Сказка Чайковского Рождества
К декабрю завершались в нашей волости молтьба, крестьянские погреба да амбары ломились от летних даров, а сами селяне приступали в это время к зимнему циклу работ. Начиная с Филиппова дня и до самого Рождества мужчины плотничали, занимались ремеслом, а женщины садились за прядение льняной кудели. Этой порой, называемой в народе «сумерки года», молодые незамужние девушки собирались в самой тёплой и светлой деревенской избе на традиционные вечёрки-супрядки. На таких посиделках девицы вспоминали песни и сказки, обсуждали деревенских парней да не забывали прясть, ибо по возращении домой строгая мать непременно спросит: сколько за вечер дочь напряла?
7 декабря, на Екатеринов день по всем деревушкам Сайгатской волости чествовали люди начало зимы. В Богородецком, Альняше и Сосново прокладывали на эту дату первый санный путь в году. Среди молодёжи устраивались гонки на тройках с весёлыми бубенцами, а вся деревня и стар и млад, собиралась в этой время на каком-нибудь пригорке, наблюдали за состязаниями, да каждый болел за своих. В старину, к 9 декабря, старались запастись дровами, разжечь как можно жарче огонь да утеплить родную избу. Считалось, что именно на Юрия-холодного выдаётся такой могучий да крепкий мороз, что сосны трещат во бору, медведь в берлоге засыпает, а волки к деревенской околице жмутся. В этот студёный день надлежало поддерживать огонь в печи до самого утра, ибо считалось, что пламя, зажжённое на Юрия-холодного будет сиять в печи да согревать хозяина до тёплых весенних дней.
С 19 декабря по всему южному Прикамью начиналась подготовка к главному зимнему празднику, празднику Рождества. С самого утра на старой Сайгатской площади разворачивалась шумная да весёлая ярмарка, собиравшая гостей со всей округи. И кого здесь только не было! И знаменитые мастера Кириловки доставившие на торг свои лучшие меха, и раскрасневшиеся Альняшские купцы, наперебой расхвалившие бормисторские валенки, дарившие удивительное тепло даже в самый лютый мороз, и легендарные умельцы из Богородецкого, предлагавшие всем гостям Сайгатки изысканную резную посуду, бывшую в большом почёте даже у самых именитых господ.
До самого обеда тянулись на ярмарку тучные крестьянские обозы, гружёные свининой, рыбой да дичью разных мастей. И было их так много, что даже самые отчаянные ямщики не решались в этот день заехать в Сайгатку, а то чего доброго простоишь на въезде весь день и всю ночь до первых петухов.
На ярмарке устраивались различные забавы для взрослых и детей. Здесь тебе и деревянные качели, и расписные карусели, и торговцы ароматным сбитнем коий, варили в наших местах из мёда и имбиря. Заплатишь продавцу копейку и держи уважаемый господин стакан с ароматным и пряным напитком. А за две подадут тебе ещё и горячий крендель от местного пекаря и гуляй веселись душа!
Среди покупателей встречался здесь самый разношёрстный народ. Были здесь и крестьяне с Cайгатки, и купцы из Воткинска и Сарапула, а то и гости из губернских городов, прибывшие за cъестными припасами к празднику Рождества. Бывали здесь и воинственные башкиры, столько раз нападавшие на купеческие обозы, крестьянские пастбища и поля. Только на ярмарке ни кто их не боялся, ибо торговля объединяет, а на базаре – все равны. Особенно много в Сайгатке было в этот день, детей они прибывали со взрослыми, катались на расписных каруселях, ели петушков на палочке, да строили настоящие снежные города. Немудрено, что на одной из Никольских ярмарок среди весёлой да шумной толпы ни кто не приметил маленького мальчика гулявшего за руку с почтенного вида дамой и озиравшегося по сторонам. Пройдёт совсем немного времени, он порастёт, и его музыка покорит весь мир! А звали этого мальчика Пётр Ильич Чайковский.
С первой звездой гости начинали собираться, исчезали юркие торговцы сбитнем, сворачивали свои пожитки заезжие купцы да разъезжались на тройках со звонкими бубенчиками, казалось, по всей земле. В эти часы загорались весёлые теплые огоньки в замёрзших окошках Сайгатского храма, весело звенели колокола, созывая на службу сельских жителей со всех дворов. Когда же завершалась служба, было в Сайгатке уже совсем темно. Мало кто долго дневал в эту пору, чаще завершали домашние дела при свете лучин к девяти часам да отходили на покой. Ведь как говорят: утро вечера мудренее.
