210. Школа даосов о советах из неоткуда
О СОВЕТАХ ИЗ НЕОТКУДА
Выбрав одни из дней, я отправился в канадзавский храм Ниндзя-дэра для встречи с монахом Досином, которому должен был позвонить и сказать обо мне монах Сэцу из дзэн-буддийского храма Великого Приумножения Дайдзёдзи. Храм Мёрёдзи стоял в буддийском квартале Тэра-мачи, где находилось не менее шестидесяти других буддийских храмов. Когда я подошёл к храму, дверь сама собой открылась, и на пороге появился монах, который обратился ко мне со следующими словами: «Я вас поджидаю».
«Но как вы узнали о моём прибытии»? – удивился я.
«Очень просто, - ответил он, - я видел с верхней террасы, как вы подходите к храму. В нашем городе людей с европейской наружностью не так уж и много, к тому же вы молоды, и я понял, что это – вы, тот человек, о котором звонил мне мой друг Сэцу из Храма Великого Приумножения».
«Так просто, - рассмеялся я, и поклонился монаху, - а мне показалось, что вы владеете предвиденьем».
«Так оно и есть, - ответил монах, улыбнувшись, - я заранее знал, что вы сегодня придёте и даже в котором часу. Поэтому и поджидал вас на верхней галерее».
Монах Досин провёл меня в небольшую комнату, где мы устроились на татами. По дороге он объяснял мне секреты храма с потайными лестницами, ложными комнатами и ловушкам, в которые мог попасть проникающий чужак. Нашу беседу монах-ниндзя начал с таких слов: «В этом мире всё может быть скрыто от постороннего взора, также, как и открыто для взора посвящённых. Главное искусство ниндзя – это ;; «ниндзюцу» - искусство проникновения, которое так популярно у шпионов и диверсантов. Обладая этим искусством, можно проникнуть везде, попасть в голову своего противника и прочитать его мысли, представиться любой вещью и быть рядом с объектом наблюдения так, что он не сможет определить вашего присутствия, проникнуть даже в любые сферы инобытия. Но для того, чтобы куда-то проникать, нужно ясно осознавать, для чего вы это делаете, и ставить перед собой ясную цель. На высшей ступени при овладения этим искусством, вы как б попадаете в некуда, иными словами полностью растворяетесь в той атмосфере, которая вас окружает и с которой вы взаимодействуете. Таким способом вы не только проникаете в истинную реальность, но даже создаёте её сами своим мастерством. Но для достижение этого мастерства и нужного состояния необходимо овладеть таким умением, когда для совершения любого действия вам уже не требуются планов и усилий, всё начинает как бы совершаться самим собой. Это значит, что вы овладели тем «нечто», которое «из неоткуда» руководит вами, и вы сами руководите этим «нечто». Я понятно вам объясняю»?
Я кивнул головой, хотя понимал его ещё плохо.
«Для такого состояния нужно прежде всего освободиться от слов и всех мыслей, которые мешают сосредоточению, - продолжал говорить он, - только тогда может настать просветление в вашем сознании, когда постигается истинная сущность вещей и явлений. И это наступает лишь тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку, ведь слова Будды называются бессловесными. Даос или ниндзя-монах как бы овладевают «громовым молчанием». Но это – сложная категория. Давайте начнём с простого. Мы используем в самообучении те же знания, что и даосы, но у нас есть свой патриарх, которого называли в девятом веке Линьцзи. Так вот он говорил: «Если вы хотите освободиться от смертей и рождений, от прихода и ухода, иными словами, от всех дуальных оппозиций, то вам нужно постичь этого невидимого человека, слушающего моё немое учение. У него, у этого человека, нет ни образа, ни тела, ни ствола, ни корня, не постоянного места пребывания, но он всегда виден в воде, пусть хоть на дно уйдёт». Кстати, такой же совет есть в «Шицзине» и в «Чжун-юн». Он проявляется везде и всюду, но не имеет постоянного места действия. Поэтому, когда вы пытаетесь схватить его, он ускользает от вас, и чем усерднее вы ищите его, тем дальше он убегает от вас. Вот почему его называют «таинственным». И этот человек находится в вас и даёт иногда вам полезные советы. Если даже вы что-то нарушаете, и совершаете преступление, он остаётся чистым и осуждает вас. Его ещё можно назвать вашей совестью, он, вообще-то, не имеет названия, потому что весь состоит из пустоты, из чистой пустоты, которая определяет вашу сущность, и даже с вашим физическим исчезновением не исчезает, а может проявиться при перерождении в виде змеи или человеческого ребёнка. Этот пустой невидимый человек может красть у Вселенной любые способности, знания и силу, если он способен концентрироваться и перевоплощаться».
