Власть или Инженер человеческих душ

Сценарий короткометражного фильма
(по мотивам рассказа Ф. Сологуба «Тело и душа»)

Карта России, утыканная флажками. Игра теней на карте (стена противоположная окну)
Первый кадр (варианты):
Вариант один: тень руки с сигарой отделяется от тени кресла, появляется тень головы; тень второго человека в позе напряженной; отъезд продолжается до двух сидящих и их теней на карте.
Вариант два: кабинет с людьми и тенями, наезд на тень курящего Инженера.
Инженер: Да есть ли о чем тут говорить? Бросьте, Алексей Иваныч, бросьте! Работа как работа, не труднее прочих.
Чиновник: И не говорите, дорогой Сергей Сергеевич, нечего вам скромничать. Я-то знаю, каково у нас работается: это ж сколько труда надо положить, чтоб сдвинуть проект такого уровня! Ну ладно, купить территорию в центре, снести пару доходных домов, даже квартал. Такое любой, извините, дурак со связями провернет; но это же Монферан! Как вам удалось провести через ГИОП?! Просто сногсшибательно!
Инженер: Ну, не только через ГИОП, милейший господин Крыжков. И через Росохранкультуру пришлось проводить. Монферана все-таки ломаем. Глобальная реконструкция. Да…
Чиновник: Но как вам удалось все устроить? Я в городе не последний человек, но за такое бы не взялся! А вы приехали, можно сказать, вчера, а сегодня уже такой проект на мази!
(С этого момента от игры с тенями переходим к говорящим)

