Когда умирают памятники

ВОИНСКИЕ МОНУМЕНТЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ В КРЫМУ – ВНЕ ЗАКОНА:  ХАЛАТНОСТЬ ИЛИ УМЫСЕЛ?

Два года назад мир с негодованием обсуждал  демонтаж   памятника – бронзового солдата в Таллине. Помню тогда, мой коллега, симферопольский фотокор родом из Прибалтики, сказал неожиданную но горькую правду. «Вы, - заметил фотограф, - обеспокоены судьбой эстонского памятника, но он перенесен на эстонское  воинское кладбище, которое находится в идеальном порядке. А в каком состоянии  воинские памятники и кладбища здесь, в Крыму»?


Крым хочет забыть о подвиге солдата?
 Одним из «ответов» на вопрос прибалта стала попытка  меджлисовцев построить мечеть на месте расстрельного рва на территории бывшего концлагеря в совхозе "Красный", где  находится пять тысяч не эксгумированных трупов. Как передает агенство «Новый регион», стройка мечети уже началась и  идет в 15 метрах от захоронения . Любопытная деталь:  в годы войны  концлагерь русских военнопленных  охранялся татарами из Симферопольского 152 батальона "Schuma". Может быть, поэтому меджлисовцев так тянет именно к этому месту?
 
Примерно в это же время в Судаке, в связи с расширением татарского кафе в кафе «Достлук»  был  снесен    памятный знак, стоявший на месте высадки советского десанта в период Великой Отечественной войны (подробно об этом писала Наталья Киселева в прошлой «толстушке»). И еще одно совпадение -  кафе «Достлук» впервые стало объектом внимания прессы после того, как  три года назад  в нем произошла драка между российскими десантниками и  группой крымских татар. По слухам в Судаке хотят перенести (демонтировать?) еще пять памятников героям Великой  Отечественной войны.
 
Памятник героям минувшей войны не так давно снесен (отправлен  «на реставрацию»?) и в Старом Крыму. Можно и еще вспомнить. Ну, а больше всех хотят забыть о подвиге Советского солдата-освободителя в Бахчисарае и Бахчисарйском районе. Создается впечатление, что там  забывчивость в отношении памятников Великой Отечественной войны  – не простая халатность или недосмотр, а злой умысел. Впрочем, это только мое мнение.

А вот мнение начальника отдела по инспектированию и охране объектов культурного наследия республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Вячеслава Зарубина:
 - Ситуация с памятниками Великой Отечественной войны  в Бахчисарае  удивляет, потому что монументов  там немного,  меньше десяти. Их состояние неплохое, но все попытки понудить бахчисарайский исполком определить баланс памятников, их стоимость, закрепить мемориалы за шефами успехов не возымели. В Бахчисарайском районе ситуация с памятниками хуже   - многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии --  к примеру, памятник   солдату на повороте в  Новопавловку. Он  зарос кустами сирени, у бетонного солдата сломан автомат. В селе Холмовка  рядом с памятником большая мусорная куча… и т.д и т.п.
 
Однако мы не будем искать виновников вандализма среди  представителях какой-либо одной национальной, политической или какой бы то ни было группы.  Безразличие,  халатность, пофигизм – интернациональны. Так,  помимо Бахчисарая и Бахчисарайского района, в списках аутсайдеров --   Кировский, Черноморский, Красноперекопский рафоны,  Ялтинский горсовет, Алупка, и   даже столица Крыма!


Симферополь «растерял» памятники и кладбища
 С просьбой прокомментировать ситуацию в Симферополе мы обратились к заместителю начальника городского  управления по охране культурного наследия   Ольге Сергеевой. Ольга Ильинична сообщила, что на территории Симферополя находится 1301 объект (могилы и памятники),  непосредственно связанный с Великой Отечественной войной.
 
- Объекты эти  преимущественно расположены на территории кладбищ, поэтому и находятся в удовлетворительном состоянии.  – сообщила Сергеева. – В хорошем состоянии памятник  в районе Героев Сталинграда (его  взял под свой патронат железнодорожный райисполком); воинский памятник на улице Белой взяла под патронат Русская община;  в отличном состоянии  памятник преподавателям и студентам погибшим в годы Великой  Отечественной  на территории ТНУ, и памятник павшим в войну  преподавателям - медикам на территории   медуниверситета.
 
-  Но, конечно, есть участки которые требуют особого внимания. – продолжает Ольга Сергеевна. -  Например,  кладбище в конце улицы Кирова, за бывшим ДОСААФом. Воинские захоронения там  регулярно подвергаются атакам  доморощенных фашистов, сатанистов и просто вандалов. Фашисты бесчинствуют на погосте накануне 9 мая, сатанисты – перед Пасхой, а обычные  дураки - -  в любое время года. К сожалению,  на кладбище нет смотрителя. Мы будем обращаться за помощью к воинской части, которая находится рядом. Похожая ситуация на т.н. Петровском кладбище на Беспалова, где находятся две братские могилы. Там тоже требуется смотритель, но денег на ставку  нет.

