Священномученик Сергий Мечев

Священномученик протоиерей Сергий (Мечев).

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
23.05/05.06 – Собор Ростово-Ярославских святых
24.12/06.01 – день мученической кончины (1941/1942 г.)

Священномученик протоиерей Сергий (Мечев Сергей Алексеевич) родился 17 сентября 1892 года в городе Москве. Сын дивного старца – известного московского протоиерея праведного Алексия Мечева, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках.

Окончил Московскую детскую школу Валицкой.

В 1902 году скончалась мама Сергея Анна Петровна.
В том году он поступил в 1-й класс 3-й Московской мужской гимназии.
В 1910 году окончил гимназию с медалью.
Духовное воспитание мальчика проходило в храме, где он прислуживал в алтаре, помогая отцу. Будучи очень музыкальным и имея хороший тенор, он стал петь на клиросе. Отец Алексий желал иметь в сыне своего преемника, но, будучи убежденным противником любого проявления насилия, никогда ему это не высказывал, предоставляя сыну свободу выбора.

В 1910 году Сергей Мечев поступил на историко-филологический факультет, словесное отделение Московского Императорского университета.
Поступил сначала на медицинский, но очень быстро перевелся на историко-филологический факультет. Он был из числа пяти учеников профессора Челпанова Г.И., принявших впоследствии священный сан.
Из преподававшихся предметов его особенно интересовала древнерусская литература, которую он изучал под руководством академика М.Н. Сперанского, называвшего Сергея Мечева одним из лучших своих учеников. Много Сергей Алексеевич занимался историей Русской Церкви, слушал лекции профессора С.И.Смирнова, преподававшего также в Духовной академии. Впоследствии отец Сергий с большой теплотой отзывался о профессоре Смирнове и называл его своим учителем. Особенно ценил его книги, посвященные истории пастырства Востока и Древней Руси ("Духовный отец древневосточной Церкви" и "Древнерусский духовник").

В 1913 году, имея желание ознакомиться с достопримечательностями Запада, Сергей Алексеевич посетил во время летних каникул города Швейцарии и Италии. Знакомясь с религиозной живописью прославленных художников эпохи Возрождения, пришел к выводу, что древнерусская икона значительно превосходит своей духовностью и глубиной достижения западное искусство.

В августе 1914 года, как и другие студенты-патриоты, он прервал занятия, прошел подготовку в госпитале и уехал на фронт добровольцем-санитаром. Служил в прифронтовой полосе во втором подвижном лазарете Красного Креста Московского Купеческого и Биржевого общества.

В июне 1916 года вернулся с фронта и продолжил занятия в университете.
В 1917 году по окончании университета был призван в армию, служил в Москве.
Одновременно участвовал в работе студенческого Богословского кружка имени святителя Иоанна Златоуста, организованного в Москве по инициативе епископа Арсения (Жадановского) при Златоустовском монастыре. В нем изучались творения святых Отцов, читались и обсуждались доклады на Богословские темы.
В том, 1917-м, году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошел и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у патриарха Тихона, который его полюбил, ласково называл "Сережей".

К 1918 году был он был демобилизован из армии по состоянию здоровья.
В лазарете познакомился с Евфросинией Николаевной Шафоростовой, студенткой Высших Женских курсов, происходившей из благочестивой купеческой семьи.
24 января 1918 года отец Алексий венчал молодых. Вскоре он сказал невестке, что очень желал этого брака, и хочет, чтобы Сережа стал священником.

Осенью 1918 года во время беседы с преподобным старцем Анатолием (Потаповым) в Оптиной Пустыни Сергей Алексеевич принял решение стать священником, получил на то его благословение. К этому любвеобильному старцу он потянулся душой с первого своего приезда в Оптину. Получил благословение на священство и преподобного оптинского старца Нектария (Тихонова).

