В гостях у дяди Вити - день третий

   Мы проснулись рано утром от того , что в доме царил хаос . Взрослые уже встали и собирались на сенокос . Больше всего это походило на перекличку :               
               
   - Валя , где платки ?               
   - В шкафу , на второй полке .               
   - Таня ты купальник надела ?               
   - Где хлеб ?               
   - Воду взяли ?               
   - Всё собрали ?               
   - Вроде как всё .               
   - Выходим .               
               
               
               
   Погода располагала и поэтому решили провести на природе целый день . Вначале  –  поработать , а потом отдохнуть и пособирать ягоду .               
               
   Сенокос находился на другом берегу Иртыша и нужно было переправляться на лодке.  У дядь Вити была небольшая , деревянная лодка на вёслах . Народу много и за один раз все в лодку не поместятся . Ещё с вечера было решено , что будем переправляться за два раза . Вначале - взрослые , чтобы сразу начать работать , а потом мы - детвора .               
               
   Я себе и представить не могла , как это будет . Ширина Иртыша , от одного берега до другого , была около километра . А на такой лодочке я никогда не плавала . Да что там на такой , ни на какой я ещё ни разу в жизни не плавала . Что бы вот так , в открытой лодке , по большой реке ? Страшновато … Но всё бывает когда - то впервые и всё нужно в жизни попробовать . Зато будет чем похвастать перед одноклассниками .               
               
   Лодка была привязана у самого берега . Мы разулись , чтобы не замочить обувь и зашли в воду . Дядь Витя брал нас , по одному , на руки и рассаживал по местам . Потом он сел в лодку , оттолкнулся  веслом от берега и начал грести . Лодка раскачивалась на волнах и от этого было как - то немного не по себе . Вроде - бы и страшно , но в то - же время – захватывало дух .В начале я сидела скованно , зажмурив глаза и боясь пошевелиться . Мне казалось , что очередная волна или захлестнёт лодку или перевернёт её . Немного привыкнув и успокоившись я открыла глаза . Дядь Витя умело загребал вёслами . Постепенно я совсем осмелела : заглядывала за борт , ловила воду ладошкой , вертела головой по сторонам и любовалась красотой и мощью реки .               
               
   На противоположном берегу , куда мы переправились , был лес . Мы высадились на берег и пошли по тропинке , как мне показалось , в глубь леса . Я ещё тогда подумала , что сенокос не может быть в лесу . Но вскоре мы вышли из леса на огромную поляну , где уже трудились наши родители . Оказывается , что это было единственное место , где росла сочная трава и все жители деревни заготавливали здесь сено на зиму . Не прошло и часа , как на поляне уже трудилось пол деревни .               
               
   На небе не было ни облачка , солнце палило нещадно , постоянно хотелось пить , пот катился градом , но мы усердно помогали взрослым . У нас была большая команда:  шестеро взрослых и шестеро детей , не считая самого младшего двоюродного брата , которому было всего два года . Поэтому всю работу мы сделали быстро и решили перекусить . На свежем воздухе , да после работы , аппетит у всех был отменный . После обеда взрослые расположились на отдых в теньке , а нам разрешили пойти в лес , полакомиться ягодами .            
   

   Дикую смородину и малину я видела у себя в лесу и пробовала их , а вот ежевику -  я увидела впервые . Это были высокие , непроходимые , колючие заросли с ягодами , по форме напоминающие малину . Только почему - то чёрного цвета .               
               
   - Это что ? Чёрная малина ?               
   - Нет .               
   - Волчья ягода ?               
   - Нет , это ежевика .               
   - Это можно есть ?               
   - Да ! Это очень вкусно , попробуй .               
               
   Я смотрела , как рыжеволосые девчонки поглощают ягоду и исходила слюной . Потом , пересилив страх , осторожно , двумя пальчиками , сорвала ягоду и аккуратно отправила в рот . Вкус у неё был кисло - сладкий . Я ела и наслаждалась,  потому что впервые пробовала эту ягоду . Для меня это было и осталось экзотикой . Больше , ни разу в жизни , я не ела лесной ежевики .               
               
