Рецензия на статью Национальная идея и проклятый т

     Рецензия на статью «Национальная идея и проклятый третий вопрос» В. Новичкова http://www.proza.ru/2017/06/15/362

Признаюсь сразу – тяжеловато читать подобные, большие по объёму, статьи. Сложно «продираться» сквозь словесные сплетения в надежде найти рациональное зерно, анонсированное в заголовке и во вступлении. И уж вовсе досадно, когда «на финише» вместо такого зерна увидишь что-то несообразное, вроде «дворянского движения». Настолько несообразное, что и сам автор почти тут же отрекается от него: «Возможно, автор ошибается в оценке способности, именно дворянства – этой замкнутой и вырождающейся сегодня касты, создать ядро нового движения».
И ещё.  Сообщение о подобном «обмане» читателя автор помещает в самом-самом конце статьи: «… текст написан эскизно, отдельными мазками, в надежде, что уважаемый соотечественник его дочитает до конца, а между строк прочтёт потом, размышляя… Именно поэтому автор в своей работе стремился не к монументальности и завершённости, а лишь к "взмаху крыла бабочки…"».

Огорчило также то, что статья, по большому счёту, свелась к очередному воспеванию «особого пути России» и, соответственно, к поношению Запада. «Однако в России невозможно навсегда искоренить коммунистическую идею. Можно вырвать с корнем растения, кажущиеся сорняками, и перепахать поле, но новый ветер когда-нибудь принесёт похожие семена, и они прорастут, ибо здесь для них благодатная почва. Далёкие наши потомки вырастят новую русскую правду, совершенно чуждую теперешнему рационализму, пришедшему с Запада».
Странно читать о замене традиционного самовосхваления «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать!» новым, совершенно неожиданным – откровенным бряцаньем оружием: «Непобедимость нашего народа базируется на том, чего в России на два порядка больше, чем во всём остальном мире. Ни у какой нации нет такого количества литературных произведений и кинофильмов на военную тематику. У иностранца это вызывает удивление и иронию. Для нас война – это смерть, страдания, но и обязательный жертвенный подвиг. Для Запада – это смерть, страдания. Как ничто другое военные фильмы формируют наш менталитет. Западными мозгами не понять наш народ».

Непонятно, откуда у автора познания о существе западной демократии и либерализма, когда он заявляет: «Определяющее влияние на формирование Западной демократии в её первом понимании, задающее направление её развития, было заложено в Эпоху Возрождения, когда в качестве протеста против нравственного засилья католической церкви возникло новое мировоззрение – гуманизм [правильнее – протестантизм, кальвинизм]. Сбросив гнетущие оковы Средневековой католической морали, возрожденческий человек предался разгулу страстей и стал исповедовать оголтелый безудержный антропоцентризм, утверждая в чувственном мире своё личное "Я", как высшую ценность и непререкаемый ориентир». Похоже, автору не довелось прочитать такие работы, как «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера (1905 г.), «Принципы научного менеджмента» Ф.У. Тейлора (1911 г.), «Дорога к рабству» Ф. Хайека (1942 г.). А ведь в этих работах, помимо существа демократии и либерализма, изложены методы, которыми на Западе формировался «новый человек», о чём автор заботится в статье больше всего – третий «проклятый вопрос» - "Кто будет делать?".

И откуда у автора такая смелость в мрачных прогнозах: «Западную цивилизацию погубит либеральная демократия, которая ведёт к неограниченной свободе личности, и на этом марше люди не слышат призыва Бога к совершенству. Поэтому, несмотря на изменения окружающей жизни, требующие соответствующих адаптационных изменений жизненного уклада, сознание Западного человека продолжает упорно и гибельно для себя отстаивать демократические принципы». Ещё одна авторская оценка: «К тому же к XXI веку Западная демократия выродилась в проказу современного общества. Она утратила свою изначальную суть – отражение воли народа, а готова учитывать пожелания различ-ных маргинальных слоев общества».

Из частностей: просто поражает, с какой то ли некомпетентностью (хотя автор вроде имеет техническую специальность), то ли с наглостью автор выдаёт такой «перл»: «Почему в 80-х годах "Жигули" были лучше "Москвича"? По очень простой причине – владельцев "Жигулей" было гораздо больше и они громче кричали: "Моя машина лучше"».

Искренне жаль своего времени, потраченного на поиски рационального зерна в рецензируемой «куче».


Рецензии
Анатолий, как я понял из вашего пересказа статьи Новичкова, автор затрагивает мировоззренческие проблемы. Куда придет западная демократия? Стоит ли России следовать за Западом? Этот вопрос мы задаем полтысячи лет. Новичков (может быть, бездоказательно) считает, что выбор Запада ведет к "маргинализации" западного общества (и приводит некоторые доводы), вы цитируете эти выводы и говорите: какая чушь! Но почему чушь? Докажите.

Валентин Логунов   22.05.2018 20:58     Заявить о нарушении
В моей рецензии изложено моё мнение о выводах Новичкова в его статье. Доказывать своё мнение не собираюсь - оно такое, какое сложилось.
Доказывать же другим людям, особенно тем, кто не читал упомянутые в моей рецензии книги, бессмысленно - зашоренные односторонностью взгляды никакими доводами не изменишь, любые доводы вызывают у них лишь отторжение-озлобление.

Анатолий Писцов   26.05.2018 09:48   Заявить о нарушении
Автор статьи высказал свое МНЕНИЕ, и вы сочли возможным не согласиться с ним. Это ваше право. Надеюсь, вы допускаете, что такое же право есть и у других? И зачем сердиться?

Валентин Логунов   26.05.2018 18:48   Заявить о нарушении
"зачем сердиться?" - за Ваше жёсткое требование "почему чушь? Докажите".

Анатолий Писцов   26.05.2018 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.