12 апреля 1919 года, в Лазареву субботу, он был рукоположен во диакона.
17 апреля 1919 года в Московском Свято-Данииловом монастыре на Страстной седмице в Великий Четверток епископом Феодором (Поздеевским) рукоположен во иерея. Рукоположение это владыка Феодор свершил по просьбе папы отца Сергия святого праведного Алексия Мечева, с которым его связывали духовное единодушие и духовная дружба. Таким образом, самим Даниловским настоятелем отец Сергий был причтен к обители князя Даниила.
Первым таинством, совершенным в тот же день иереем Сергием, стало елеосвящение, на котором он заменил отца, сильно утомившегося после пешего (из-за тогдашних московских неурядиц с транспортом) возвращения вместе с семьей из Даниилова монастыря в свой храм.
И стал служить отец Сергий вместе с отцом в храме святителя Николая в Кленниках, на улице Маросейке в Москве.
Этот приход называли «мирским монастырем», имея в виду паству-семью, связанную узами любви и единым духовным руководством. Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием («сущность исповеди есть самопосрамление, исповедь есть страдание кающегося и сострадание ему священника», – говорил отец Сергий), частое причащение, ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и прихожане могли попасть на работу вовремя) – все это создавало условия для подлинной духовной жизни. «Христианство не учение, а жизнь», – часто повторял отец Сергий.
Время было трудное. Шли кровавые гонения богоборческой власти на русское Православие, Гражданская война, разруха. В Москве было голодно, холодно, свирепствовали эпидемии тифа, гриппа. Новые хозяева, в основном инородцы, жившие в Царской России за чертой оседлости, активно заселяли Москву, пользовались закрытыми для «бывших людей» спецраспределителями, занимали их квартиры, свирепствовали и пировали в поверженной стране.
И вот воспоминания о тех днях А.А. Добровольского, прихожанина Маросейки и духовного сына отца Алексия Мечева: "Москва, умирающая от голода и тифа. (...) Черные улицы, расстроенная толпа. Храм еле освещенный, нетопленый и отсыревший. Всенощная скорбящих, всенощная плачущих, стекшихся сюда от скорби жизни невыносимой..."
Вовсю шло уничтожение оккупантами-иудами коренного русского православного населения.

22 июня 1923 года во время летнего отдыха в городке Верее скончался отец Алексий.
Хоронила его вся Москва.
28 июня его отпевание совершил владыка Феодор (Поздеевский) в сослужении тридцати священников и шести диаконов.
Отец Алексий желал, чтобы отпевал его по кончине именно владыка Феодор – «столп Православия» и «из архиереев архиерей», как он его называл. Но владыка Феодор был в тюремном заключении. Однако чудом, по молитвам отца Алексия, неожиданно для всех был отпущен на свободу 20 июня.
В день похорон на Лазаревское кладбище прибыл Святейший Патриарх Тихон, только что освободившийся из заключения и не успевший на отпевание – и это стало для православных дивным и радостным чудесным событием. Святитель Тихон первым бросил горсть земли в могилу почившего старца.

В 1923 году отец Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
После смерти родителя начался трудный этап его жизни. Внезапный арест и заключение сосредоточили его на сугубой молитве и ожидании проявления воли Божией о нем. В ночь на сороковой день по смерти батюшки он отчетливо почувствовал присутствие отца и весь день испытывал светлую радость.
Освободившись 15 сентября, прямо из тюрьмы поехал на Лазаревское кладбище.
В душе отца Сергия окрепла решимость принять батюшкино наследство – приход на Маросейке, и этому посвятить всю дальнейшую жизнь.

Он принял под свое пастырское попечение осиротевший было по смерти отца Алексия маросейский приход, отдавая ему все свои силы. В маленький храм стекалась православная Москва. «Служба, совершаемая отцом Сергием, была исключительной. Голос его пел, и в этом пении изливалась его душа перед Богом. Хор следовал за ним в воодушевленной молитве. Души молящихся присоединялись к хору, и общая молитва восходила к небу, как светлый столп».
Его ближайшими соратниками были Борис Холчев (ставший диаконом, а затем священником в храме святителя Николая) и Сергей Никитин, председатель приходского совета, в 30-е годы тайный священник, с 1960 года – епископ Стефан.
Особое место в жизни прихода занимали проповеди отца Сергия. В двадцатые годы в Москве можно было слышать многих известных проповедников. Но проповеди отца Сергия носили совершенно особый характер. Слушая их, нельзя было оставаться только слушателем. Возникало непреодолимое желание испробовать на себе, в своем опыте все то, о чем он говорил.
Маросейский приход, единодушный в исповедничестве Свято-Даниилову монастырю, один из немногих в Москве сохранил верность патриарху Тихону в годы, когда шла борьба с живоцерковниками. Тогда как в основном приходское духовенство, привыкшее до революции к беспрекословному повиновению власть предержащим, хотя в большинстве своем не принадлежало к числу идеологов «Живой Церкви», все же не сумело разобраться в создавшейся ситуации и подчинилось Высшему Церковному Управлению, прекратив поминовение заключенного Патриарха. Формально Свято-Николаевский приход на Маросейке вместе со Свято-Данииловым монастырем были как бы в расколе. Но в расколе с кем? – С отступниками. И теперь, по прошествии лет, отцы те признаны и почитаются святыми исповедниками Христовыми.
Отец Сергий, как и его папа святой праведный Алексей, всей душой чувствовал и понимал, что Церковь есть Тело Христово и источник освящения и спасения. Она со всеми своими таинствами и Богослужением свята во веки. Знал, что надо не «обновлять» Церковь, а идти к ней и учиться у нее, пользоваться ее таинствами для своей духовной жизни, становиться ее членами через покаяние и Святое Причащение для «обновления в себе образа святого Божия». В существе своем Церковь свята и непорочна и не нуждается в искусственном оживлении или обновлении от людей.
Простой народ не принял обновленчества. Захваченные живоцерковниками храмы пустовали, а храм святителя Николая, как и храмы Свято-Данииловой обители, полнился верующими.

