Много неясного в странной стране

ВЧЕРА И ЗАВТРА КОКТЕБЕЛЯ

Назовите одну фамилию, связанную с Коктебелем.
…Я тоже бы назвал Волошина. Потому, что имя известного поэта  Серебряного века уже навсегда вписано в  крымскую историю.  А начался Таврический период жизни поэта с того, что без малого век назад на  окраине болгарской деревушки Коктебель его  мать  Елена Оттобальдовна затеяла строительство (будущий знаменитый «дом Пра»). Почти одновременно предприимчивая женщина  приобрела участок рядом, практически у моря, для   виллы своего поэтически одаренного сына…   



Гнездовье писателей и поэтов

  Сегодня дом Волошина имеет мировую известность не только из-за  уникальной архитектуры (здание построено по проекту самого хозяина), но и благодаря именитым гостям, которые  этот дом посещали. У поэта гостили  Цветаева, Мандельштам, Гумилев, Грин, Брюсов, Белый, Алексей  Толстой, Булгаков, Горький, Вересаев, Зощенко, Всеволод  Рождественский, Чуковский, Ходасевич, Эренбург, Замятин, Леонов, Петров-Водкин, Богаевский, Лентулов, Фальк, Габричевский, Кругликова, Остроумова-Лебедева, Черубина де Габриак...  А после смерти Волошина,  во второй половине ХХ века: Солженицын, Бродский, Даниэль, Виктор Некрасов, Александр  Мень, Аксенов, Битов, Ахмадулина, Евтушенко, Чичибабин, Искандер, Сапгир, Каверин, Стругацкие, Михайловы, Белов, Радзинский, Рыбаков, Приставкин, Нейгауз, Уланова, Рихтер… И этот список не полный.

  Еще при жизни поэта по его инициативе в этом здании был устроен бесплатный Дом отдыха для творческой интеллигенции. После  смерти  Волошина дом по завещанию поэта перешел Союзу писателей (в  1984  -  получил статус музея).
 Ну а «дом Пра»,  в котором останавливалось большая часть упомянутых выше  деятелей искусства, стал одним из спальных  корпусов  Дома творчества Всероссийского Союза  Советских писателей.

 После развала  Союза (и не только писателей),  Дом  творчества  приобрел незатейливое  название  “Коктебель” и нового абстрактного хозяина в лице  Международного  Литературного  Фонда. По некоторым данным  в Доме творчества «керуют» украинские «письменныки». Так это, или нет, но  евроремонт  «дома  Пра»  окончательно  изгнал   дух поэтов Серебряного века из старых стен.  Увы, не перо и чернильница, а пластик и кондиционеры – атрибуты современного творческого процесса…  Что ж, не словом, так отдохновением, может,  прославятся украинские литераторы! Кстати, вы знаете хоть одного?


Железобетонное творчество

  Но переделкой дома матери Волошина новые хозяева жизни не ограничились. По словам директора музея Наталии  Мирошниченко,  территория Дома творчества «все больше застраивается увеселительными заведениями».  Впрочем, наша газета   не единожды писала об этом. Но проходили годы и крымские власти не замечали признаков надвигающейся  культорологической катастрофы.  А дельцам  бездействие властей на руку  -  молчат, значит можно «творить»  и дальше.  Благо, само название учреждения к тому понуждает. 

По словам председателя «Организации возрождения культуры п. Коктебель»  Вячеслава Ложко некая фирма «Медведь» практически  «…уничтожила парк Литфонда,  спортплощадку, а также тенистые  корты. На освободившемся месте воздвигаются две многоэтажные гостиницы».
 Мы побывали  на месте, чтобы самим  убедиться в этом. Все верно: строительство, которое убьет исторический парк, уже началось!  Надо полагать, что орды украинских «пысьменныков» уже не вмещались  в корпусах действующего Дома творчества, вот и возникла надобность в дополнительных площадях…  А  у соответствующих служб были весомые основания позволить возвести многоэтажки в приморской парково-культурной зоне. Замечу, что в  случае завершения строительства   дом Волошина, будет смотреться на их фоне, как собачья будка у особняка бонвивана.

