Драгоценности, которые мы выбираем

«Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье» - как драгоценности названы туристские направления по России. Ожидая свой рейс в аэропорту Домодедово, я размышляю о том, что отождествляется с понятием драгоценность, кроме финансовой сущности. 
Древнегреческий писатель Софокл утверждал, что нет ничего и никого дороже преданного друга. По мнению Марка Твена, самое ценное – это любовь. Наиболее важным назвал Иван Гончаров талант, Ф. Аквинский – знания, А.В. Суворов и Ж.Ж Руссо считали драгоценным время, которого не хватает.
 
Мои думы прерывает громкое объявление: «Рейс Москва – Казань задерживается».
Справа от меня сидит невысокий худощавый мужчина в черном полупальто. Он то и дело бережно вынимает из дорожной сумки икону, аккуратно завёрнутую в мягкую зелёную материю, разворачивает её и любуется ликом Христа.
 
Мы разговорились.
- Дорогая икона?
- Около 8 тысяч рублей. Изображение Иисуса Христа на убрусе. Ценность иконы Спаса Нерукотворного в том, что автором является Сам Иисус. Его лик проявился на полотенце, которым Он утёрся после крещения.
- Откуда вы её везёте?
- Из Краснодара в Новый Уренгой, точнее, в село Пангоды, -  со светлой улыбкой на лице отвечает он, - пожалуй, домой заходить не буду – сразу в Храм, где ждут эту икону.
Узнав, что я лечу в Казань, он добавляет:
- На знамени Ивана Грозного при взятии Казани была копия Спаса Нерукотворного. Она обладает огромной силой.
 
Объявляют мой рейс, и вскоре аэробус словно тридцатиметровая стальная птица взмывает в воздух, чтобы всего за 70 минут доставить нас в Татарстан.

770 лет назад, в 1237 году моя землячка Авдотья Рязаночка почти год пешком шла к хану, чтобы вернуть из плена дорогих сердцу родственников. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» известно, как Авдотья удивила мудрыми рассуждениями жестокого хана и смогла спасти всех соотечественников.

Я присматриваюсь к соседям в самолёте в надежде узнать журналистов или блогеров - членов нашего пресс-тура.
 
Рядом со мной сидит татарка Раиса. Она рассказывает, что её муж – русский. Подобных смешанных браков здесь примерно 50%.

Я успеваю выучить лишь несколько татарских слов, и вот уже линиями светящихся огней, словно праздничной иллюминацией, встречает нас аэропорт «Kazan».
- Салям! – радостно приветствую я нашу группу, собравшуюся у автобуса. Мы следуем к гостинице «Rivera».
- Это река Булак, - отвечает на наш вопрос водитель Хамит.
 
Мы ожидаем увидеть огромный полноводный поток, такой мощный «булак». А он оказывается мелкой речушкой. Выясняется, что река Казанка, вопреки названию, глубока и широка.
- А что это за сооружение прямо на реке?
- Эта усечённая пирамида - памятник погибшим при захвате Казани. Храм Спаса Нерукотворного.
 
Водитель сообщает нам много интересных фактов:
- Из-за заболоченности реки Казанки брать приступом город Ивану Грозному было трудно. С этого места его войска рыли подземный ход под стены Казани, потом заложили сюда большое количество бочек с порохом. Когда заряд был взорван, участь Казанского ханства была предрешена.
Воспользовавшись распадом Золотой Орды, царь не мог допустить, чтобы Казанское Княжество, объединившись с Астраханским, вновь пошло на Москву. Он приложил все силы, чтобы обойтись без кровопролития. Но не удалось. Об этом вы узнаете завтра, когда побываете на острове Свияжск.

За ужином в ресторане мы отмечаем толерантный подход водителя к истории. Зная, что мы приехали из Москвы и Санкт – Петербурга, он подчеркнул, что русский царь стремился мирно присоединить Казанское ханство.
Нам нравится водитель Хамит.

Следующий день до обеда мы проводим в Свияжске, острове войны и мира.
Проливной осенний дождь не мешает интересному общению с экскурсоводом Михаилом в музеях и храмах града.

Порывистый, злой ветер сопровождает нас на двадцатиметровой пожарной каланче. Мы поднялись сюда полюбоваться на широкую матушку – Волгу, двигаясь по которой в сторону Казани в 1552 году, Иван Грозный заметил холм у слияния рек Щуки и Свияги – прекрасный плацдарм для укрепления сил перед наступлением.
 
В настоящее время, учитывая опыт истории, Свияжск явился территорией переговоров с Крымскими татарами, благодаря которым стало возможно мирное присоединение полуострова.

Дождливым вечером вернулись мы в тёплый отель. Утром, надеясь на появление солнца, отправились на территорию Казанского Кремля - неповторимого сокровища, занесённого в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
На месте деревянной церкви, установленной при участии Ивана Грозного в ознаменование взятия Казани, построен белоснежный Благовещенский собор. Его сине - голубые купола привлекают и радуют глаз.

