Незабудки

(Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)



НЕЗАБУДКИ

(тема опричнины в российском кинематографе)


   Как-то раз Игорю Талькову – известному русскому певцу, поэту, композитору ( и моему любимому из российских певцов, позволю себе сказать; Царство ему Небесное и вечная память на земле!) – так вот, ему предложили ( на Мосфильме, если не ошибаюсь) сняться в главной роли задуманного фильма по повести Алексея Толстого «Князь Серебряный» - извините, это, видимо, не повесть, а исторический роман…

Игорь Тальков согласился, но вскоре вынужден был отказаться от участия в этом проекте, так как слишком скромными, даже непозволительно куцыми, ущербными оказались выделяемые для фильма материальные средства, совершенно не позволявшие отразить сюжет произведения ( например, режиссер решил отказаться вообще от всех сцен с Иваном Грозным – не было средств для царских одежд и палат…); итак, он решил отказаться, не позорить столь дорогое для него произведение о столь дорогом его сердцу Идеале честной благородной бесстрашной русской души…
 
    И вот позволю себе высказать также мою уверенность в том, что поэт-патриот хотел также сниматься в таком кино-проекте, чтобы раскрыть на киноэкране тему опричнины – старую российскую тему, проблему и боль, столь ясно, рельефно поставленную в романе Толстого (Алексея Константиновича)…

   «Какая опричнина? Что за опричники?» - спросите вы; и вот как отвечает на такой вопрос князя Серебряного один крестьянин в романе: «Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться. Так-де царь указал!»

    И боярин Морозов добавляет – в другом эпизоде произведения: «Ездят теперь по Святой Руси их дьявольские, кровоядные полки с метлами да с песьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую; грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы!»
   
   Вот так, коротко и ясно, и точно – к величайшему сожалению о нашем таком печальном историческом прошлом; и вот что еще пишет уже от своего собственного лица сам автор романа (в предисловии): «В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн Четвертый, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования.»

   Без негодования! – Вот, пожалуй, ради этих печальных слов и решил я добавить к  серии очерков по кино-искусству хотя бы один, хотя бы самый маленький очерк о том, что можно было бы как раз и назвать темой опричнины, ибо это ужасное явление не только снова и снова возобновлялось в той или иной степени в нашей истории, не только повторилось со страшной все-разрушающей силой во времена правления Сталина, но и теперь еще далеко не окончательно изжито в российском обществе!

И не раз встречал я очень сильное уважение к Иосифу Сталину среди окружающих меня людей, в том числе среди педагогических работников (моих коллег); так что висят на стенах портреты диктатора, темного царя новой опричнины, и так ничего и не поняли, не извлекли из уроков истории еще очень многие люди, которые не только смотрят без негодования на лидера такого типа, как Сталин или Иван Грозный (два сапога – пара), но и вздыхают с ностальгией (хотя и не жили сами тогда) о временах их правления; «нам бы Сталина сейчас!», и хоть им кол на голове теши; плотский ум изворотлив, и на любой аргумент он выдвинет тысячу новых «контр-доводов», и не убедят его никакие исторические факты о совершенно чудовищных ужасах тех темных времен…
   
   Вот и хотел Игорь Тальков сняться в фильме, показывающем истинную природу и физиономию опричнины, вот и пел он в своих потрясающих патриотических песнях о страшной трагедии России – возвращении дьявольской опричнины в двадцатом веке – от большевистской революции до сталинского тоталитаризма – столь милого по сей день одичавшим сердцам многих моих соотечественников…

   Вот и я сочту за честь хотя бы совсем вкратце выразить мое отношение к этой теме – отношение, целиком и полностью совпадающее и с позицией Алексея Толстого, и Игоря Талькова, и с внутренней позицией авторов, актеров, режиссеров некоторых советских – российских фильмов, о которых  намереваюсь сейчас буквально парой слов вкратце рассказать или даже просто упомянуть названия их…

   «Завтра была война», «Незабудки», «На Муромской дорожке»… Что сказать об этих старых – опять же времен СССР (хотя и разных лет) - художественных фильмах? – О неснятом (а может, и снятом, но без участия Игоря Талькова) фильме «Князь Серебряный» я рассказал словами Алексея Толстого; об этих трех кинокартинах, образующих как бы единое целое, один сильнейший потрясающий триптих – о них я мог бы сказать словами «Реквиема» Анны Ахматовой – но не буду, воздержусь, ибо они – даже просто эти слова поэтессы – слишком страшные, пронзительные, потрясающие до глубины души – как, впрочем, и сами киноленты…

