Родина России

    Пресс – тур «Великий Новгород - Старая Русса» для нашей группы начался ранним ноябрьским утром, когда скорый поезд привёз нас в Новгород, расположенный на берегу полноводного Волхова. Предтеченская, Десятинная, Людогостева, Новолучанская – улицы Господина Великого Новгорода, сохранившие своё название с 11 века, предоставили нам возможность окунуться в атмосферу самого древнего русского города.

    В археологических раскопках найдено более 1200 берестяных грамот, которые позволяют в деталях познакомиться с жизнью средневековых горожан. В музее Старой Руссы меня заинтересовала берестяная грамота 14 века, написанная женщиной. Я отметила деловитость и уважительное отношение Оксиньи к своему мужу, которого называет «господином». Она пишет: «Поклон от Оксиньи и Онании Родивону и сестре моей Татьяне. Поезжайте в город к этому воскресенью: мне выдавать дочь, а сестре моей быть распорядительницей на свадьбе. А я господину своему Родивону и сестре моей челом бью». Представилось, что речь идёт о свадьбе в Старой Руссе, где найдена эта грамота. Марфу, 15-летнюю дочь Оксиньи и Родивона из Новгорода, берёт в жёны 20-летний рушанин Исаак. Он дарит Марфе византийский браслет, подвески из морских раковин, перстень янтарный, бусы из индийского разноцветного стекла. Откуда эти драгоценные украшения? Обменял на соль у иноземных купцов. Соль вываривают из минеральной воды местных источников. Водное направление из Старой Руссы по Полисти на Ловать выводит к озеру Ильмень, позволяет рушанам активно участвовать в торговле с другими городами и обеспечивает легендарному торговому пути «Из варяг в греки» взаимодействовать с южным Приильменьем.

    Батюшка Марфы – боярин, имеет свою усадьбу на Газоне - улице с односторонней застройкой, точки на Торгу. Он владеет несколькими языками, политически активен. Около Софийского Собора и у церкви Николая Чудотворца собирается вече. Кто кого перекричит, того и правда.
 
    Марфа – невеста с хорошим приданым. Она с 8 лет обучена грамоте, умеет ловко прясть и сытно готовить, споро работать по хозяйству, послушно и старательно выполнять домашние дела (с детства запомнила, как на её глазах выволокли в грязь, с позором, нерадивую хозяйку, не справившуюся с работой). Думаю, что свадьба Исаака и Марфы была богатой. О том, какими яствами потчевали гостей, стало ясно, когда мы отведали изыски кулинарного искусства в рамках международного Гурмэ – фестиваля. Оригинальные блюда новгородской кухни представили 15 ресторанов. Нам посчастливилось отведать наваристую калью (похлёбку) на огуречном рассоле с осетриной и судаком, томлёную в русской печи с ржаными калитками и щучьей икрой. А как приготовить наивкуснейшие рёбра ильменского леща с яшней из репы и луковым мармеладом, показала автор блюда шеф - повар Ирина Сазонова. На свадьбе подружки поют – причитают, голосят. Таков обычай. Трещётками отгоняют злых духов. Невесту белым шелковым платком закрывают от сглаза. Горько плачут о её судьбе:
    «Наверно больше косыньку не плятывати,
     С милыми подружками не гуливати».

  Венчались молодые в величественном храме Воскресения, где Марфа не могла глаз отвести от иконы старорусской Божьей Матери со вставками драгоценных камней на окладе. Никогда не видела она икону такого внушительного размера (260 на 190 см).
 
    В её родном городе, в белокаменном соборе Святой Софии Премудрости Божией, находится чудотворная икона 12 века «Знамение Богородицы», спасшая Великий Новгород во время осады в 1170 году. Прадед рассказывал, что помнит тот великий день, когда из Киева Ярослав Мудрый с княгиней Ириной (Ингигердой) спешили к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора в 1045 году.

    В детстве Марфа наблюдала, как в высоком подкупольном пространстве на княжеских галереях молился князь со своей семьёй.
 
    Стоящий на молитве простолюдин нацарапал четверостишие на внутренней стене храма, а другой прихожанин, укоряя его, внизу подписал: «Да отсохнут руки твои».
 
