Модное слово «фотосток». Что думаете об этом? Насколько перспективное направление?
— Это, наверняка, перспективное направление, раз оно до сих пор развивается, возникнув лет десять назад. Стоков сегодня много. Все продается и покупается. Как в любом бизнесе, здесь надо уметь предлагать товар. Моя студия в самом начале этого сотрудничества.
— Слышала, что сейчас в моде фотосюрпризы. Молодой человек дарит возлюбленной фотосессию...
— Не только возлюбленным дарят, но и друзьям. Это небанальный и недешевый подарок. Но для женщины съемка должна быть в удовольствие. Иначе какой же это подарок?
— У художника бывают жанровые пристрастия. Ваши каковы?
— Я б не сказал, что у меня есть любимый жанр. Мне все интересно. Но главное — нужно уметь работать в любом жанре. Потому что в рекламе может потребоваться все, что угодно.
— А муза в вас есть? Или в рекламной фотографии можно обходиться и без нее?
— Запросто!(Смеется).Все музы остались в восьмидесятых.
— Я смотрю, перестройка наложила на вас неизгладимый отпечаток. Вас послушать, так вся жизнь в восьмидесятых осталась.
— Ну нет у меня муз! Если говорить о рекламе, модель подбирается под образ. Вот и все.
Вредные мечты
— А как вы к фотошопу относитесь? Разве это не костыли для нерадивого фотографа?
— Не соглашусь. Это не костыли, а инструмент. Инструментом надо уметь пользоваться. Во всем необходимо мастерство. Примеров его отсутствия масса. Вроде бы человек владеет фотошопом, а взглянешь на результат... — не на что смотреть. К слову, по поводу результата. Всем рекомендую купить фотоальбом с толстыми листами по типу тех, что были до революции. Тщательно отбирать снимки, оставляя только шедевры, качественно печатать, клеить в альбом и подписывать. Обязательно подписывать: кто, когда, с кем, где... Раритетные дореволюционные альбомы интересны и сейчас. У многих, как тома, стоят в шкафу пластиковые фотоальбомчики с фотографиями 10 на 15. Неподписанные, конечно. Точно могу сказать: пройдет лет пять-десять — никто уже не вспомнит, кто на этих снимках. Потомкам будет неинтересно. Альбомчики истреплются и в итоге будут выброшены. А вот когда выберешь лучшее, подпишешь, душу вложишь в этот фотоальбом, тогда он будет интересен и внукам, и правнукам. История семьи, по большому счету.
— У вас есть такой альбом?
— Нет.
— Всем рекомендую, а сам не делаю, выходит?
— Главное — есть желание. А значит, и время найдется для его реализации. В будущем появятся электронные фотоальбомы. Хотя не верю я пока в электронику в этом плане. Бумажный альбом надежнее.
— У мэтра Соколова не было желания завести учеников?
— Таких амбиций нет. Но я не жадный. Если меня спрашивают о чем-то коллеги, всегда охотно делюсь. Если судьба сложится так, что ученики появятся, — ради бога. Но чтобы пыжиться: вот-де, надо передать кому-то секреты мастерства... Уж точно меня это не тревожит.
— Правда, что вы моделей мучаете? По несколько часов, говорят, можете кадр выстраивать, и вам нет дела до того, что живая натура уже... полуживая.
— Ну это ее работа. А вообще съемка, создание образа — процесс небыстрый. Многие заказы требуют пробных съемок. Многое невозможно понять, глядя просто сквозь объектив. Цвет, композиция, макияж, прическа... Но баланс, конечно, соблюдаю. Если буду выставлять часами свет, а клиент уже никакой, тоже толку не будет в результате. Так что все в пределах разумного. Кстати, после съемки частные клиенты обычно замечают: «А ведь какая трудная работа у модели!» Хотя я их только чуть-чуть понапрягал. Был случай, когда модель действительно просидела порядка пяти часов в одной позе практически. Одежду дизайнеры делали прямо на девушке из ткани, драпировали. То есть даже привстать не могла, потому что все бы рассыпалось. Самое главное для модели — не столько внешность, сколько актерские способности. Все может быть идеально: одежда, визаж, прическа, аксессуары. А вот если она не сыграет образ, то... ради чего все?
— Многие девочки мечтают стать моделями. Правильная мечта?
— Мечтать на эти темы вредно, мне кажется. То же самое, что мечтать стать актрисой. Сцена, прожектора, цветы, аплодисменты... Но ведь ко всему этому еще надо прийти. Никто ж за красивые глаза не будет кидать цветов и кричать «бис». Труд за этим стоит. Не просто покривляться перед объективом, а роль сыграть надо. А когда кажется «ой, как я красиво выгляжу!»... Может, как раз надо выглядеть некрасиво. Важно задачу выполнить, поставленную фотографом. Для рекламы это особенно важно. Неудивительно, что некоторые известные модели в кино снимаются. Артистизм превыше всего. В любом случае личностью надо быть. Личность всегда интересна.
— А еще говорят, что вы жуткий эстет. Это правда?
— Честно говоря, никогда не задавался мыслью: эстет я или нет. Если у меня и есть церемония, связанная, к примеру, с чаем, то мне просто так по кайфу. Да, бывает приятно взять сахар щипчиками старинными, воспользоваться специальным механизмом для отжатия чайных пакетиков. Но я не задумываюсь при этом: эстетически ли это у меня получается? Никакого впечатления производить не хочу. Даже в мыслях нет этого. Просто мне так комфортно. А окружающие могут воспринимать это по-разному. Наверное, могут и в пижонстве обвинить. Их право.
— В начале интервью вы сказали, что неравнодушны к деньгам. А они к вам как относятся?
— Для них это слишком личное...
stroganova.su
Свидетельство о публикации №218010400909