Когда в Сайгатке дотлевал последний огонёк, а на старой площади не было ни души, подле Николького храма по местным преданиям свершалось главное чудо, прошествовавшее празднику Рождества. По куполам старинной церкви спускался на землю сам святитель Николай. Вплоть до великого праздника странствовал он Прикамской земле под личиной нищего да примечал: как люди живут, как они заповеди Божьи соблюдают, как помогают ближнему, да кому послать в награду счастливый год. Именно поэтому исстари в наших деревнях, каждый заезжий странник считался почётным гостем, и для каждого прибывшего молодца был здесь готов и стол и кров.
Начиная с Николы зимнего по всему южному Прикамью открывалась подготовка к святкам: делали искусные маски, да каждый решал, какой он костюм припасёт для зимнего озорства. За несколько дней до Великого праздника в Сайгатских избах начинали особенно усердно топить печи, ибо на дворе стояли Рождественские морозы, а им и крещенские собратья не чета. Благо избёнки у местных крестьян были крепки да теплы. Строили их некогда из кондовой сосны рассекая на пополам огромные брёвна: низ шёл на пол, а верх на крышу. Получалось, что человек точно находился внутри гигантского дерева, которое чудесным образом оберегало тепло. Зайдёт в такую избёнку незадачливый путник, переступив через высокий порог да отварив массивную дверь и стоит недоумевая, откуда в избе такое тепло? А с самого пот градом катится. Вот такими были наши сайгатские мастера, бойкими да умелыми. По всему Прикамью трещат морозы, и стоит зима, а у простого крестьянина в избе – самое настоящее лето!
В последний день Рождественского поста, с самого утра в крестьянских домах витала атмосфера наступающего праздника. Девушки на выданье украшали избу вышитыми полотенцами, дабы показать возможным гостям, какая каждая из них хозяйка да искусница. Замужние дамы суетились в это время у печи выпекая традиционное Рождественское блюдо - постные сочни, кои подавались на праздничный стол с первой звездой. С этими сочнями связывал народ много суеверий и преданий. Сказывали например, что именно такой сочень может поведать молодой девице о том, какой же посватается к ней жених. А потому каждая юная особа, старалась в это утро умыкнуть из тарелки у матери только что испечённый горячий сочень да сделать в нём дырочки чтобы надень как маску на лицо. И если при этом не получить нагоняй и в таком виде выбежать на улицу нужно смотреть во все глаза: что первое увидишь такой посватается и жених. Кошку – ласковый будет, собаку – окажется жадный да злой, старика – долго не выйдешь замуж.
К вечеру всё село одевалось праздничными огнями. Каждая семья старалась украсить свой дом маленькими соломенными фонариками-кубастиками, дабы у всякого путника в душе загорелся тёплый живой огонёк предвещавший великое чудо – пришествие в этот мир младенца Христа. С первой звездой селяне спешили в церковь, а после службы собирались за праздничным столом, ели сочни да пили узвар –горячий бодрящий напиток сваренный на основе сушеных фруктов, трав и ягод.
В ночь на Рождество люди старались держаться вместе ибо считалась она, как и весь период до крещения –самым страшным временем в году. По народным преданиям именно в эти ночи нечисть свободно разгуливает по земле. Так в селе Богородецкое, сказывали, будто бы местный бондарь , перебрав в гостях в деревне Ольховка, в один из святочных дней вздумал отправиться на лошадях к себе, когда уже было затемно. Выехал было в поле, да так и сел в санях от увиденного : мимо него с гиканьем с улюканьем с гармошкой на тройках лошадей пронеслось столько чертей, что он чуть было Богу душу не отдал. Перекрестился мужик, развернул кобылу да рванул назад, и с тех пор больше он по ночам на святки не ездит, а кто говорит, что со страху и пить совсем бросил!