    Всё это осталось в 90 верстах отсюда, в Новгороде, куда господин Исаак с женой отправится не раньше Рождества. Надеюсь, что Марфе понравился высокий бревенчатый терем с усадьбой, куда её привёз муж. Он располагается недалеко от храма Воскресения, в том месте, где сливаются две реки - Порусья и Полисть, а 38-метровая колокольня устремляется в небеса.
 
    Меня впечатлил высокий дом с баней, работающей солеварней и многочисленными хозяйственными постройками. Третий год строится этот двор деревянного зодчества, где нас радушно встретили хлебом - солью и поинтересовались:
- Где же ваши лапти? – намекая на то, что в Старой Руссе, как и в Новгороде, не носят лаптей – в чести кожаная обувь. (На раскопках обнаружено 40 тысяч пар кожаной обуви и только 1 лапоть).
 
    «Усадьба средневекового рушанина» – великолепный музей, позволивший нам узнать, как жили наши предки.

    Продолжу рассказ о Марфе, принятой в большую семью солеваров (17 человек). На Рождество молодые в телеге на вороных лошадях отправляются в Новгород. Марфа в тёплой шерстяной одежде и мехах, в нарядном платье из льна. На головном уборе – височные кольца с дорогими византийскими подвесками.

    Великий Новгород, отец городов русских, оживлён, деловит! Стучат молотки, ловко и звонко вторят им топоры – заморские купцы начали строить церковь Святой Параскевы Пятницы – покровительницы мореплавателей и женской доли.
 
    Жителями Ильиной улицы (и батюшкой Марфы в том числе) возведена церковь Спаса Преображения. Это большой и самый нарядный храм, расписанный византийским художником Феофаном Греком. Молодой жене приятно и почётно быть здесь с мужем. Он молится, а её взгляд притягивает изображение девушки на своде. Это Варвара, пострадавшая за распространение христианства среди язычников и причисленная к лику святых.
 
     Исааку нравится этот погружённый в полумрак храм, где ощущается особый молитвенный настрой. Христос Вседержитель изображён здесь с сомкнутой десницей. (Пишите меня с кулаком. Как разомкну – Новгороду не быть).

    Марфа ценит драгоценные минутки отдыха. На оживлённой площади гуляют знатные горожане и простолюдины. Шумит Новгородское Торжище. Идёт обмен товарами. До 70 торговых рядов насчитывается здесь. Исаак не жалеет денег: покупает любимой красный головной убор, расшитый золотом. На душе у Марфушки солнечно и безмятежно. Кругом кураж и веселье: играют на гуслях, дудят в дудки, ребятишки свистят в глиняные свистульки.  Морозно. Согревает горячий навар из коровьих челюстей – распространённое блюдо (в берестяной грамоте написано, что вся деревянная мостовая была вымощена выброшенными коровьими челюстями).
 
    Марфа и Исаак построят свой дом с усадьбой в Борках. Она родит троих сыновей: Андрея, Фёдора и Дмитрия. Исаак станет владеть Борецкой волостью. Князь назначит его посадником в Новгороде.
 
      Образ святой Варвары, ослушавшейся отца ради веры, произвёл неизгладимое впечатление на Марфу: после смерти мужа она выступит за независимость от Москвы и сближение с Литвой. На памятнике «Тысячелетие России» среди 128 фигур изображена Марфа «посадница», у ног которой расположен разбитый вечевой колокол – символ утраты независимости Новгородской республикой. «Посадница» -  насмешливое прозвище, формально она не имела такого титула.
 
    Мой рассказ о чете Борецких - это домыслы, не претендующие на научную достоверность. Так увидело события тысячелетней давности моё воображение, когда в экскурсиях – размышлениях рождается понятие, что мы дети великого русского народа.

    Степенно гуляю по новгородскому Детинцу или выполняю задания интеллектуального квеста, азартно разыскивая клад у стен кремля. Любуюсь с Горбатого моста огнями катеров, медленно скользящих по ночному Волхову, или устремляюсь за экскурсоводом, на ходу делая уникальные снимки неожиданно появившегося Садко с гуслями на Ярославовом Дворище. Наслаждаюсь отдыхом под раскидистыми ивами набережной Старой Руссы с 30 интереснейшими объектами или подчиняюсь стремительному ритму инициативной группы рушанцев во главе с Юлией Комаровой, от души радуясь интенсивному развитию туристского движения города – курорта. Каждый составляет свою историю наших предков на родине России.


Рецензии