Религиозный аспект в Потерянном рае Дж. Мильтона

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В «ПОТЕРЯННОМ РАЕ» Дж. МИЛЬТОНА - ИЗВЛЕЧЕНИЕ

1. Проблема противоречия  свободы воли и предопределения всегда беспокоила христиан: предвидел ли Бог падение Адама? Если не предвидел,  не всеведущ. Если предвидел – значит, падение было неизбежным и чем тогда виноват человек?   И  следствие для каждого человека: предвидит ли Бог наши грехи? Предназначил ли кого-то к спасению, а кого-то к погибели?  Можем ли мы подобно Адаму, свалить всю вину на Бога?

2. Мильтон далёк от кальвинизма, предполагавшего заведомое предназначение человека к спасению или погибели. Но и другая крайность, возводящая в абсолют свободную волю человека, едва ли приемлема: она оставляет пустым место Господа.               

Устами самого Бога Мильтон проводит тончайший анализ соотношения свободы воли и Божьего всеведения: человеку предстоит пасть, и это известно Богу, которому известно всё. Он не предопределяет человека к падению, но единственный способ надёжно уберечь от греха – навсегда отнять у человека свободу. Но разве такое искажение человеческой природы не страшнее участи, которая постигла его в результате греха?

3. Мильтон отвергает любой рационализм в подходе к столь важным предметам, как предопределение, провидение, свободная воля и т. д., считая, что только Божественное озарение может дать представление о Божественном промысле.

4. Каждой строкой «Потерянного рая» Мильтон убеждает читателя в соприродной человеку свободе воли. Ослушание Евы и Адама – два самостоятельных акта выбора, совершаемых независимо друг от друга, разными людьми, по-разному обусловленные психологически:               
• Ева поддаётся на обман змея, который якобы вкусил от запретного древа и не только не был наказан, но и поднялся на более высокую ступень бытия – обрёл речь.

Значит, рассуждает Ева, она сама, попробовав плодов, уподобится Богу и вообще, почему змею можно, а ей нельзя (типичная женская логика). И как соблазнительно стать хоть на миг выше Адама, узнать что-то помимо него, а потом – его же осчастливить!               
• Выбор Адама  столь же ошибочен, но по-мужски – не оставить Еву одну перед Божьим гневом, разделить вину (а кто сказал, что он не может принять вину на себя, не нарушая Божий запрет, ведь принял же на себя человеческий грех Иисус), да и что сделано, то сделано, и Бог сам недоглядел (типично мужская логика).

5. Бог разъясняет своему Сыну, что Божественное правосудие и премудрость безупречны,  ибо Человек создан свободным и вполне способным противостоять искушению. Он  изъявляет намерение помиловать Человека, падшего не по причине прирождённой злобности, как Сатана, но будучи соблазнённым им. Но далее он провозглашает, что милость эта не может быть дарована без удовлетворения Божественной справедливости. 

Человек оскорбил величие Божье, посягнув присвоить себе божественность, а посему осуждён со всем потомством на смерть и должен умереть, если не найдётся кто-либо, возжелающий искупить за него эту вину и понести кару. Сын Божий выражает готовность добровольно пожертвовать Собой для искупления Человека. Отец принимает жертву и повелевает Сыну воплотиться и превозносит Его надо всеми именами на Небесах и на Земле, повелевает всем Ангелам поклониться Сыну.

6. Предположение о супружеских отношениях Адама и Евы в раю противоречит традиционному мнению, по которому «Адам познал Еву» уже после изгнания из рая.

7. Дева Мария у отцов церкви сопоставляется с Евой как мать обновлённого во Христе (новом Адаме) человечества.

8. Мысль о бессмертии души отдельно от тела была чужда Мильтону.

9. По Мильтону, Ева создана из ребра, вынутого из левого бока Адама, хотя более поздние еврейские легенды рассказывают, что Ева была сотворена из тринадцатого ребра Адама.

10. Человек не должен требовать или просить чудесного Божественного вмешательства во все свои собственные дела. «Не дозволяй ничего самовольного и капризного в своих просьбах о помощи».

Фото из интернета


Рецензии
Взгляд на религию интересный!

Ольга Сангалова   09.02.2018 13:14     Заявить о нарушении
Благодарю за мнение и отклик.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   09.02.2018 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.