Отец Сергий – вместе с даниловскими исповедниками и иными верными Христу и твердыми в своей вере – не принял и Декларации митрополита Сергия (Страгородского). Он считал, что нельзя вносить богоборческую политику в церковную жизнь, не принимал церковной молитвы за безбожников и богоборцев. Сейчас легко об этом говорить, но очень не легко было тогда: многие церковные люди осуждали отца Сергия, считали его бунтарем. Он же говорил смиренно: «Я не могу по-другому».

В апреле-мае 1928 года он совершил поездку в село Холмищи к последнему Оптинскому старцу отцу Нектарию (Тихонову). Отец Нектарий высказал пожелание, чтобы отец Сергий был около него в час смерти и отпел его. Он сказал отцу Сергию: "О Вас не беспокоюсь". На отпевание старца приехало много мирян и священников. Отпевание возглавлял отец Сергий Мечев.
В благочестивой памяти сохранились слова старца Нектария, предвидевшего мученический подвиг отца Сергия, сказанные им одной из своих духовных дочерей. Вот они: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».

29 октября 1929 года отец Сергий был арестован вместе с двумя священниками (отцом Константином Ровинским и иеромонахом Саввой) и несколькими алтарниками Маросейского храма. Они были заключены в Бутырскую тюрьму.
Обвинение при аресте: "антисоветская деятельность".
Всего по делу проходило девять человек из маросейского прихода.
По материалам дела, отец Сергий в 1919-20 годах создал антисоветскую группу "Духовных детей".
20 ноября Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ он был обвинен по групповому "делу группы "Духовные дети" о. Сергия Мечева (Москва, 1929 г.)" в "антисоветской деятельности".
Приговор: 3 года ссылки в Северный край.
Находясь во второй раз в Бутырках, отец Сергий снова молился, чтобы Господь показал ему правильный путь. И – как знак свыше – просил отправить его из Москвы в день памяти очень чтимого им исповедника – преподобного Феодора Студита. Обстоятельства так и сложились.
24 ноября вечерним поездом он с другими арестантами был отправлен этапом через ПП ОГПУ в Архангельск.

С 26 ноября – в Архангельске. Ему удалось устроиться на квартире духовной дочери К.Т.

Через какое-то время, уже в 1930 году, он получил назначение в город Кадников, близ станции Сухона Северной железной дороги в Вологодской области.
Устроился жить у церковной старосты А.К. Шоминой. Каждый день неуклонно в те часы, когда совершалось Богослужение в Москве на Маросейке, отец Сергий служил у себя вечерню и утреню, а утром часы и обедницу. Когда было возможно, его навещали родные: старшие дети и кто-то с ними. Матушка приезжала только во время отпуска, так как должна была работать. Приезжали изредка и духовные чада (чтобы не привлекать внимания – в вечерние часы).
Отец Сергий писал письма духовным детям, отвечал на их письма и посылал письма, для осторожности, с оказией. Кроме того, написал пять писем общих к своим духовным детям, в которых видна его любовь к ним, желание поддержать, утешить. В одном из них говорил: "Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона Христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Особые скорби, небывалые напасти – удел наших дней. В покаянном преодолении их – смысл нашей жизни".
Тем временем, последней службой в маросейском храме была литургия в день Благовещения в 1932 году. Единственный священник храма иеромонах Александр (Ильин) по дороге из церкви был арестован, осужден и сослан в Нарым.
Храм стали ломать изнутри, лишь чудотворную Федоровскую икону Божией Матери вынесла и сохранила Мария Николаевна Соколова.

