В огне не горит, в воде не тонет

 Зимние каникулы первоклассник Данька провёл с дедом и бабушкой  загородом. 
 Летом Данька  любил ходить с дедушкой на рыбалку. Дед  часто повторял, что время, проведённое на рыбалке – это время, проведённое с Богом. Маленький Данька оглядывался  - где же Бог? Дед учил внука видеть  Бога в небе, в реке,  в птицах, рыбах, листьях, в самом Даньке.

  Каждая рыбалка преподносила свои сюрпризы.  Никогда не забудет Даня, как учил его дед прошлым летом делать боковой заброс, а вместо рыбы попалась на крючок …ворона!
- Чайку ловил, мышь летучую ловил, но чтоб ворона! – удивлялся дед, пытаясь освободить  нечаянную добычу.  Крючок зацепился за крыло,  вокруг которого обмоталась  леска.  Ворона  расщеперилась,  отчаянно била по прибрежным камням  крыльями и норовила клюнуть  своего «освободителя».   Птицу было жалко, да и новые снасти обрывать не хотелось.  Пришлось  придержать ногой расправленное крыло, пока осторожно вытаскивали крючок.  Освобождённая пленница  громко каркнула, то ли благодаря, то ли браня, скакнула несколько раз  и  улетела.  Неизвестно, кто радовался больше: Данька с дедом  или ворона. Разве такое забудешь?

      На  первую Данькину зимнюю рыбалку  собирались обстоятельно.   Дедушка вытащил из кладовки  свой  непродуваемый полушубок из овчины,  ватные штаны и валенки с бахилами. Проверили леску на  самодельных удочках-кобылках: плохая снасть отдохнуть не даст.   Неспешно и внимательно  обследованные  коловорот, зимний рыбацкий ящик и  санки поставили у дверей в прихожей. Даньке было поручено  чистить  черпаком лунки от шуги.
 
 А где же черпак? Дед вспомнил, что черпак-то он упустил нечаянно  в речку  прошлой весной, а новый не купил.  Придётся взять на кухне. Обмотали ручку красной  изолентой, чтобы  не морозить руки  и не затерять черпак в снегу.
- Опять шумовку забираешь?  Которая по счёту? – ворчала  на кухне бабушка.
- Не шуми, купим новую. А лучше сразу две.

 Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.  Из дома вышли с восходом солнца. Сосед Петрович, знатный рыболов, пожелал удачи:
- Ни хвоста вам ни чешуйки!

 До речки идти недолго, минут десять.  Отошли от берега метров на двадцать, просверлились. Данька черпаком  лунку от ледяной крошки  старательно вычистил.
- Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Долго ждать не пришлось. Первую мелкую рыбешку дед аккуратно снял с крючка и отпустил обратно:  «За папой — за мамой — за дедом — за бабкой».  Посидели – нет поклёвки. Пошли новые  лунки сверлить, Данька  черпаком всё ловчее и ловчее работает. 
 Не сидится ему на одном месте - разглядел  старые  лунки. Разбил  в одной каблуком лёд и стал от крошева ледяного чистить, а черпак выскользнул из рук – и был таков. Что делать?! Данька с перепуга  давай скорей лунку снегом загребать, как будто её  тут и  не было.
 
 А дедушка новую лунку сверлит, зовёт внука на помощь.
 – Даня,  а где черпак?  Утопил?!
- Нет.
- Нет  так нет… Может, ворона в отместку  унесла? Проворонили… Вот  бабушка «порадуется»!
 Данька принялся  поспешно, прямо руками, выгребать снег и осколки льда из лунки.  Дед остановил его:
 - Застудишься, и приманку потом  замёрзшими руками не сменить.  Три хвоста поймали – коту хватит.
Пришлось домой возвращаться. По дороге встретили Петровича с ледобуром и рыболовным ящиком наперевес. Пожелали ему удачи.

 Вечером заходит сосед с пакетом в руках.
- Как улов, Петрович?
- Улов ещё тот! Просверлился  я, поблеснить решил.  Забросил, и сразу чувствую – есть! Да крупная такая – еле вытащил.
Сосед достаёт из пакета… черпак с красной ручкой.
- Не ваш?
- На-а-аш…  Спасибо, Петрович!
Дед выразительно смотрит на Даньку, уши которого загораются ярче красной ручки черпака.
- Отгадай загадку, Петрович:  « В огне не горит, в воде не тонет».
- Любому ребёнку известно – лёд.
- Любому ребёнку хорошо бы запомнить, что так  и про правду в народе говорят. Правда - она и со дна морского поднимется. 
 Дед говорит спокойно, чеканя каждое слово,  прямо глядя дорогому внуку в глаза, и Данька запоминает это на всю жизнь.


Рецензии