 Что же мешает городу содержать в надлежайшем состоянии памятники и воинские захоронения? Неужели нельзя выделить средства на несколько ставок для  кладбищенских смотрителей?
 Не все так просто. Оказалось, что большинство этих объектов… ВООБЩЕ НЕ СТОЯТ НА БАЛАНСЕ!
 - В свое время никто и не думал, что, к примеру,  такие объекты, как памятник-танк или Вечный огонь, которые возводились всем миром,  нужно ставить на баланс. – поясняет Сергеева. -  Сейчас требования изменились. Но та же  постановка на баланс - -  процедура длительная. Только первый этап длится год. Этот год  мы должны ждать, пока найдется хозяин памятника или захоронения. Причем, прекрасно зная, что никто не отзовётся, но обойти это абсурдное требование не можем.
     Честно говоря, и меня обескуражила эта ситуация. Казалось бы, у городского кладбища  может быть только один хозяин – город. К чему нужны формальные бюрократические скитания? Ведь время играет против нас:  это долгие месяцы поиски и ожиданий  «бесхозные» памятники могут сдать в металлолом, разобрать по камешкам,  а на месте «ничейных» кладбищ построить дома!
    
Почему вдруг случилось так,  что памятники и кладбища в Симферополе оказались бесхозными? На этот вопрос снова отвечает Вячеслав Зарубин:
-  Раньше симферопольские памятники Великой Отечественной войны имели соответствующую документацию, балансовую принадлежность, за ними были закреплены шефы. Но буквально несколько лет назад мы выяснили, что документация, в том числе и многие планы захоронений, …исчезла.  Такое странное  отношение к памятникам и воинским захоронениям  в Симферополе , Бахчисарае и  Бахчисарайском и некоторых других районах,  вопиющее нежелание взять памятник на баланс просто настораживает. А ведь вместо того, чтобы наблюдать  за тем, как памятники умирают,  нужно просто оформить документацию  (учетные документы на памятники с их изображением у нас есть), оценить их,  и решением сессии горсовета взять на баланс.  А затем закрепить за памятниками и захоронениями шефов.
    
     По закону, или по совести?
     В Симферополе  числится семь объектов-захоронений павших в боях и скончавшихся от ран воинов Великой Отечественной -  на старом гражданском кладбище по улице Титова,  на т.н. «Петровском кладбище»  недалеко от ул.Беспалова, в районе поликлиники на ул.Луговой, на Абдале, в районе ул.Героев Сталинграда и на воинском кладбище в районе ул. Старозенитной и Русской.   Во время подготовки статьи я побывал на большинстве из этих захоронений, и не скажу, что они забыты полностью. К апрельским праздникам (Дню освобождения Симферополя)  относительный порядок на них наведен – об этом свидетельствуют следы недавней побелки, и засохшие цветы в перевернутых вырезанных из  пластмассовых бутылок «вазах».

Однако и на могилах и между плит буйно растет трава, не видно и свежепосаженных цветов. Кто же должен следить за состоянием могил и памятников героям, пока город, согласно букве закона, ожидает, когда у них появятся «владельцы»? Военные, студенты, школьники? Можно еще и еще загибать пальцы. Можно вспомнить тех же коммунистов, чьи товарищи по партии лежат в сырой бесхозной земле. Впрочем, нынешние  коммунисты  предпочитают  шагать в первомайских колоннах, и послезавтра на Параде победе вы их также увидите. Они готовы бороться против НАТО и пиариться на защите русского языка. Да вот только про активную помощь коммунистов в благоустройстве упомянутых в статье объектов я что-то не слышал!
  В минувший вторник  на заседании Общественной коллегии при Председателе Совета министров АРК с докладом «О ходе подготовки в АРК празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне» выступил председатель  республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Наталья Гриненко. Наталья Олеговна рассказала о ситуации с памятниками Великой Отечественной войны на полуострове и заявила о необходимости скорейшего принятия  решения, которое бы обязало руководителей городов и районов обеспечить выполнить решение ВС АРК «О сохранении памятников и памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 20.06.2007г. №501-5/07 и   предоставить в Реском АРК сведения о балансовой принадлежности памятников, находящихся на территории региона, и их техническом состоянии для подготовки реестра памятников Великой Отечественной войны, нуждающихся в первоочередном восстановлении или ремонте.
   
  Ну а пока в крымских  верхах обсуждают доклад Гриненко, горкоммунхозу помогают добровольцы-одиночки. Так, недалеко от нашей редакции расположено воинское кладбище. Более пятнадцати лет за состоянием   воинских захоронений  следит пенсионерка Любовь Иннокентьевна Ульченко-Пругло. Год за годом она расчищает от зарослей могилы воинов, борется с теми, кто выгуливает на кладбище собак, возмущается, что на кладбище уничтожено водоснабжение, сетует, что до сих пор нет  расписания посещения мемориала.
    
 Еще об одном небезразличном человеке, за свой счет отреставрировавшего памятник героям Великой Отечественной войны вы узнаете ниже, в репортаже   Анны Кокориной. Но проблема остается проблемой, силой благородных одиночек ее не решить, и она куда как актуальней и серьезней  для Крыма, чем перенос бронзового солдата в Эстонии.

  ***

     На территории Автономной Республики Крым находятся 1122 (с учетом внутрикомплексных объектов - 2468) памятников истории и монументального искусства местного значения, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, из них: братских и одиночных могил - 849 (с учетом внутрикомплексных объектов 2191); памятных знаков - 246 (с учетом внутрикомплексных объектов - 247); памятников - мемориальных комплексов - 20 (с учетом внутрикомплексных объектов - 23), воинских кладбищ - 7.

                Алексей Васильев

"Крымское время", май 2009


Рецензии