Поведение. Отражение. Деятельность. Опыт

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть I. Соматопсихика, или природное тело (corpus animalis).
 
Глава 1. Поведение -> Отражение -> Деятельность -> Опыт.


Наверное, первая мысль, которая может прийти в голову прочитавшему название данной главы, звучит так: "Почему эти понятия расположены в таком порядке?" Ведь поведение определяется как "процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой". И "П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования или (у человека) их активного изменения." А "О П. неорганич. объектов (напр., электрона, планеты, машины и т. п.) можно говорить только условно, метафорически." (Философский энциклопедический словарь. 2 издание. 1989. стр. 486-487).

Резонный вопрос. Только живое существо может вести себя откуда-то и куда-то, и ведать куда, почему и зачем. К тому же ещё и может обладать определёнными повадками (поведенческими стереотипами). Если покопаться в этимологических словарях, то можно найти целый куст значений слова "поведение".

Но попробуем сосредоточиться на понятии "взаимодействие". А взаимодействие происходит как между живыми существами, так и неживыми, но существующими объектами. А также между живым существом и неорганической и органической средой. Среда воздействует на органические тела. Органические тела воздействуют на среду, часть которой они и составляют. Для того, чтобы одно тело воздействовало на другое, совсем необязательно, чтобы хотя бы одно из них было живым. Для того, чтобы тела, неважно какие, взаимодействовали, им нужно по меньшей мере существовать. Для того, чтобы жить, тоже нужно существовать. Камень существует, но не живёт. Метеориты долбят друг друга, а также планеты и их спутники, но не являются живыми. Труп животного пока что существует, но данное животное уже не живёт. И этот труп может поедаться другим животным, пока ещё живым (пока его не прикончит другое живое животное или какой-нибудь неживой метеорит).

Следовательно, взаимодействие можно понять как один из уровней поведения, ещё не являющийся в полной мере самим поведением. Особенно, если взаимодействуют между собой неорганические объекты. Взаимодействие - часть целого - поведения. И в своём развитии взаимодействие между неорганическими объектами дорастает до поведения живых существ.

Конечно, можно было бы начать эту тетраду понятий с понятия взаимодействия. Но нас интересуют взаимодействия живых организмов, животных и людей. Оставим неорганические объекты физике и неорганической химии. Взаимодействие между живым организмом и средой (органической и неорганической) наблюдаемо извне. Что, собственно, и характеризует поведение. Бихевиористы в этом вопросе не дадут соврать.

Отражение и деятельность в этом отношении уже не так однозначны. Они частью наблюдаемы извне, а частью ненаблюдаемы. О их внутренней стороне, скрытой от глаз суровых бихевиористов, мы можем только догадываться, строить гипотезы, доказывать их и развивать в целые теории.

Так отражение может наблюдаться извне как деформация тел после ударного взаимодействия: в виде следов на телах, вмятин, разрывов, дыр, переломов, и т.п. Однако во внутреннем плане отражение есть уже внутренние следы от прошлого взаимодействия. Называются эти внутренние следы мудрёным словечком "информация". Да, трансформация тел развивается до информации, содержащейся в телах, особенно в живых. А в них, родимых, на их поверхностях образуются особые клетки - рецептильные, способствующие переходу внешней энергии во внутреннюю энергию электрохимических колебаний, и, далее, в нервные импульсы. Потом эти клетки образуют афферентную нервную систему, передающие в мозг первичную информацию об окружающей среде и о том, что в ней делает обладатель рецептильных клеток. Мозг уже в свойственной ему манере забавляется, превращая первичную информацию во вторичную, третичную, и т.д.

Деятельность также делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя деятельность наблюдается как ответ на воздействие окружающей среды, т.е. как реакция на стимул. А перед тем, как эта внешняя реакция возникнет, в теле должны произойти внутренние изменения, то бишь реакции. Причём эти внутренние реакции, могут выразиться во внешних реакциях, а могут и не выразиться - в тех случаях, когда они слабы, для них недостаточно энергии, чтобы вылиться во внешние движения, или когда они заблокированы противоречащими им нервными импульсами, например, процессом внутреннего торможения. Клетки живого тела, совершающего какие-либо телодвижения, называются контрактильными или мускульными, ткани - мускулами. Ими управляет часть нервной системы, называемая эфферентной.

Для жизни органического тела необходима деятельность его внутренних органов. Её ещё называют жизнедеятельностью. Жизнь - закономерный итог взаимодействия отражения и деятельности. И сама эта жизнь выражается в деятельности, вернее, в разных видах деятельности. Так и пишут: "Жизнь и деятельность такого-то и такого-то великого человека". А деятельность, как внутренняя, так и внешняя приводит к совершению разных взаимодействий с природной и социальной средой, т.е. к поведению - обмену с этой средой веществом, информацией и энергией (ВИЭ). Кстати, деятельность на древнегреческом языке, которым пользовался Аристотель, звучит как энергия.

Для правильного понимания соотношения и связи вышеупомянутых понятий, или, можно сказать, философских категорий, лучше рассматривать это соотношение не в линейном виде, в форме диалектической тетрады, а в объёмном виде, в форме тетраэдра, изображённом на рисунке. Внизу, как основание данной категориальной конструкции, находится поведение. Слева и выше от него - отражение (афферентация). Справа и выше - деятельность (эфферентация). Надстраивающаяся над поведением и управляющая им часть конструкции - жизнь.

Каждый элемент данной конструкции (системы) иерархичен и представляет собой систему уровней. Например, поведение содержит в себе такие его формы, как взаимодействие, содействие (контакт, помощь), противодействие (конфликт), соревнование, взаимосодействие (взаимопомощь). Деятельность содержит в себе акт (акцию), реакцию (автоматичность), проакцию (целенаправленность), активность (самодвижение). Отсюда: активация, дезактивация, активированность и инактивированность нервной системы, энергичность, сила воздействия, сила влияния, мощь, способность совершать какие-либо телодвижения, способность что-то делать.  Уровнями отражения могут быть раздражение, отображение, выражение, изображение. В нём же выделяют раздражимость и чувствительность. Все или почти все уровни я попытаюсь описать в книжном варианте.

Остаётся лишь добавить, что в психологической и философской литературе существует некоторый сумбур относительно понятий поведения и деятельности. Одни авторы отождествляют эти понятия, употребляя их в качестве синонимов. Другие слишком далеко их разводят, говоря, что поведение в основном свойственно только животным, а деятельность преимущественно свойственна только людям. Как будто люди не имеют никакого отношения к животному миру. И как будто животные, бегая друг за другом (преследуя) или друг от друга (убегая), не имеют внутри себя никакой цели, а цель и целенаправленность - это только то, что осознаваемо людьми. Правда, при этом они, эти другие авторы, пишут, что и у людей наблюдается поведение, особенно социальное, выражаемое в ряде определённых поступков. А говоря о поведении животных, они никак не могут избавиться от понятия деятельности. "Общие закономерности поведения – это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним."

Словосочетание "поведенческая реакция" или "поведенческий акт" подразумевает непосредственную связь поведения и деятельности в виде активности организма в направлении другого живого организма или неорганического тела. Но эта связь и держится на различении понятий поведения и деятельности. Только это различение не должно быть утрированным до полного разведения и противопоставления этих понятий.


Рецензии