Мог бы рассказать о тех фильмах, о тех временах словами дяди Миши – пожилого соседа моего по подъезду, который тоже видел и испытал на себе (к счастью, не в полной мере) ужасы тех лет… Мог бы рассказать словами песен Игоря Талькова, мог бы вспомнить великое множество других свидетельств и исторических материалов… Мог бы, но позволю себе воздержаться от этого, чтобы не создавать слишком сильный, слишком бьющий в глаза и потрясающий душу контраст и диссонанс со светлым радостным высоким поэтичным настроем, который я старался придать моим очеркам…

   Просто смотрите сами эти фильмы об ужасах тоталитаризма на нашей российской земле, смотрите, если не боитесь испытать некоторое душевное страдание – ибо вы наверняка будете страдать при их просмотре, и это будет КАТАРСИС – очищение души в ходе некоторого страдания… И коли так, то это оправдано – имею ввиду такое горькое очищающее Искусство…
 
    Почему я пишу то о нежной любви, семейном счастье (или мечтах о нем), то о проблемах государственного устройства? – Просто это темы моего, я бы сказал, любимейшего литератора (наряду с Джеком Лондоном), моего Учителя – в мечте моей – а я живу в мечте – Шекспира (Френсиса Бэкона, как раскрывают тайну этого псевдонима найденные более века назад шифры в его первых изданиях…); да, Семья и Государство – это две важнейшие излюбленные темы великого английского – и общемирового – драматурга ( а также философа, ученого, великого подвижника и наставника Духа…).
   
    Семья и государство – их просто невозможно разделить в размышлениях о Счастье, ибо счастье неотделимо – для меня, например, как и для героев Шекспира,- от счастливой семейной жизни, а семейное счастье может быть воистину полным, долгим, безоблачным, изобильным лишь в здоровом справедливом гуманном государстве… Равно как и государство может процветать лишь при условии семейного счастья и благополучия его граждан, включая, естественно, чиновников, всех служащих, людей в погонах… Воистину, Семья и Государство – как они тесно взаимосвязаны, как жизненно необходимы друг другу!
   
   Однако, немножко перефразируя нашего университетского преподавателя математики, «вернемся к нашим овечкам», то есть произведениям киноискусства… «Трудно быть Богом» - в этом художественном фильме совместного производства СССР – Франция  - Швейцария (1989 год - ?) также напрямую затрагивается тема тоталитаризма, или опричнины, ибо опричнина и есть тоталитаризм; только действие происходит там на некой затерянной в глубинах космоса планете, пребывающей в своем историческом развитии во тьме и ужасах средневековья… (Да, наверняка будет даже излишним напоминать, что фильм снят по одноименному роману братьев Стругацких). И, возможно, несколько легче говорить о проявлениях злобы и невежества где-то «за тридевять земель» - хотя слишком ясно угадывается за фантастическим сюжетом произведения реальное историческое прошлое нашей планеты и нашей страны…
   
   Фильм, несомненно, очень зрелищный, сильный и вполне может быть признан как один из примеров удачной, адекватной экранизации литературного произведения, по мотивам которого создан… Пожалуй, могу воздержаться от изложения – даже частичного, фрагментарного, сокращенного – этой фантастической истории – фантастической по происхождению своему, но какой же реальной, жизненной, животрепещущей, актуальной по своему нравственному, мыслительному наполнению, по своей психологии и, как уже отмечено выше, даже исторической проблематике (простите за столь академическое слово – стараюсь говорить проще, но «въелось», как говорится); просто вы можете прочитать этот роман ( если не читали еще), посмотреть его экранизацию (имею ввиду именно эту экранизацию – о других ничего не могу сказать – если они есть в природе) – это стоит затраченного времени и внимания; стоит, хотя никоим образом не хочу этим сказать, что идеализирую фильм и роман…

   На самом деле, я мог бы много написать по этому поводу, ибо сопутствующая этим произведениям тема Одухотворенного Космоса – одна из самых дорогих для меня…Никогда не забудутся мне драгоценные впечатления детства, когда мы – маленькие мальчики, девочки – сидели в песочнице в нашем уютном чистом дворе – теплыми летними вечерами – смотрели на раскинувшиеся над нами безбрежные небесные просторы, и мечтали, мечтали, мечтали…

Мы мечтали об этих хрустального сияния звездах, о манящей Бесконечности Одухотворенного Космоса – одухотворенного, ибо, хоть мы и не знали тогда такого слова, но именно так интуитивно воспринимали бескрайнюю небесную Синеву и сияние звезд… И наши родители – молодые, сильные, здоровые, радостные, любящие друг друга и нас – звали нас на ужин и спать…Какое же то было Счастье! Было! – Помоги, о Господи, преодолеть, трансмутировать в сердце всю грусть этого печального слова – «было»! 