 Но как же местная власть одобрила  все это? Голова  коктебельского  поссовета Алексей Булыга  решительно открестился от новостроек:
-  На сегодняшний день существующим законодательством не предусмотрена выдача разрешений на строительство подобных  объектов местным советам: эти полномочия переданы ГАСКу Крыма – заметил Алексей Николаевич.


Чем пахнет Коктебель

  С частной фирмы спрос невелик (есть разрешение – строй!),   гораздо более интересна логика  тех, кто непосредственно дал добро на  сооружение многоэтажных  домов в местности, где (про культур-мультур чиновникам  говорить бесполезно)… хроническая проблема с водоснабжением.

 Да и с канализацией, рассчитанной на нужды небольшого одноэтажного поселка, тоже не все гладко.  На сегодняшний день это уже проблема: число прибрежных гостиниц продолжает увеличиваться, и в результате эксплуатации  таких объектов  часть зловонных стоков попадает непосредственно в море.
   Вот и   газета «Урядовий кур`ер» - печатный орган государственной исполнительной власти Украины – сообщала, что  после окончания курортного сезона специалисты государственной Азово-Черноморской инспекции  обнаружили, что  у коктебельских берегов  «содержание вредных веществ превышает допустимые нормы в несколько раз». Виной этому, по мнению газеты, стали «несанкционированные канализационные выбросы».

  Далее автор, правда, дает понять, что не все   в крымском поселке заср…цы:  «Среди предпринимателей есть люди, которые понимают проблему сохранения чистоты окружающей среды, находят средства для покупки и установки автономных очистных комплексов. Это, в частности,  делают в фирме «Медведь» (предприниматель Владимир Лебеденец)…».
 Да-да, это именно та фирма, которая собирается украсить коктебельский берег высотками…


Образец для подражания?

 Так, может, мы зря сомневаемся, и, после «медвежьего» строительства  на самом деле все будет красиво и чисто ?
 В эти сказки не верит  Вячеслав Ложко, ведь прецедент уже был : « У фирмы «Медведь»  имеется гостиница. Канализация из нее выведена в речку, которая, конечно, течет в море. Этот факт неоднократно устанавливался комиссией Коктебельского поссовета, составлялись акты и фирма «Медведь» предупреждалась о недопустимости сброса фекалий и сточных вод в реку. Жители расположенного рядом жилого района неоднократно жаловались в поселковый совет на то, что рядом невозможно находиться из-за вони,  буквально врывающейся в окна квартир. Возмущению не было предела, и жители требовали, чтобы власти  применили к нарушителю жесткие санкции. Гражданин Лебеденец объяснил, что это просто переливы из его септика. Но от этого объяснения окружающей среде и морю не стало легче. Факт остается фактом. Сбросы имеют место и продолжаются…»


Полномочий нет, вопросы есть

 Но, может, Вячеслав Федорович, как все поэты, немного преувеличивает?   Может,  приведенный им пример  -  всего лишь частный случай, и воспетые «курьером» очистные, на самом деле, достойный пример для подражания? Снова предоставляем  слово председателю Коктебельского поссовета:

-  В Доме творчества действительно сооружены   локальные очистные сооружения на 100 кубов в сутки, - заявил Алексей Булыга. – Но, учитывая ту реконструкцию  и те строительные объемы, которые сейчас там реализуются – эти очистные  навряд  ли на треть обеспечат данный объект…  Да и  расположение очистных в стометровой зоне,  по-моему, --  нарушение санитарных норм…   Конечно, о качестве этих сооружений  судить специалистам, но лично у меня они вызывают очень большие сомнения…В ближайшее время  на поселковой сессии  мы  будем рассматривать и  этот вопрос, и обязательно пригласим контролирующие органы – СЭС, Азово-Черноморскую инспекцию, на которых  государство возложило  контроль за экологической ситуацией, и спросим,  какую работу  они провели, чтобы пресечь несанкционированные стоки, или выбросы, если они были,  кого наказали, кого закрыли… Ведь у  них есть на это полномочия , а  у нас нет…

  Будет ли и  впредь  Коктебель оставаться страной  поэзии, джаза и коньков, или превратится в  державу небоскребов, забегаловок и фекальных  рек,  покажет время.


                Алексей Васильев

"Крымское время", декабрь 2009


Рецензии