Внутри храма над высокими хорами трапезной воссозданы розовато – голубоватые росписи истории обретения православной святыни – иконы Казанской Божьей Матери. Девочка Матрона Анучина после вещего сна на пепелище после пожара 1579 года находит икону. Явление иконы и чудеса исцеления слепых и страждущих, а также её помощь в защите нашей страны в 1612 году от поляков, захвативших московский кремль, описаны патриархом Гермогеном.
 
Сохранились лишь списки иконы Казанской Божьей Матери, так как 150 лет назад Варфоломей Чайкин выкрал её, и она бесследно исчезла. После этого на Русь обрушились беды и проклятия: капитуляция в Русско – Японской войне, поражение в первой мировой, революционные события 1917 года, гражданская война и расстрел царской семьи.
 
С главным православным храмом - Благовещенским собором - соседствует главный мусульманский храм Татарстана - Мечеть Кул – Шариф.  Она видна издалека и названа в честь последнего имама времён падения Казанского ханства, погибшего во время обороны города.
 
Высота каждого из 4 минаретов достигает 57 метров. Мы заходим внутрь пятиярусной мечети, где звучит приятный слуху голос имама. Изображать живых существ в исламе не положено. На стенах перечислены 99 имён Аллаха. Мы тихонько поднимаемся на балкон и с интересом наблюдаем совершение намаза. Немного мужчин и женщин оказалось в мечети в будний день. Женщины совершают намаз почти у самого входа, дальше от мужчин. Молитвы и песня имама поднимаются ввысь, к самому куполу, где, по рассказу экскурсовода Сергея, на двух кольцевых поясах написаны 2 суры из Корана: «Семья» и «Искренность».
 
Мы неслышно спускаемся по ступеням мимо расписных витражных окон и покидаем величественный, дорого украшенный храм с изысканной сине – белой люстрой.
Протяжный голос имама ещё долго звучит во мне, пока мы идём по мокрой от дождя булыжной мостовой к дозорной «падающей» башне Сююмбике из красного кирпича.
Легенда гласит, что царица Сююмбике, не желая выходить за 22- летнего красивого, статного, но нелюбимого Ивана Грозного, во время пира поднимается на 59 – метровую высоту и падает вниз. Она не разбивается, а превращается в свободную птицу:
«И летит сквозь века, словно птица в тоске,
Золотая легенда о Сююмбике».

Царица - не вымышленный персонаж, прожила до самой старости с касимовским ханом Шахом Али. Похоронена она в городе Касимове рязанской области.

В день нашего отъезда выглянуло долгожданное солнце. Захотелось пройтись ещё раз по Старо - Татарской Слободе, увидеть яркие каменные особняки купцов и промышленников и деревянные постройки с наличниками, украшенными в жёлтые, зелёные, синие и розовые цвета.
 
Но нас ждёт Удмуртия!
Прибыв в Ижевск на поезде, мы переводим стрелки часов вперёд, получив дополнительно 60 минут драгоценного времени.
 
За один день в Удмуртии мы побывали в Ижевском музее стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова, полюбовались возрождённым Свято – Михайловским собором.
Здесь столько интересного! Пожить бы неспешно, по-удмуртски, на родине пельменя. На берегу полноводной Камы отобедать в ресторане, переделанным из высокой водонапорной башни городским головой Сарапула Павлом Башениным в начале века. Нам не хватило дня, чтобы нагуляться по лесопарку у его дачи, построенной в виде белоснежного корабля. Несмотря на то, что опередили время на целый час, мы не успели посетить музей П. И. Чайковского в Воткинске.

Зато погостили у знаменитых Бурановских бабушек, не ожидая, что они настолько молоды душой. Их руководительница Ольга Туктарёва рассказала, что решение использовать певческий талант, чтобы заработать деньги на строительство церкви, пришло к ним, когда они поняли, что это единственный выход для погибающего села.
Мы вошли в небольшой, но просторный белоснежно - зелёный Свято – Троицкий храм. Попросили благословения у священника. Среди святых образов Матронушки, Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского почерневшая от времени икона привлекла моё внимание:
- Это Спас Нерукотворный?
- Да. Она найдена нами в подвале разрушенной церкви, куда была снесена за ненадобностью и сильно обгорела.
Его лик на глиняной доске, созданный без кисти и красок – это любовь, мудрость и всепрощение.
Покидая тихий храм, экскурсовод Юля сообщила нам, что в 1558 году, спустя 6 лет после взятия Казани, удмурдцы написали челобитную царю с просьбой о присоединении к Московскому княжеству. В 2018 году исполняется 460 лет этому важному историческому событию.

Время, проведённое в путешествии по Казани, Свияжску, Ижевску, Сарапулу стало для меня драгоценным.

Возвращаться домой, где ждут дорогие сердцу, родные люди, всегда приятно. Особенно я соскучилась по маминым глазам, которые умеют любить и прощать.


Рецензии