Елеонский некрополь. Три ветхозаветных пророка

Фото: Вход в  елеонскую  пещеру древних захоронений

Ветхозаветные пророки Аггей, Захария, Малахия и их ученики

На западном склоне Елеонской горы, недалеко от  cтен католического монастыря "Отче наш" и оборудованной обзорной площадки для туристов и паломников расположен участок горы Карм-эль-Хараб. Отсюда одна дорога ведет в Виффагию, а другая круто спускается в Гефсиманию. На этой второй  дороге, по левой ее стороне   находится небольшой двор с домом. На его  территории   находятся так называемые "Могилы пророков" (другое название – "Пещера пророков"). Вход в глубокую пещеру, куда ведет крутая и узкая лестница,   огорожен и закрывается на замок.

Пещера,  напоминающая подземный лабиринт,  имеет круглый зал, откуда расходятся  три коридора, соединяющихся между собою дугообразными кольцами. Предположительно, одно из них, согласно еврейской традиции,   является погребальной камерой, где мог находиться прах пророков Аггея, Захарии,  Малахии, а также их учеников. В настоящее время 36 погребальных ниш  пусты.

1. Пророк Аггей
В одной из погребальных камер предположительно находился прах  ветхозаветного пророка Аггея  – одного из 12-ти малых пророков.  Имя Аггей в переводе с еврейского языка означает – "рожденный в праздник", "праздничный" Аггея считают десятым из 12-ти малых пророков.  День  памяти пророка Аггея  в православном календаре – 16/29 декабря.

О жизни и служении святого  пророка Аггея известно  немного. Вероятно, он вернулся в Иерусалим из вавилонского плена вместе с группой переселенцев, возглавляемой Зоровавелем.

Пророк оставил после себя  писание – "Книгу пророка Аггея". Он пророчествовал во второй год персидского царя Дария Гистаспа, около 520 г.  Пророка Аггея возмущало то, что народ   потерял   интерес к строительству Иерусалимского храма, люди больше заботились об устройстве собственных жилищ. При пророке Божий Храм по-прежнему лежал в руинах, поэтому он  призывал  народ к покаянию и восстановлению  Иерусалимского храма. Ревность пророка Аггея имела успех, он был очевидцем восстановления храма.

После смерти пророк Аггей с почестями был похоронен на месте упокоения священников. Однако документально не известно, находилось ли это место на склоне Елеонской горы и именно в той пещере, где, по преданию,   хоронили древних пророков.


2.Пророк Захария

Пророк Захария происходил из 12-ти малых пророков.  Православная церковь чтит память  этого пророка  ("Пророка Захария Серповидца") 8 (21) февраля. Своим прозванием "Серповидец" пророк обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа. По данным "Православной энциклопедии", пророк получил прозвание "Серповидца"  из-за неточного перевода в Септуагинте еврейского  слова  «свиток» на греческий язык  – «серп».

Пророку,  родившемуся во времена вавилонского плена и происходившего из священнического рода, принадлежит одна из ветхозаветных книг, носящая его имя (Книга пророка Захарии). Она занимает предпоследнее место среди пророческих книг.

Первое пророчество  в книге Захарии, состоящей из 14 глав, датируется 520 г. до РХ.  К тому времени вернувшиеся из Вавилона евреи пали духом и прекратили восстановление Храма.   Захария призывал евреев  продолжить работу и обещал  им благословенное будущее.
В "Книге пророка Захарии"   содержатся подробности о пришествии Мессии.  В ней написано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых: "И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина её — к югу. (Зах. 14:4)".

Книга пророка широко цитируется авторами Нового Завета ( более 40 ссылок). О времени смерти пророка и месте его погребения мы не имеем никаких указаний в Священном Писании. Согласно преданию,  он дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима на склоне Елеонской горы, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем.


3.Пророк Малахия

Пророк Малахия один из 12-ти малых пророков, в переводе с еврейского языка его означает – " мой вестник". Память святого пророка Малахии Православная Церковь празднует 3 (16) января.

Малахия пророчествовал после пророков Аггея и Захарии и  жил примерно в середине V века до РХ, во времена возвращения иудеев из Вавилонского плена.  Пророк является автором "Книги пророка Малахии", последней книги Ветхого Завета, изобилующей мессианскими пророчествами.  О  личности пророка   и его жизни известно очень  мало. Малахия пророчествовал народу Иерусалимскому. Иерусалимский Храм уже был восстановлен, но народ не служил Богу подобающим образом. "Обратитесь ко Мне", – говорил Бог через пророка Малахия. Как Божий вестник, он говорил людям о грядущем Мессии  и о великом дне, когда Бог будет вершить Свой суд.

...Полное название елеонской  пещеры древних захоронений – «Могилы пророков Аггея, Захарии и Малахия». Пещера неоднократно становилась предметом  исследования  археологов. Одни ученые датируют эту пещеру I–V вв. по РХ, другие V–VI вв. Впервые пещера древних захоронений стала известна в XIV столетии. Архимандрит Антонин (Капустин)  приобрел у местных жителей могильную пещеру в 1883 г. Имеются данные о том, что он слабо верил  преданию о находившихся в пещере  гробницах ветхозаветных пророков (2. с. 225). После смерти архимандрита Антонина участок с пещерой был документально  переведен на имя председателя ИППО великого князя  Сергея Александровича. К концу XIX века  участок очистили и  придали  ему  приемлемый внешний вид. Ныне участок с пещерой принадлежит РПЦЗ и его курируют монашествующие из Гефсиманского женского монастыря. 
К русскому участку на склоне Елеонской горы  наблюдается повышенный интерес среди любителей иерусалимских древностей.  Пещера  издавна стала  местом  паломничества сторонников иудейской  веры.

Литература:

1.Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии. – М.: Российское Библейское Общество, 1998.

2. Лисовой Н.Н. Откровение Святой Земли. – М.: Даръ, 2012.


Рецензии