Инженер: Не скромничайте, вы оказали мне неоценимую услугу.
Чиновник: Так услуга – одно, а проект провести – сколько надо работы, и тонкой работы!...А ведь он у вас не один! Порт в Имирети грузовой под олимпиадку – вы, празднование добровольного присоединения Кабардино-Балкарии – тоже вы, конгресс русского мира – опять-таки вы. И все вертится, устраивается! Да иному двадцати четырех часов мало будет, ста миллионов в твердой валюте не хватит на благодарности…   Инженер смотрит с улыбкой пренебрежения,   А вы все успеваете, и деньги всегда под рукой! Как?!...Нет, откройте секрет, как такое возможно?!
Инженер: Это все не так удивительно, как вам кажется, к тому же я не один работаю.
Чиновник: Не говорите! Не говорите! У меня тоже замы и помы, только толку от них! Воры, идиоты и чинодралы!...Нет, я вам скажу: если ваше умение все устроить не удивительно, то чему ж прикажете удивляться?!
Инженер: Я прикажу? (на паузе укрупнение – от бюста до лица) А вы хотите, чтоб я приказал?
Чиновник (не сразу понимает): Если вы имеете в виду поработать под вашим началом, так кто же откажется от такого. Это уже не мэрия!…и вообще…
Инженер: Кажется, вы намерены мне льстить?
Чиновник: Нет! Что вы! Я действительно поражаюсь вашим талантам, работоспособности! – Инженер встает, за ним тянется дым.   Я просто, как сейчас говорят, в шоке! А поучиться у вас никому не мешает, и где, как не в вашем аппарате, можно серьезные дела делать?!
Инженер: Есть многое на свете, друг Горацио…Вот, взгляните,   Инженер указывает на невидимый предмет. Чиновник оборачивается и замирает. Тень чиновника кланяется, потом вдруг застывает в нормальной позе.   Что вы об этом скажете?
Чиновник: А-а?
Инженер: Вам не показалось, что тень сейчас кланялась? Ваша тень.
Чиновник: Оптический эффект такой поразительный (заискивающий смех). Обман зрения.
Инженер (проходит к открытому окну, выглядывает, задумывается; улица): Да уж, обман…Иногда обман зрения, иногда обман слуха, а иногда кое-что посущественнее…Вот взять хотя бы моих подчиненных…если можно их так называть…(оживляется) да, самое подходящее слово! (поворот к собеседнику) Так вы хотели бы у меня поработать?
Чиновник: Если могу быть полезен…то... (он весь напрягается, тень тоже напряжена, пальцы словно сжимают какой-то предмет).
Инженер: Хорошо. Мы вернемся к этому вопросу, а сейчас (смеется) ни слова о делах (идет к столу). Вы спрашивали про мой секрет? (перекладывает на столе бумаги, что-то ищет, лезет в ящик стола) Я готов вам его открыть…Куда же я ее…Знаете, никому этой истории не рассказывал, а вам расскажу, если не заскучаете, конечно, а?
Чиновник: Я заскучаю (опять мерзенький смех)? Так я же сам вас просил! Уж сделайте одолжение, расскажите!
Инженер (продолжает искать): Почему-то именно вам хочется рассказать…хотя история странная…да…запропастилась куда-то…сейчас…вы извините…А, вот и она! (достает маленькую шкатулку, идет к креслу садится, шкатулку ставит на колени). Впрочем, я не без задней мысли вам рассказываю…да вы сами сейчас все увидите…   Инженер задумывается, затягивается. Чиновник ерзает и принимает удобную позу, опирается о край стола, всем видом показывая заинтересованность, даже руки потирает.
Инженер: Вы думаете, я много работаю? (чуть заметно усмехается)
Чиновник (воздевает руки к небу, потом прижимает к груди): Шутите! Уж если вы не работаете, то кто же тогда в этой стране работает?!
Инженер: Да вот, все так думают…А ведь, на самом деле, моя работоспособность самая ординарная,   Чиновник пытается что-то сказать (протестующий жест и сладенькое личико), но Инженер будто не замечает.   Нет, конечно, я не лентяй и делаю много, так много, что вы не поверите, более того, никто не поверит, даже те, с кем постоянно работаю, даже близкие друзья,   пауза, Инженер затягивается; двое сидят в креслах, уличный шум, огромная карта России на стене утыкана флажками, на карте две тени, наезд на тень Инженера, проезд по названиям в тени.   Видимое – только верхушка громадного айсберга. На самом деле, я ворочаю такой махиной, что захоти сам ее осмотреть, жизни бы, может, не хватило…Я вам открою еще один секрет: запустить-то я эту махину смог, да и не так уж сложно ее запустить…а вот остановить…остановить ее не удастся теперь никому,   звуки усиливаются в течение всей речи, теперь работают механизмы, звучит заставка к советской новостной передаче, к промышленным звукам прибавляются все новые – выстрелы крики плач.   Да, дела огромные…только делаю я их не сам, а при помощи особых, запасных человечков. Как вам это понравится, а?
Чиновник: Запасных? (глаза его бегают, он и улыбается, и напуган, и не знает, как отреагировать) То есть замы, помы и прочие, в смысле, соратники! (смеется)
Инженер: Да нет, это все агитация предвыборная – соратники, враги, Запад, а я вам рассказываю, как оно есть на самом деле,   чиновник всерьез напуган (возможно, тень волос встает дыбом).   Да вы не пугайтесь так, я не сумасшедший (смеется). Вы лучше послушайте дальше,   Чиновник немного успокаивается; Инженер с удовольствием затягивается и откидывается в кресле, поглаживая левой рукой шкатулку.   Так вот, дело было давно, когда я еще в школе учился. Было у нас собрание…сейчас уже и повода толком не помню, но очень я тогда испугался. А испугался вот чего: прорабатывали там какого-то отщепенца, все возмущались, я тоже, конечно, возмущался; а когда домой шел, подумал: ведь дела никому нет до этого отщепенца, да и отщепенец он или нет, никто толком не знает, однако возмущались искренне, и я тоже искренне,   Инженер рассказывает доверительно, чиновник слушает с недоумением и даже недоверием.   