Наши камни

Рассвет или закат, день или ночь? Он не знал, он вообще мало что знал кроме войны.
Воспоминания снова нахлынули неожиданно, как падение камня с горной вершины
---
- Темнота, свет свечи в комнате родителей, разговоры об ужасных поборах, о том что им не пережить эту зиму.
Он и его пятеро братьев и сейчас то жили впроголодь, а ещё эта война. Это слово одновременно и пугало и восхищало его. С тех самых пор как тот калека, забрел к ним и рассказывал мальчишкам за еду о своих походах... Хорошие были времена, времена когда ещё можно было отдавать кому-то еду, а сейчас...вся деревня голодала и в каждом дворе бегало множество таких же как и он детей...
---
Они пришли ночью, их было не так много, но они были с оружием, он до сих пор вспоминает с ненавистью это слово...Фураж.Отец упал первым, за ним мать, братья бегали в ужасе и она поглощала одного за другим, война, сначала младший, ему снес череп кованый сапог урода со шрамом через обе губы, его противное лицо навсегда отпечаталось в его памяти. Дальше погиб средний, в него смеясь разрядили мушкеты ещё двое, потом остальных согнали в комнату и... Дальше он не помнил, дверь наверх, туда где он сидел, скрипнула и он потерял сознание. Таким его и нашли на следующий день.
В его доме стояло двое солдат.
- Посмотри-ка, а тут дверца, кажется там никого не было? - сказал первый.
- Может не открыли, а может просто нашли и так достаточно? - с надеждой в голосе сказал второй.
- Достаточно? У этой бедноты? Глупости! Какие же глупости ты несёшь с голоду.
Так он встретил солдат королевской армии, защитников, которых и кормила их деревня
---
- Командир смотри кого нашли - он бросил мальчика к ногам какого то неприятного, но не настолько как вчерашний тип, мужика
- А кроме него?
- Еды не было, скорее всего забрали вчера ...
- Черт!
- Командир, - первый замялся - ты же знаешь, что враг, просто физически не мог успеть до этой деревни, скорее...
- Замолчи! Замолчи, я сказал! Это был противник, противник и точка! - и менее уверенно добавил - Разве мог не противник такое сотворить? - он оперся на воз и достал трубку - Мелкого к обслуге, лишние руки не помешают, у него же никого не осталось?
- Нет, семью вырезали- ответил второй.
- Ну что ж дружище - обратился он уже к мальчику - приветствуем тебя в нашей дружной - тут странно засмеялись двое его спасителей, но старший их заткнул - семье.
---
Он шел вверх не зная усталости, всю усталость он вызвал ещё тогда, на грязных большаках вытаскивая коней из грязи, на горных склонах таща на себе то, что сняли со сдохшей лошади, там где падали лошади он шел дальше.
---
- Давай мне один мешок - сказал наемник - да давай, давай, я не один из ваших уродов, в моих краях за воровство теряют не ухо, теряют семью, родителей, род. Самое главное в жизни. В ваших краях забыли что такое род. Вот ты помнишь свой род?
Он был один из наёмников, из тех страшных и непонятных существ, лошадей чьих не трогали даже тогда когда голодали командиры, что уж говорить про сейчас, когда можно было просто отдать мешок такому как он, никто и не задумался утруждать его лошадь.
- Мой род? Его сожгли такие же, как вы - он осекся и приготовился к удару.
- Клянусь всеми старыми богами, ни я ни мои товарищи не жгли домов крестьян - воскликнул он кладя руку на саблю, отчего парень вздрогнул и сжался ещё больше.
- Да ты не бойся, я ведь по привычке, у нас так клянутся... Напоминаешь ты мне о доме парень, сына моего напоминаешь, ты чей?
- Я ни чей - огрызнулся парень - у меня даже фамильное имя есть!
- О, ну и как же фамильный попал в армию беспризорником? - спрашивал он без издёвки, кажется ему знакомы были и шутки и удары судьбы.
- Мой отец ушел из дома, он был младшим в семье, ему ничего не светило, осел в одной из деревень переселенцев, я ведь и писать и читать умею! - вспомнил и выпалил парень, сразу же правда смутившись - А потом пришла война.