   Так и фильм проникнут волнующим дыханием Космоса, как и мои воспоминания детства – несмотря на всю скромность используемых в нем технических средств и практически полное отсутствие компьютерных эффектов (насколько я понимаю)… Вот, например, Румата показывает Кире (Румата – один из главных героев произведения, член команды звездолета с Земли, прилетевшего на ту отсталую планету; Кира – простая бедная девушка, попросившая у Руматы быть его служанкой…) – показывает чуть видимую звездочку в небе и говорит, что вот оттуда он и прилетел, и спрашивает ее: «Веришь ли этому?» И Кира отвечает: «А разве тебе можно не верить?»

Какой ответ! Какое солнце святого доверия и любви! Как это было чисто, честно, искренне, красиво! Не помню даже сейчас (и, признаюсь, не имею книги под рукой в данный момент), есть ли это в самом романе; если нет, то это несомненная находка кинематографистов, которые проникнулись самим высоким духом литературного произведения…
 
   Еще раз повторю, что ни в коей мере не претендую сейчас и не собираюсь делать сколько-нибудь систематичное изложение сюжета ни даже моих впечатлений и размышлений по этому произведению – ибо пишу на самом деле очень и очень вкратце – читайте, смотрите сами… Просто отметил сейчас пересечение, переплетение темы тоталитаризма (опричнины) и темы Одухотворенного Космоса в этой кинокартине (и книге)… Даже интересно, не правда ли? – Ведь это два диаметрально противоположных явления – одно – самое низкое, другое – наиболее высокое в мире… И вот что важно и практично – именно использование всей скрытой мощи Духовного Космоса как раз и может, и должно помочь человечеству освободиться от угрозы и призрака тоталитаризма, жестокого подавления всех законных человеческих прав и свобод…

   Да, ведь в высвобождаемых ныне духовных учениях (Саммит Лайтхаус, например, или Шанграла Миссия, как и в традиционных Мировых религиях, делается упор на призывание помощи Воинств Небесных во главе с Архангелом Михаилом для связывания всех темных сил на земле, но ведь ангельские легионы Михаила Архангела это и есть Силы Духовного Космоса!...

Само возвышение мышления человека до надземных высот создает предпосылки, готовит почву для полной и окончательной победы над низким, ограниченным, злобным невежественным уровнем сознания – сознания, как раз и предоставляющего основу, платформу для всех диктаторских режимов… Кратко формулируя, Космичность побеждает тоталитаризм! И фильм по роману Стругацких вносит, как говорится, свою посильную лепту в это неотложное дело, в разрешение этой наболевшей – не знаю даже, какое еще слово подобрать посильнее – проблемы…

   И еще вот буквально сейчас возникла мысль – правда, я читал об этом где-то когда-то, но тем не менее – итак, я подумал – вот, казалось бы, фантастическое произведение, звездолеты, полеты на другие обитаемые миры; но честное слово, дорогие друзья мои – то, о чем мне посчастливилось прочитать в изобильно высвобождаемых в наши дни духовных учениях – намного, намного превосходит по своей грандиозности, необычности, своей высоте и красоте мысли и содержания,- превосходит все самые смелые полеты воображения писателей-фантастов, Стругацких в том числе… Опять же стараясь сформулировать мысль максимально кратко, скажу так – Истина превосходит любую фантазию!

   И на самом деле рассыпаны по безбрежным просторам Космоса несчетное множество обитаемых миров – «в доме Отца моего обителей много», говоря евангельским языком; и как же интересно, захватывающе это неисчерпаемое разнообразие и красота Творения Божьего – всего духовно-материального Космоса! Поистине бесконечные перспективы, все новые и новые чудесные. прекрасные горизонты для развития как всего человечества, так и каждого отдельного человека… Думаю, ничего неправильного не будет в том, что и я – вслед за авторами романа и фильма «Трудно быть Богом» - вплел в тему борьбы с тоталитаризмом чудесную пленяющую сердце и воображение тему космичности, беспредельности Мироздания и человеческого Духа, который суть частица всеединого вечного вездесущего Духа Божьего…

    Еще один эпизод – и простите опять, что вне всякой хронологии и последовательности изложения; просто я думаю, что, если вы сами когда-либо посмотрите этот фильм, вам не будет менее интересно от того, что собираюсь рассказать…

