М. Чартаев и М. Горбачев

Естественно, о феномене Чартаева в стране знали. О нем было снято несколько фильмов, написаны сотни статей, и в итоге случилось то, что должно было случиться: дагестанского реформатора пригласили в Москву на встречу к Горбачёву. Сторонники Чартаева уже потирали руки, надеясь на то, что его метод будет изучен и растиражирован, но, увы, ничего этого не произошло, Горбачёв времени для встречи с Чартаевым не нашел.

Соратники Чартаева считают, что «архитектор перестройки» элементарно испугался, что революционные преобразования Чартаева попросту разрушат административно-бюрократическую систему, и сотни тысяч чиновников останутся без работы. Кроме того, каждый чиновник будет получать лишь за конкретные результаты в работе, и его благополучие напрямую будет зависеть от благополучия народа. К таким кардинальным решениям Горбачёв, естественно, готов не был, и поэтому встреча с Чартаевым так и не состоялась.

В конце 90-х Магомед Абакарович с грустью констатировал: «Нынешняя катастрофа определена тем, что все богатство страны, накопленное поколениями наших предков и нашим личным трудом, оказалось брошенным на разграбление властью, которая для того и существует в государстве, чтобы защищать наши с вами интересы, в том числе и собственность».

Чартаев в последние годы тяжело болел, но не сдавался. Много работал, до последнего часа искренне веря в то, что в России можно жить богато и честно. За полночь возвращался домой, но в 6 утра снова был на ногах: спешил на ферму, на ток или на многочисленные стройки (за время его руководства для колхозников было построено около трехсот домов). Деньги на это шуктинцы заработали сами — за десять лет работы валовая продукция (в ценах 1983 года) в хозяйстве увеличилась более чем в 18 раз, урожайность с гектара повысилась в 5 раз, а производительность труда выросла в 64 раза!....


Рецензии