   Мы так увлеклись , что не заметили , как на небе появилось небольшое облачко , которое быстро превращалось в огромную тучу . Поднялся ветер , кроны деревьев зашумели листвой , запахло дождём . Родители нас позвали , мы выбежали из леса и побежали к берегу . Было решено переправить нас первыми , что бы мы не намокли и не простудились .               
               
   Дядь Витя быстро усадил нас в лодку и мы поплыли домой . Грести было тяжело , так как ветер поднял большие волны на реке . Они били в борт лодки и сильно её раскачивали . Хотя мы были уже на середине , но создавалось такое впечатление , что мы стоим на месте . Не знаю , как так получилось , но одно весло сломалось . Дядь Витя стал грести одним веслом попеременно , то с одного борта , то с другого.  И вдруг из-за поворота реки показался нефтеналивной танкер . Это была огромная махина , которая медленно двигалась на нас . Мы смотрели на неё с интересом и не знали , что она может нас раздавить , как спичечный коробок . Просто мы , дети , тогда этого не понимали . Всю ситуацию понимал только дядь Витя . Он стал грести с такой яростью , что скорость лодки увеличилась в несколько раз и когда танкер проплывал мимо , мы уже были у берега . Я смотрела на эту махину с восхищением , не моргая , затаив дыхание . Такую мощь я то - же видела - впервые .               
               
   А дядь Витя сидел на берегу , весь белый и курил трясущимися руками . Мы смотрели на него и ничего не могли понять . Узнала я это только вечером , вернее сказать , случайно подслушала , когда он рассказывал нашим родителям , что могло произойти , если бы он не успел …               
               
   Прогремел гром и на землю упали первые капли , мы побежали домой , а он всё продолжал сидеть на берегу . Только мы успели забежать во двор , как  начался ливень . Лило , как из ведра , но через десять минут всё прекратилось и из - за туч снова выглянуло солнце . А ещё , через час , небо было опять голубое , земля высохла и от ливня не осталось и следа .               
               
   Вскорости дома появились взрослые . Женщины принялись готовить ужин , а мужчины занялись приготовлением к ночной рыбалке .  Про такую рыбалку я то- же слышала впервые и поэтому мне было очень интересно наблюдать за тем , что происходило во дворе .               
               
   Мужчины распутывали и развешивали на заборе длинную снасть с прикреплёнными к ней короткими поводками с крючками . Это был перемёт  -  орудие лова , главным образом , хищной рыбы . Запрещённый вид ловли , так как эта снасть портит много рыбы . Перемёт обычно ставят поперёк течения реки . Оба конца перемёта привязывают к сторожкам , состоящим из бечёвки , к нижнему концу которой прикреплён груз (грузило) , а к верхней — поплавок . Можно также натягивать перемёт и между двумя вбитыми в дно колами . Самое главное — чтобы перемёт оставался на одном месте и был заглублён в воду . Ставили его поздно вечером , так как ночью никакие большие суда по реке не ходили , да и рыбнадзор не нагрянет.  А снимали рано утром .               
               
   Поужинав , мы отправились на поляну , возле дома , поиграть с местными в игру - третий лишний . И так увлеклись , что забыли про рыбалку . Вспомнили уже только утром , когда увидели пойманную рыбу . Рыбы было мало , по видимому после ливня рыбалка была не очень удачной . Но зато уха получилась отменная , наваристая , да и на жарёху хватило …               
               
   А на следующий день , утром , мы уже ехали обратно к бабушке . Отпуск у родителей не резиновый , а ещё нужно объехать всех родственников , что бы никого не обидеть . Когда ещё свидимся в следующий раз ?               
               
   Но все эти незабываемые впечатления о глухой деревеньке , затерявшейся на Сибирских просторах , о странностях их жизненного уклада , о рыжеволосых сёстрах,  о наших приключениях - остались у меня в памяти и по сей день .               


Рецензии