Утро на Рождество было принято встречать во всём новом. На стол устилали нарядные скатерти да подавали поросёнка с лучшими явствами, кои могла позволить себе семья. С самого утра начинался традиционный обход домов известный в наших местах как славление. Славить ходили обычно дети , ещё до рассвета с первыми лучами зари. Участники обхода обычно подходили к избёнке стучались да спрашивали хозяев «Разрешите Рождество прославлять». Далее славильщики исполняли Рождественский тропарь, за что хозяева дарили им пряники, печенье, хлеб и конфеты, словом- то, кто чем богат.
До самого вечера селяне ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, поздравляли родственников и друзей со светлым праздником. В богатых домах, особенно в усадьбе Чайковских, а позднее Злобиных и Сведомских устраивались Рождественские праздники, балы и детские ёлки, на которые часто приглашали всех окрестных малышей. Во многих семьях дети старались лечь пораньше спать , ибо ночью к ним приходил и оставлял подарки сам Святой Николай. До самой революции посещал он сайгатских детей на Рождество, а маленькие дары оставлял у изголовья спящих детей, ибо ещё до двадцатых годов годах не знали крестьяне ёлок, а мода них и того позднее пришла.
Сразу за праздником Рождества начинались весёлые да озорные святки. В эти двенадцать дней позволялось малое баловство, кое в обычные дни облагалось строжайшим табу. С самого утра в первый день святок начинали рядиться маленькие дети, ближе к вечеру личины надевали подростки , а когда стемнеет рядиться и безобразничать начинали взрослые и молодёжь. Самым обыденным делом для такой развесёлой толпы, было ворваться к кому-нибудь в избу, пугать маленьких детей , танцевать да петь нескладухи. Зрители стремились угадать, кто же скрывается под личиной? Стоило правильно назвать ряженного, как он сразу снимал маску. Лучшие личины, кои так и не удалось разгадать, хранили до следующих святок и не выбрасывали целый год. Бытовало поверье, будто бы девушка, кою удалось опознать, обязательно выйдет в этом году замуж, а потому прекрасная половина деревни, старалась не столько смастерить отличный костюм, сколько подчеркнуть свою природную красу и изящность. Самими распространёными в наших местах были костюмы цыганки, старухи, солдата, деревенского парня или пастушка. Часто рядились в нищих, монстров или чертей. Намного реже мастерили костюмы животных, петухов или журавля.
Исполнив нескладухи и натанцевавшись вдоволь в очередной избе, весёлая толпа ряженых вываливалась на деревенскую улицу. И тут не позавидуешь всему, что оказалось у них на пути. Забытые половики засовывали в печные трубы, в забытое ведро наливали воды да примораживали крестьянские ворота. Ручки дверей могли в золе испачкать. Так что будет у хозяина по утру не мало хлопот. Только такое озорство в эти дни прощалось, все понимали –святки.
Ещё одним важным атрибутом святок были гадания. Занимались этим, как правило, женщины и девушки, но и парней с собой брали, ведь одним было страшно. Гаданий в нашей местности было немереное число, то валенок за ворота бросали, то выходили на перекрёсток и слушали приложив ухо к земле, то зажигали свечи да смотрели на огонь. А было и такое гадание: ровно в полночь девушка одна подходила к бане или леднику, в леднике жил соплеменник домового –шишок. Надлежало приоткрыть двери ледника да просунуть руку в темноту. Коли шишок пушистой ладошкой коснётся, будет у девицы счастливый да нежный брак, коли лысой – будущий муж окажется беден да гол как сокол, коли ударит по руке – не выйдет девица замуж в этом году.
Рядились, озорничали, гадали да колядовали на протяжении всех святок, в течение 12 дней. Завершалась это весёлая кутерьма праздником Крещения, временем очищения тела и души. Праздник крещения был установлен в память о крещении Иисуса Христа Иоаном крестителем в водах реки Иордан. В России символом этой реки стала ледяная купель-иордань, которую устраивали в каждом селении на ближайшем естественном водоёме, будь то озеро, пруд или река. Накануне великого праздника в реке устраивали прорубь, перед которой возводили ледяной иконостас, куда воздвигали иконы. В праздничный день после утренней литургии жители села отправлялись на освящение иордани, а затем старались искупаться в такой воде, ибо она считалась целебной. Особенно усердствовали те, кто в течение святок участвовал в ряжении или гадал, считалось, что такое купание смоет всё дурное, что накопилось за человеком в прошлом году. В Сайгатке подобная купель устраивалась на камском бреге, и неизменно собирала вокруг себя желающих окунуться из многих соседних деревень.