Вот и стало мне страшно: сегодня я ученик Сережа, а завтра назовут меня отщепенцем, ну просто так, нужен будет отщепенец, и выберут меня. И все ведь, думаю, в эту галиматью поверят, потому что всем до фонаря. И вы заметьте, Иван Иваныч, глупый же страх: никто меня отщепенцем не назначит: другие кандидаты есть, и я это прекрасно понимаю, а все равно страшно: очень меня всеобщее бездумное, даже наплевательское, я бы сказал, возмущение испугало (карта России: скрюченные тени крадутся по карте). Присаживаюсь во дворике на скамейку и тут слышу: «Тут уж либо ты назначаешь, либо тебя. Другого выхода нет». Гляжу – сидит рядом со мной человек в шляпе, в плащике болониевом. На вид, может, пятьдесят ему, выбрит чисто, лицо сухонькое, и смотрит так, что спросить его, вроде, и хочешь, а не решаешься (одна тень вырастает, закрывая собой карту России). «Видишь ли,   говорит,   мало кто знает, что, кроме людей, есть на земле специальные человечки. На вид они как будто настоящие люди, только ничего своего у них нет, все только общее: идеи, мнения, всякие вечные истины. Больше всего эти человечки боятся быть хуже людей, поэтому первое для них дело – занять какое-нибудь прочное положение. Ты им положение придай и управляй ими, как хочешь. Только запомни: останавливаться нельзя – найдется человек, в чьем распоряжении больше человечков, обязательно тебя уничтожит (Инженер сидит в кресле, за ним карта, его тень неестественных размеров накрывает карту и всю стену).   Согласен, не боишься?»   спрашивает. «Конечно,   говорю,   согласен, раз другого выхода все равно нет». «Тогда вот тебе талисман»,   и подает мне вот эту шкатулочку,   Инженер кладет сигару в пепельницу встает и берет в обе руки шкатулку.   Хотите посмотреть?
Чиновник (неуверенно): Любопытно.
Инженер: Не боитесь?
Чиновник: Вы это все всерьез или…шутить изволите?
Инженер (с жесткой усмешкой): Серьезней некуда.
Чиновник: Я вас не понимаю – чего бояться?
Инженер: Меня.
Чиновник (смеется вымученно и мелко): Вас? Что вы! Не боюсь нисколечки (пытается свести неловкость к шутке).
Инженер (весело): Вот и договорились,   Инженер протягивает шкатулку, откидывает крышку; глаза Чиновника заволакивает бессмысленный восторг; в шкатулке печать.   Поздравляю вас с назначением,   Чиновник вскакивает, его лицо застывает в выражении граничащей с трансом благодарности, он впадает в транс, выражение становится бессмысленно-горделивым.
Чиновник: От всей души благодарю! Постараюсь оправдать ваше высокое доверие!
Инженер: Очень рад, что вас не пугает огромная ответственность за то доверие, которое возлагает на вас общество,   Инженер отдает шкатулку Чиновнику, Чиновник механически протягивает руки и принимает шкатулку, после чего застывает.   Ваше нынешнее положение требует безоговорочного подчинения интересам родины. А самое главное, милейший Алексей Иванович,   Инженер, заложив руки за спину, обходит замершего Чиновника,   вы теперь поступаете в полное мое распоряжение, со всеми потрохами. Таково действие талисмана: кто его от меня принял, отдан мне навсегда,   обойдя Чиновника, Инженер идет к креслу.   Видите ли, вы только по недоразумению, впрочем, весьма распространенному, считали себя человеком. Вы совершали поступки под влиянием традиции, усвоенных норм, привычек, наконец, случайных обстоятельств (садится в кресло). У вас есть возражения? (пауза: Инженер удовлетворенно кивает; Чиновник стоит все в той же позе) Замечательное отсутствие какого-либо сопротивления. Не так часто приходится иметь дело с идеальным равнодушием (крупно лицо Инженера). Властью, данной мне общественными инстинктами, я беру вас в свое полное обладание, чтобы ваш человекообразный организм послужил настоящему человеку,   Инженер сидит в кресле, потом встает; огромная тень на карте накрывает маленькую тень Чиновника; и сразу: глаза Чиновника – все та же бессмысленная гордость. Инженер улыбается, стоя чуть сбоку и осматривая Чиновника.   Ну, уважаемый, дайте-ка я обревизую ваш нравственный багажик,   Инженер слегка стучит Чиновника по затылку. Глядя все тем же не мигающим взглядом в камеру, Чиновник выкрикивает цитаты от Путина до времен советских, потом замолкает. Инженер забирает из рук Чиновника шкатулку, проходит к столу, бросив сухо на ходу: «Присядьте пока», прячет шкатулку в ящик стола, подходит к Чиновнику, уже сидящему в кресле и спящему, слегка трясет его за плечо, говорит ласково, участливо.   Алексей Иванови-и-ч.
Чиновник (открывает глаза): Я…никак заснул?
Инженер (выпрямляется и смеется): Был грех: всхрапнули немножко. Приятный сон видели, надо думать?
Чиновник (встает): Н-не могу вспомнить…
Инженер (с улыбкой мягкой и загадочной): «Спать и видеть сны…». Так, кажется, у классика?   Инженер в упор смотрит на Чиновника.
Чиновник: Прошу прощения, мне уже пора. Было весьма приятно…,   Инженер приобнимает Чиновника, и оба идут к двери, их тени остаются на карте: тень Чиновника бухается в ноги тени Инженера, появляются все новые тени и встают на колени, уже нет теней – вся карта покрыта тенью.
Инженер: Ну что ж, пора, так пора. Мне, не скрою, было столь же приятно узнать вас поближе, проникнуть, так сказать, в тайники души…,   далее голоса слышны уже из коридора, в опустевшей комнате, на карте, выстраиваются в ряд тени.   Да, насчет поработать в моем аппарате…знаете что, приходите-ка завтра, без всякой записи – я предупрежу секретаршу. Такими замечательными людьми не бросаются.
Чиновник: Буду очень признателен, постараюсь оправдать…
Инженер: Да чего уж там мое доверие, мы оба работаем на благо государства, родины, так сказать, своего народа, вот народное доверие оправдать…   хлопает входная дверь, карта России в тени.
Титры по карте России.


Другие возможные варианты финала. Эти варианты финала реализуются с фразы Чиновника «Прошу прощения, мне уже пора»:

Тень Чиновника кланяется, а тень Инженера похлопывает его по спине, в то время как сам Инженер стоит на переднем плане, заложив руки за спину. После чего Инженер выходит из кадра, а тень его остается. К тени Чиновника, согнувшейся в поклоне, прибавляются новые тени, некоторые из них в фуражках и при автоматах, другие в сутанах и митрах; все тени встают на колени перед тенью Инженера, когда он простирает над ними руку. Мы слышим при этом, как двое уходят, их разговор приглушенный расстоянием, и хлопок входной двери. Стопкадр. Титры по застывшей картинке.

Инженер стоит на переднем плане, заложив руки за спину, Чиновник вдруг исчезает, тень Чиновника кланяется, опускается на колени, бьет лбом в землю, Инженер при этом разговаривает с тенью, которая ему отвечает. Договорив, Инженер отворачивается, тень исчезает. Возможно, Инженер выходит из кадра в сторону стола, к замершей тени Чиновника прибавляются все новые, наезд на карту, покрытую сплошной тенью, стопкадр и титры по нему.


Рецензии