Матушка Евфросиния Николаевна, на руках у которой осталось четверо детей, выбивалась из сил...
В 1932 году ее тоже арестовали, дали три года ссылки. Сослана она была также в Кадников, но вместе с отцом Сергием ей удалось там отбыть лишь незначительную часть срока.
Их детей, в возрасте от шести с половиной до двенадцати лет, полагалось направить на перевоспитание в детские дома. Младший неженатый брат Евфросинии Николаевны Глеб Николаевич после ее ареста без промедления перешел жить к детям в уплотненную, ставшую коммунальной, квартиру отца Алексия и взял над ними опеку.

8 марта 1933 года в Вологде арестовали многих ссыльных священников, не работавших на советской службе, в их числе и отца Сергия. Заключили в Вологодскую тюрьму.
Было возбуждено дело об антиколхозной агитации среди населения местных деревень, хотя отец Сергий никогда ни по каким деревням не ходил и не общался с местным населением.
Он был обвинен по групповому "делу Чельцова П.А., Мечева С.А. и др., г. Кадников, 1933 г." в "антиколхозной агитации".
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

С конца августа 1933 года отец Сергий – на лесопильном заводе на Кубенском озере в Вологодской области.
Затем – в исправительно-трудовом лагере на реке Шелексе на станции Плесецкая Архангельской области.
Он был на общих, очень тяжелых работах. Приходилось сильно голодать, так как постоянно обкрадывали уголовники. Болел там гриппом и сильно ослаб.
При встрече с духовной дочерью сказал: "Я совсем болен. Голова так устала. Ты знаешь, я всегда был быстрый, не мог видеть, когда что-нибудь делают медленно, а теперь сам и хочу скорей, и не могу. Куда бы ни пошли, я иду всегда самый последний".

Вскоре, по хлопотам духовных чад, через "Красный крест" отца Сергия в качестве фельдшера перевели на некоторое время в Архангельск. Пробыв там очень недолго, он был назначен в новый этап, в лагерь в поселке Усть-Пинеге Архангельской области.
Сначала работал в совхозе на медпункте, а потом был переведен на общие работы. Отец Сергий был страшно переутомлен, изголодался.

В 1934-35 годах был в Свирлаге, в Лодейнопольском районе Ленинградской области.
Отец Сергий работал фельдшером, но условия были тяжелые. В лагере было много уголовников. Они его дочиста обкрадывали. Батюшка ходил в легком плаще, был обут на босу ногу.
На некоторое время приехала матушка Евфросиния Николаевна с детьми, но отец Сергий очень переживал, боялся за них и скоро отправил назад.

Со Свири его перевели на строительство Рыбинской плотины – станция Переборы Ярославской области.
Там отец Сергий был до конца срока. Этот перевод не только улучшил его бытовые условия, он получил и моральную поддержку, так как в нескольких километрах от него жила высланная из Москвы семья его духовных детей.
Летом 1936 года неподалеку поселилась его супруга с детьми, и отец Сергий приходил к ним почти каждый день.

В 1937 году закончился срок заключения. Евфросиния Николаевна с детьми уже жила в Москве, но отцу Сергию туда возвращаться было запрещено, и он устроился работать в городе Калинине (ныне Тверь).

В 1937-40 годах протоиерей Сергий трудился фельдшером в кабинете "ухо, горло, нос" в одной из поликлиник Калинина.
В 1938-м матушка сняла дачу под Калининым.
Отец Сергий в это время никак не проявлял себя перед внешними и перед церковными властями, он остался при прежних своих убеждениях и искал общения с каким-либо единомысленным ему епископом. Такие еще были, но все они находились или в далеких ссылках, или в лагерях. И все же Господь даровал отцу Сергию знакомство с одним из Своих достойных архиереев: в этот период Батюшка сошелся с епископом Мануилом (Лемешевским). Он пригласил Владыку для тайного рукоположения некоторых из своих духовных чад в священники для продолжения «катакомбного» церковного предстояния Богу. Чад тех собирался было рукоположить епископ Афанасий (Сахаров), но был арестован. И вот епископ Мануил рукоположил. (Здесь, в скобках, мы вынуждены сделать отступление. Люди, живущие духовной жизнью, хорошо знают, что не бывает добрых дел без искушений, без преследования со стороны злых сил. Вот и до нашего времени жив порочащий владыку Мануила слух, распространяемый зложелателями, о том, что он «выдал» отца Сергия энкаведешникам. Сам отец Сергий не хотел верить этому. Чада Владыки считают это недостоверным. Не пристало и нам обвинять Владыку, зная о его доброй, христоугодной жизни и о добрых плодах ее.)
В те же годы в Калининской области проживал даниловский старец иеромонах Павел (Троицкий). Отец Сергий приходил к отцу Павлу, почитал его своим духовным отцом.