Некоторые селяне отправлялись на крещенье в соседние село Ольховка, где подле одного из самых мощных родников высился четырёхметровый поклонный крест. Считалось что моление у такого креста, принесёт на Сайгатскую землю летом благодатные тёплые дожди, от того и урожай будет богатый да обильный. Во второй половине дня жители Южно-Прикамских сёл отправлялись на ярмарку в с. Дубово, где, как и на Николин день в Сайгатке, торговали с возов. Интересно, что на сайгатской ярмарке, всей торговлей ведали хозяева товаров да заезжие купцы, а здесь на возках стояли молодые девушки, стараясь в самом лучшем свете показать себя. С самого Рождества договаривались они с хозяевами возков, о том, чтобы торговать на ярмарке за них, не требуя за труды ни копейки. Начиная с крещения открывалась в наших землях свадебная пора, а потому, каждая девушка старалась показать себя в самом прекрасном свете, подбирала лучший свой наряд да и становилась на возке. Одновременно съезжались на ярмарку со всех окрестных деревень неженатые парни, гуляли меж возков, выбирали невест да прикидывали к кому сватов засылать…
Много тревог и бедствий уготовил на долю простого крестьянина буйный двадцатый век. Вихрем перемен пронеслась по нашим землям великая октябрьская революция, унося в небытие старинные храмы, весёлые ярмарки и румяных купцов с их уютными лавками в кои доставлялись товары на тройках со всей земли… Уходила в небытие и патриархальная Россия, а вместе с ней исчезал понятный, пронизанный вековыми устоями маленький и тёплый мирок. Новая власть уготовила опалу на Рождество, стремясь всеми силами вытеснить великий праздник из народного календаря. С средины 30х годов стали по всей стране устраивались новогодние утренники для детей взамен Рождественских торжеств. Не стала исключением и Сайгатка, в коей в 1937 году на школьном празднике впервые появился Дед Мороз. Именно школы и клубы, стали проводниками новой традиции – украшения новогодней ели, которая быстро покорила крестьянские сердца. Только всё равно на святки, как и столетие назад, по домам ходили ряженые, дети отправлялись колядовать, девушки гадали на суженых да и само Рождество продолжали отмечать, только делали это тихо , в семейном кругу, так чтобы ни кто не узнал.
В 1955 году, в след за старыми устоями кануло в века и само село Сагайтка, на месте которого возник первоначально посёлок энергетиков при новопостроенной Воткинской ГЭС, а затем и город, волей жителей наречённый Чайковским. Местные крестьяне и сами того не заметили, как из закопчённых избёнок переехали в высотные городские дома, выросшие на месте старинных лугов и пастбищ, топких болот да бескрайних полей, где каких-нибудь пару десятков лет назад шумели златые хлеба.
С Рождением нового города появились новые традиции и новые места. Старая Сайгатская площадь, оказавшаяся на задворках молодого города и давно утратившая ажурные купеческие лавки и величественный храм, совсем не отражала мечтания молодых энтузиастов приехавших на великую стройку со всей страны. Силами первостроителей в центре посёлка закладывается клуб Гидростроитель, а вместе с ним и первая площадь юного города- Площадь П.И. Чайковского.
С первыми снежинками, прилетавшими в город со стороны Камского моря в тёплых окнах клуба зажигались громадные люстры, и открывается сезон танцевальных вечеров, который длился до самого Нового года. К концу декабря на площади Чайковского возводился удивительный снежный городок. Были там и дед мороз со снегурочкой, и изящные белые лошади, и богатыри. Центром такого городка являлась величественная пушистая ёлка, убранная разноцветными огоньками, блестящими игрушками и доставленная из дремучего Кемульского леса к праздничному дню. Были в городке и высокие горки, с которых сутра и до позднего вечера каталась на ледянках детвора.
Весь декабрь в домах культуры школах и детских садах проводились новогодние утренники, главными героями которых непременно были Снегурочка и Дед Мороз. В середине 1950х годов , компанию деду морозу часто составлял ещё один персонаж-румяный мальчик в стрелецкой шапке-Новый Год, только не прижился он на наших ёлках и скоро канул в века.
