Мой троллейбус

«Мой троллейбус»! Каждый крымчанин на полном основании может так, как и я  заявить  об этом самом «экологическом и самом демократическом» виде транспорта. Ведь у каждого из нас наверняка остались в памяти  воспоминания о  первой поездке на  «рогатом автобусе».

Память сохранила и красный, дребезжащий симферопольский трамвай, но он остался в  далеком-далеком  детстве, как газировка на разлив с двойным сиропом.
Троллейбус же в мою жизнь вошел гордо и уверенно. Вот он – транспорт будущего! Казалось, что именно на нем,  нынешнее поколение советских людей и въедет в коммунизм. Троллейбус был шикарен. В нем, словно в храме на колесах говорили благоговейно, а если школьник не уступал место пожилому человеку –  пассажиры набрасывались на него как гарпии,  мол,  в школе не учили старших уважать? 
В том, давнишнем троллейбусе не смердило мочей и бомжами, а  приятно пахло свежей резиной а зимой слегка дурманящим запахом антифриза.   
В конце семидесятых в Крыму развивалась система внешкольного обучения – каждый старшеклассник, помимо аттестата зрелости был обязан получить корочки  о трудовом воспитании. В 1979 году в учкомбинате на Маяковского мне посчастливилось попасть в первую группу по подготовке водителей троллейбуса. Помню в классе рядом со столами на специальных напольных стендах крупногабаритные внутренности ходовой части  и электрическая схема, похожая на схему радиоприемника. К вождению нас не допускали (до 18 лет за баранку, по правилам, нельзя), но столярничать -  разбирать старые машины приходилось. Трудились мы в Центральных троллейбусных ремонтных мастерских  (ЦТРМ) в цехах, еще дореволюционной постройки. Равзвинчивали поношенную обшивку салона, демонтировали кресла,   выбивали из каких-то контактов белый металл(когда никто не видел швырялись металлическими горстями  друг в друга – позже узнали, что это было техническое серебро!) И еще  в том далеком 1979 году нам выдали значки с фотографией троллейбуса и двумя иксами – «Крымтроллейбусу»  двадцать лет!

***
… Тридцать лет промчались как троллейбус по ялтинской дороге. Седьмого октября, уже нынешнего года,   Крымское республиканское производственное предприятие «Крымтроллейбус» отмечало полувековой юбилей. В  этот день троллейбусники пригласили ветеранов и журналистов в путешествие  во времени  на своем старейшем, но, по-прежнему, надежном троллейбусе Шкода 9ТР № 5361, по маршруту: «Симферопольский троллейбусный парк - Марьино - ж/д вокзал - троллейбусный парк». Именно в этот день и именно по этому маршруту, 50 лет назад было начато регулярное троллейбусное сообщение в  Симферополе.   Сегодня среди пассажиров и  мэр города. Не каждый день увидишь первых лиц  в общественном транспорте!На конечной остановке в Марьино мы выбрали место, где будет установлен  памятник в честь 50-летия КРПП «Крымтроллейбус». По словам директора предприятия  Юрия Космачевского, памятник будет возведён на кольце-развороте, а  закладка  первого камня состоится 6 ноября, накануне другого юбилея.

***

Второй юбилей  транспортники отметят 7 ноября. В этот день, в 1959 года  открылась самая высокогорная и самая протяженная в Европе междугородняя троллейбусная трасса. По ней полвека назад  начались регулярные пассажирские перевозки через Ангарский перевал в Алушту (с 1961 года -  в Ялту). 
Первая очередь этой линии Симферополь - Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно-короткий срок за 11 месяцев.

Строили эту линию специалисты более восьмидесяти предприятий из десяти городов Украины.

  Первые троллейбусы на алуштинской линии работали с кондукторами. Стоимость проезда составляла 6 рублей 50 копеек, а кондуктор по совместительству выполнял обязанности экскурсовода. Спрос на билеты на ЮБК был очень  высок (билеты даже продавали в поездах до Симферополя). Будущие пассажиры предпочитали простоять пару часов на железнодорожном вокзале в очереди на троллейбус, чем садиться в  привычный и уже старомодный автобус.  С шестидесятых годов стоимость билета до Ялты составляла - 1рубль 20 коп (на протяжении тридцати лет  цена не менялась). 

***

 Нынешние юбилеи директор предприятия встречает по-философски бодро. О проблемах в праздники говорить не хочет. А мы расскажем. Начнем с  сотрудников предприятия, многие из них  настроены  не так оптимистично, как директор – регулярные задержки и задолженности по зарплате, потертые покрышки, изношенная техника. Сотрудники также знают,  чтобы избежать омута банкротства предприятие вынуждено проходить тягостную процедуру санации.
Что будет с троллейбусным парком еще  через …цать лет? Не позарятся на его территорию в центре города толстосумы, как это случилось с ЦТРМ (на месте троллейбусных мастерских теперь дома для «элиты») ? Не продадут на металл еще «живые» машины (к слову  первые крымские троллейбусы МТБ-82Д и Шкода 8Тр8 предприятие так и  не сберегло)?
И как долго сможет «Крымтроллейбус» держаться исключительно на оптимизме Юрия  Космачевского? Вопросов много, ответов мало.

Спросите, какое мне, уже лет двадцать как пассажиру маршрутки, дело до всего этого?  Есть дело. Потому что меня , как и многих крымчан,  волнует, уйдет  ли в небытие, как ранее трамвай,  или будет еще долгие годы с радостным свистом бегать по городским улицам и горной трассе   м о й   троллейбус.

                Алексей Васильев

"Крымское время", октябрь 2009


Рецензии