Монах Досин говорил мне много ещё чего интересного об этом человеке и о разных других вещах, о которых я расскажу со временем. Вечером во время игры в шашки «го» со стариком Накамура, хозяином гостиницы «рёкан» я спросил его, что он знает о невидимом «таинственном» человеке, который управляет нашей жизнью. И он сказал мне: «Я понимаю, о чём ты говоришь. Этот человек постоянно даёт нам советы из ниоткуда. Да, я думаю, что ты эти советы сам часто слышишь. Кто он такой? - этого никто не знает. Мы ли это сами, или это – наш вечный спутник и ангел хранитель. Но этот человек всегда поступает правильно, если даже мы запутались в этой жизни, и превратились в отъявленного преступника. Он всегда с нами, и он – наше спасение. Просто нужно научиться к нему прислушиваться. В жизни может случаться всякое. Но если мы остаёмся с этим человеком, и он становится нашим стержнем, то мы можем надеяться на спасение».
Он вынул из шкафа свиток и предложил мне прочитать текст, который я перевёл в стихах.
СОВЕТ ЗМЕИ
В одной прибрежной деревушке от Цанчжоу к югу
Жил Люй-сы, ни стыда, ни совести в нём не осталось,
Своею подлостью прославился на всю округу,
И население, всё местное, его боялось.
С приятелями-негодяями он раз собрался
Попьянствовать всем вместе за пределами деревни,
Внезапно потемнело, дождь полил, и гром раздался,
Поднялся ветер, кинулись у речки все в храм древний.
Фигурка женская вдали внезапно появилась,
Хотела женщина найти укрытья в нём, похоже.
- «А не побаловаться ли нам с ней, сама явилась
Она к нам, - Люй воскликнул, - приготовим ей здесь ложе»!
Зажал рот женщине Люй, в храм когда она вбежала,
Приятели же стали сбрасывать с себя одежды.
Чтоб ею овладеть. У неё не было надежды,
Но тут сверкнула молния, и всё понятно стало.
Увидел Люй свою жену, руки его разжались,
Заговорил он с нею, и женой та оказалась,
От ярости хотел убить, но помешала жалость.
Жена его стала кричать, друзья все разбежались.
- «Хотел чужую обесчестить, вот что меня ждало,
Меня чуть чести не лишили, этого дождался?!
Тогда за что же убивать меня ты собирался» ?! -
Сказав это, его покинула и убежала.
Одежду ветром сдуло в реку, на нём не осталось
Белья в ночь лунную, чем можно было бы прикрыться,
И видя его голого, деревня потешалась,
Не пережив стыда, решил он в речке утопиться.
Жена его в гостях у родственников находилась,
Могла жить месяц, дом сгорел, жилья не находилось,
Ей негде было жить, и в путь она одна пустилась,
Об этом Люй совсем не знал, и так всё получилось.
Прошло немного времени, во сне к ней Люй явился,
Сказал: «Я совершил грех тяжкий, нет ни в чём прощенья,
Но был почтительным я сыном, и порой молился,
И внёс судья из Царства мёртвых в список измененья.
Поэтому в своём я следующем перерожденье
Обязан пребывать в теле змеи, как наказанье,
Ты ж замуж выходи, живи к свекрови в почитанье,
Ведь непочтенье к старшим тяжкое есть преступленье».
В тот день, когда его жена вторично замуж вышла,
Змея вдруг появилась, с потолка как будто слезла,
В раздумье глядя на неё, рыданье было слышно.
Жена её хотела в руки взять, но та исчезла.
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №218010500295