30 декабря в городе поселялась удивительная атмосфера предвещающая наступление большого праздника. Улицы украшали цветные лампочки, окна домов и магазинов покрывали новогодние витражи, а у центрального универмага собиралась небольшая толпа. После боя курант праздничных тостов и традиционного ужина с оливье , многие горожане собирались на центральной площади дабы поздравить друг-друга и ощутить удивительную магию праздника, доступную только здесь. В конце 60х годов центр возмужавшего города перенесли ещё раз. С тех самых пор стали возводить центральный ледовый городок на площади Карла-Маркса, но традиция украшения площади Чайковского сохранилась и существует по сей день.
Множество потрясений новшеств да перемен уготовил для жителей нашей страны конец второго тысячелетия, когда на закате был двадцатый век. С распадом Советского Союза уходила целая эпоха, меняя традиции, привычки и сам уклад жизни многих Россиян. В 1988 году на территории одной из Сайгатских улиц, ставшей районом города Чайковский, силами энтузиастов был возрождён Никольский храм. Впервые за шесть десятилетий в небо над Сайгатской волостью взметнулись святые купола, а слух удивлённых горожан вновь услаждал неописуемый по красоте колокольный звон. Сказывают, что многие люди впервые услышав благовест, останавливались в недоумении, некоторые крестились, а скромная старушка, ранее спешившая по своим делам просто взирала на небо. В глазах её блестели слёзы, а на устах сияла та искренняя и по-детски тёплая улыбка, которая отражает всю человеческую суть. Впервые за много лет люди услышали голос родного города, голос той древней земли, коя досталась им от великого пращура, некогда пришедшего на дикий берег Камы да срубившего в тени Стрижухи первый острог. . .
Новоникольский храм располагался в ту пору в приспособленном доме, на котором достроили колокольню да водрузили купола. В каких-нибудь 150 метрах от этого места находилась всеми забытая ярморочная площадь, кою ещё 50 лет назад венчал величественный и непревзойдённый по своей красоте исторический сайгатский храм. К началу 21 века исчезли купеческие лавки, ушла в небытие торговая пристань, а из-за ближайшего поворота уже и не вылетит тройка под звон весёлых бубенцов. В середине нулевых, на месте великой церкви был установлен поклонный крест.
Каждый год, 19 декабря в праздник Николы зимнего, к этому кресту приходят сотни горожан дабы помолиться о насущном, попросить великого святого о счастье и благополучии для себя и своих родных. Место это почитается в современном Чайковском как намоленное и святое. Люди читают молитвы да смотрят в морозную даль, туда, где когда-то блестели купола Никольского храма, и казалось, видят великую святыню, мерцающую яркой небесной звёздочкой из глубины веков.
В начале 21 столетия зимние праздники на нашей земле впитали в себя возрождающиеся древние традиции, непередаваемый советский колорит и удивительные новые веяния, кои принёс на нашу землю новый сумбурный век.
Каждый год в конце ноября в город врываются метели, одевая дома и улицы белым пушистым снегом. В конце декабря, в первый выходной близкий к празднику Николы Зимнего на центральную площадь города в санях да под звон колокольчиков прибывает главный чайковский Дед Мороз. Он встречается с детьми, а после – зажигает первую в городе новогоднюю ёлку , открывая тем самым праздничный сезон.
C 19 декабря город обряжается яркими огоньками, в витринах поднимаются маленькие пушистые ёлочки, весёлые Деды Морозы и снеговички. Укрытые толстыми шубами дома сияют тысячами окошек, а улицы украшают величественные гирлянды, споря с бледными фонарями тенистых аллей. Этой порой в скверах и парках, на площадях и просто в городских дворах вырастают снежные городки и высокие горки, собирая вокруг себя весёлых да румяных детей…
30 декабря город встаёт в огромных пробках , кои протянулись от Уральской до самого Горбатого моста. Именно в этот день принято в нашем краю ходить по магазинам, дабы купить продукты к новогоднему столу, а также подарки близким и родным. Ближе к полудню в крупных торговых центрах собирается столько людей, что даже яблоку негде упасть. Иной прохожий, заглянувший в наши магазины в эти часы, вынужден прокладывать себе дорогу расталкивая зазевавшихся дам да почтенных господ. В каждый отдел выстраиваются очереди, да такие длинные, что в онной придётся отстоять почти полчаса. Несведущий человек, прознав про такие страсти, предпочтёт остаться дома, дабы не гулять посреди толпы. И всё же в этой толчее, в этих очередях и суматохе проявляется самый настоящий, подлинный дух Чайковского Рождества!