   Итак – это было уже в конце фильма – показана потрясающая сцена на городской площади столицы Арканара – в момент самого наибольшего разгула диктаторских сил дона Рэбы, когда рекой лилась кровь казнимых, вовсю работали немыслимые машины и орудия смерти на городской площади – в этот момент туда ворвались вооруженные кто чем отряды революционеров-повстанцев, и вообще началось что-то немыслимое, полный ужас и хаос уничтожения…

    И тут произошло нечто совершенно чудесное, дивное, потрясающее для всех без исключения собравшихся на площади: и штурмовиков дона Рэбы, и повстанческой армии крестьян и ремесленников, и даже для тех несчастных, ожидавших своей очереди возле орудий казни… Неожиданно в небе над площадью появилась какая-то все приближающаяся яркая звезда, и вот уже все различили контуры какой-то совершенно невиданной для всех (еще бы!)  «железной птицы» - то был космический корабль землян, решивших в этот момент сделать исключение из своего обычного правила и напрямую вмешаться в ситуацию – чтобы спасти жизни Руматы и множества обитателей той планеты…

   Это надо смотреть – очень зрелищно все показано в фильме… Земляне пустили на площадь усыпляющий газ, и вот все участники той драматической сцены один за другим стали засыпать и валиться наземь…   

   И вот, один из повстанцев, мужчина в простом крестьянском платье (как мне помнится) в пылу сражения уже занес свой меч для очередного удара, но вдруг обернулся назад… и оцепенел, и оторопело замер как вкопанный… Перед ним стояла Она…

    На ней было сияющее белоснежное одеяние (костюм астронавта);Она величественно, непоколебимо стояла среди всего этого разгула хаоса и тьмы; тонкие красивые благородные черты ее лица несли печать чего-то высшего, и прямо на него смотрели сияющие как звезды глаза этого Величественного Существа в образе возвышенной женщины… Непоколебимая сила и власть, величие Духа, невозмутимые внутренний мир и покой, и вместе с тем – совершенно пленяющие душу искреннее смиренное сострадание и милосердие ко всем этим несчастным заблудшим людям,- все это ясно читалось на ее прекрасном лице…

   И опустилась рука с уже занесенным куда-то мечом, и вспыхнула изнутри дивным светом Озарения пещера загрубевшего первобытного сердца, тосковавшего на самом деле по чему-то высокому,  прекрасному, тосковавшего по настоящей любви… И, падая наземь под действием усыпляющего газа, этот потрясенный Красотой бедный неграмотный человек успел прошептать: «Богиня!»…

   Спасибо вам за этот момент, за такие чудесные, захватывающие воображение и пленяющие душу и сердце моменты, воистину достойные пера и Духа Шекспира,- спасибо вам, уважаемые авторы фильма, актеры, все кто так или иначе внес свой вклад…

    И пусть же сияют над Землею Снегурочки звезды – хрустально чистые ясные звезды на тверди небесной бесконечного Божьего Бытия, и струится с Небес по сияющим хрустальным струнам божественный Свет – струится, изливается из беспредельных Космических Источников прямо в сердца всех людей – мужчин, женщин, детей и стариков… И пусть вовеки отражаются звезды в хрустальном зеркале вод Священного Озера, храня и озаряя мирную счастливую жизнь живописных деревень и гармоничных городов Будущего…

   И пусть трепетно ухаживают дети и взрослые за клумбой скромных маленьких незабудок в парке перед Музеем Космической Истории...

   Горячо желаю всем нам дожить до этого Светлого Дня, и спеть вместе с возродившейся душой Игоря Талькова на этом «Дне рождения страны, вернувшейся с
войны…».

   Игорь Сватин (Катанугин И.А.), город Бежецк,

16-17 апреля 2009 года

Фото: Кира - актриса Анна Готье, "Трудно быть Богом", 1989 год, режиссер Петер Фляйшман


PS Уважаемые читатели! Спасибо за ваше дружеское доброжелательное внимание! Позволю себе дополнительно сообщить вам, что, как на сайте "Проза.ру", так и на смежном сайте "Стихи.ру" я имел честь и радость опубликовать и другие мои скромные произведения - в прозе и в стихах соответственно - как по искусству непосредственно, так и по вопросам духовного поиска и различных духовных движений, и, конечно же, по многочисленным вопросам образования, школы, науки... Пожалуйста, заходите, читайте, делитесь вашими отзывами!..


Рецензии