- А мой отец пахал землю, и его отец пахал землю и так до самых темных времен, а потом всех просто убили, каждого, и мою и соседнюю деревню сожгли - он застыв смотрел вперёд - я тогда был в городе.
- И ты, ой, вы, бросили все и ушли в армию? - с нотками, погибшего, в ударах и пинках ото всех кто имел меч, восхищения, спросил мальчик.
- Ну, а что делать человеку ничего не имеющему? Война ведь это не только смерть, это ещё и жизнь.
---
Жизнь, видел он эту жизнь, в сожженных деревнях и на поле где вчера прошел бой, в голодающих городах и в разграбленных церквях, в приютах вырезанных до последнего грудного ребенка и в вымерших от непонятно чего, впрочем, всегда сопровождающего армию, поселениях. Жизнь от неё он и идет сюда, жизнь которая настолько пропиталась трупным запахом, что даже пёс не отличит, а он уж и подавно. Но с тем самым, впервые, он задумался, ведь не приди те твари тогда, не устрой свой кураж и фураж, все равно бы умер он, не в этот голодный год так в следующий, не от отсутствия еды так от заразы бушующей как говорят сейчас в его краях, от заразы от которой они тогда всё уходили и уходили на запад. И идти, хотя он не осознавал ещё этого, стало легче. Это был главный его камень, он считал что война погубила его, но губил себя он сам. В конце концов не она себя начала, не она себя придумала...Он неумолимо шел вверх, а где то за спиной мяукал котенок.
---
- А вы боитесь смерти?
- Нет - ответил наёмник - и тебе не советую.
- Но мы ведь на войне, вдруг я завтра умру - спросил мальчик.
- Ну так и я на войне - усмехнулся наемник.
- Ну вы вон какой стильный, у вас сабля конь, как вы можете умереть?
- А ты помнишь рыжего? Ну со мной ездил в прошлом месяце на разведку?
- Он ещё мне подзатыльник дал - парень потёр затылок - да помню - хмуро ответил он.
- Так вот больше не даст, упал с коня - он поправился в седле - упал, а конь, молодой, напугался и унес его. Когда нашли помочь уже было нельзя, но зато у тебя появился отличный кинжал, а у меня новые неплохие шпоры.
Мальчик ужаснулся, но кинжал свой, так полюбившийся ему схватил только крепче
- И вы не боитесь что умрёте?
- Нет.
- А почему - не унимался парень.
Он помолчал
- Не знаю как в ваших краях - начал он - а в моих, человек после смерти попадает на суд.
Мальчик ужаснулся.
- Как тот суд который устроили над ворами?
- Нет, то бы суд земной, несовершенный и жестокий, но справедливый, а там, там тебе за каждый твой грех дают камень, в зависимости от размера греха меняется и размер камня, кто-то не поднимает даже с земли свои грехи...Те попадают в самое пекло. Другие же, кто грешил меньше, берут свои грехи и поднимаются с ними в рай, в гору, по ступенькам, чем ниже ты упадешь тем больше твои мучения. Пока у меня нет причин сомневаться, я поднимусь.
Мальчик долго молчал, а потом почти плача сказал.
- Я не смогу, я, я, я маленький, слабый и, и, и я человека убил.
- И я убил и не одного, но ты не так понял, зависит все не от твоей физической силы, там в раю разве он тебе нужна?
Мальчик замотал головой
- Вот, все зависит от твоих духовных качеств, скольким ты помог, как общался с людьми и родителями, как в конце концов разговаривал с людьми. А человек, тот человек заслужил. И ещё  важно что ты не ставил себя выше других, это очень тяжёлый камень.
- Тогда все командиры не дойдут - оживился мальчик.
- Нет, не так выше вспомни как к тебе относится наш командир и вспомни как относится его командир. Вот, его командир заслужил такой камень.
- А я кота недавно спас - улыбнулся мальчик.
- Ну как знать, может именно этот кот и поможет тебе прийти на самую вершину?
Они шли и каждый думал о своем, мальчик о котах, которых непременно будет спасать, а наёмник о своих камнях.


Рецензии