В начале 1940 года батюшка Сергий перебрался в город Рыбинск Ярославской области, где устроился вновь фельдшером в поликлинику.
Сам жил в деревне на другом берегу реки Волги. Сначала все было хорошо, но потом он получил выговор на работе, затем сломал ногу, получил инвалидность.
Когда отец Сергий остался без работы, то понял, что в Рыбинске оставаться нельзя. Нога стала заживать, и он уехал из Рыбинска и гостил в разных местах.

Решил жить в деревне. И нашлось подходящее жилье в одной из отдаленных деревень на Волге под Тутаевым. Отец Сергий поселился в деревне Кипячево Рыбинского района Ярославской области.
Он мало выходил из дома. Его скрытная, непонятная жизнь вызывала подозрение у окружающего населения. Ежедневно совершал на дому литургию. Несколько раз приезжали к нему посетители. С ними он говорил об их делах, молился, провожал до пристани. Но более не надеялся увидеть семью – ни родную, ни духовную. Начавшаяся война усилила атмосферу всеобщей подозрительности.
Душевно Батюшка страдал невероятно. Он чувствовал себя безнадежно осужденным. Молился и готовился к смерти. Еще более чем за себя страдал за своих духовных детей. Вся его молитва сосредоточилась на том, чтобы пострадать ему одному, чтобы никто не пострадал от его ошибки. И эту молитву Господь исполнил.

7 июля 1941 года, на Рождество Иоанна Предтечи отца Сергия арестовали и заключили в тюрьму Ярославского УНКВД.
Он был обвинен в том, что «ведет работу по созданию подпольных т.н. "катакомбных церквей", насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью».
На допросе отец Сергий категорически отказывался называть знакомых, чтобы не подвергнуть их гонениям. За уклонение от показаний ему назначили заключение в карцер на пять суток. Но по его молитвам никто из-за него не пострадал. Даже арестованную с ним духовную дочь освободили.
Из тюрьмы он живым уже не вышел.
22 ноября Военный трибунал войск НКВД Ярославской области обвинил его по статьям 58-2, 58-11 УК РСФСР как "руководителя антисоветской организации".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел; "без конфискации имущества за отсутствием имущества у осужденного".

6 января 1942 года, после долгих месяцев допросов и пыток, он был расстрелян в тюрьме Ярославского УНКВД.

Чин отпевания протоиерея Сергия был совершен после того как удалось в неофициальном порядке узнать в Центральном архиве КГБ о гибели его в тюрьме...
29 декабря 1950 года он был отпет в Крестовой церкви архиерейского дома в городе Ташкенте архимандритом Борисом (Холчевым). Разрешительную молитву прочел владыка Гурий (Егоров).

Завершим повествование об отце Сергии словами папы его святого праведного Алексия Мечева, старца Московского: "Прекрасный у меня цветок отец Сергий! Но скоро отцветет".

Священномученик протоиерей Сергий (Мечев) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Теперь в восстановленном и благоукрашенном храме святителя Николая в Кленниках есть придел во имя святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых.

Литература:
1. Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. [Т. 1]. Ярославль, 1993. С. 394.
2. П.Т. Новомученик иерей Сергий Мечев// Православная Русь. Джорданвилль, 1995. № 4. С. 3, 15.
3. Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами// Надежда. Душеполезное чтение. Выпуск 16. Базель-Москва, 1993.
4. «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». Автор-составитель Т.В. Петрова. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник. 2010.
5. Епископ Стефан Никитин// Московский журнал. 1996. № 2. С. 42, 49.
6. Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. № 19. С. 12.
7. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
8. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Тверь: "Булат", 2004. С. 156-174.
9. http://pstbi.ru
10. http://www.st-tatiana.ru
11. http://mj.rusk.ru
12. http://drevo-info.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40103.
2. Архив УФСБ по Ярославской области. Д.5279.


Рецензии