31 декабря город как - будто замирает, точно отдыхая после большого и шумного дня. Улицы и бульвары, городские набережные и скверы заполняются неторопливо гуляющими людьми. Кто-то любуется новогодними елями да гирляндами, кто то отправляется кататься на лыжах или на коньках, а кто-то скрывается за тёплыми запотевшими окошками маленького кафе, откуда на весь город идёт неповторимый кофейный аромат….
Тихой предпраздничной атмосферой полнится в эти часы городской вокзал. В комнатах отдыха, зале ожидания и привокзальном кафе нет свободных мест. Люди отправляются в родные места, покупая в сувенирных киосках последние подарки для близких родных. Кто-то наоборот только-только сходит с подножки автобуса, жадно вдыхая морозный воздух, воздух родной земли!
С первыми сумерками город пустеет, в окнах зажигаются огоньки, а за лёгкими шторами, подле нарядной ёлки за праздничным столом собирается вся семья! За традиционным оливье смотрят чайковцы обращение президента, отсчитывают последние минуты года, загадывают желания да подпевают артистам «Голубого огонька»…. Есть на новый год и особая традиция, коей не знают в других городах. С давних времён, принято в нашем крае закладывать монетку в карман и вместе с ней встречать новолетье, дабы весь год водились деньги, а семья жила в достатке.
Первого января на улицах и бульварах устанавливается какая-то особая тишина, витает морозная дымка, а в каждом доме стоит неповторимый запах мандарин. Снег хрустит под ногами, ветер качает заснеженные деревья, а на проспектах и в скверах - ни души. Только суетливые автобусы ездят туда-сюда, тихо поджидая первых пассажиров, лениво бредущих из гостей. Под давней традиции в этот день каждый водитель одевается Дедом Морозом, а каждый кондуктор Снегурочкой, вызывая тёплые улыбки у сонных горожан да радуя детей.
В первые дни нового горда, в городе проводятся детские ёлки, чайковцы навещают знакомых и друзей, на главной площади устраиваются представления, а во дворце Молодёжи открывается резиденция Деда Мороза коий всегда рад маленьким гостям.
Накануне Рождества Чайковцы собираются в храмах на праздничные службы, главную из которых проводит Георгиевский собор. Одной из диковин этого храма являются четыре белокрылых ангела, пристально взирающих с ажурной колокольни на собравшихся людей. Существует поверьие, будто в Рождественскую ночь на крышу собора спускаются настоящие ангелы да прячутся подлее изящных скульптур.
Утром на Рождество центр торжеств смещается на Федеральный центр снежинка, где для маленьких звёздочек спорта проводится главное событие января – Рождественское турне. Девочки и мальчики, многим из которых едва минуло 10 лет бесстрашно прыгают с величественных трамплинов, точно обретая крылья да рассекая небеса.
В святочные дни в деревнях и сёлах района, как и столетие назад дети поют славенье, ряженные ходят по домам а девушки гадают при лунном свете, пытаясь выведать имя суженного или узнать свою судьбу. В музее «Изба старообрядца» специально для горожан проводится интерактивная программа «Святки в Сайгатке», повествующая о гаданиях да зимних обрядах давно минувших дней.
14 января горожане встречают Старый новый год, а уже 19го в нашем краю отмечают Крещение, гордо венчающее праздничную кутерьму. К этому дню, как и великий предок, некогда основавший первые деревни в диком медвежьем углу, строят чайковцы купели на Каме, ходят по святую воду в храм да хранят заветы предков: не стирать бельё и не мыть полы. Ибо вода в этот день святая ,а колышется она на реках а прудах от того, что в ней купается сам Иисус Христос.
Такое оно Чайковское Рождество. И покуда храним мы традиции предков, покуда помним легенды и были Родной земли будет цвести наш город, будут расти и множится наши сёла под песню Сайгатки –тихой уральской реки….
Свидетельство о публикации №218010602263