Филя

 Мы учились в одном классе, дружить стали после того, как сильно подрались. Двадцать минут большой перемены мы  дрались без перерыва. Это была настоящая коррида, где Филя исполнял роль мощного быка, готового до смерти атаковать. Он падал, вставал, снова падал и снова вставал, и сунул на меня, напирал. Помню, я думал, когда же он перестанет, успокоится и сдастся. Тогда не принято было бить лежачего, но я от отчаянья, сбив его на пол, добавлял ногами, а мы были в пятом-шестом классе, совсем дети. Жестко и долго дрались. Остановила нас перемена. Дома я возбуждённо рассказывал, какая мощная драка была, а когда пришла классная руководительница, я рыдал и каялся. Одиннадцать лет... Мы с Филей около полугода не общались, а потом, как именно не помню совершенно, помирились и дружили практически пока он не уехал в Израиль. В школе учиться не особо любилось, по-этому при любой возможности мы сачковали. Филя жил рядом со школой, родители тогда работали, и дурели мы как только хотели. Учились готовить пельмени-не доварили, кинули на сковородку (Филя "вспомнил", что родители так делали) не дожарили, снова вернули в воду, разварили. Попробовали - несолёная, посолили-пересолили, вынесли на балкон, посмотрели чтобы никого не было, вылили. Собаки съедят. Может кошки. Килограмма полтора, всё что было в холодильнике, должно хватить всем, кроме родителей, которые рассчитывали на быстрый и вкусный ужин после работы. Дома у Фили я был как у себя дома (пока не было родителей), знал что-где лежит и мог взять без спроса. Так я случайно открыл шкафчик на кухне и увидел нечто новое, невиданное раньше, взял его в руки и спросил: - А что это?- Ответить Филя не успел, я что-то крутнул, нажал и сломал. Филя так и завис на паузе, с полуоткрытым ртом. Это была какая-то новинка-сокодавка что-ли. Отец Филин был токарь высшего разряда, он периодически делал на заказ красивые вещи; подсвечники, светильники ещё что-нибудь и за такую работу достали ему эту чудо-новинку.
- Может склеим,- предложил я понимая всю тщетность предложения.
- Ка-а-а-к!?- Взвыл тогда Филя. Он не знал ещё, что через несколько дней ему сокодавка покажется поломанным карандашом, или разбитым куриным яйцом, всего лишь...
Учитель просто опоздал. Кто-то пустил слух, что он заболел и не придёт, весь класс с готовностью поверил, кроме одного-двух активистов, такие есть всегда и везде, но тогда они погоды не делали, весь класс сачканул. У нас с Филей предстоял почти час досуга. Конечно мы к нему пошли, шёл дождь и вариантов в принципе не было. Три комнаты позволяли разгуляться и мы разгулялись. Прятались, боролись, играли мячом. Им, мячом, и доигрались. Вернее я доигрался. Влепил его в стену чуть сильнее, чем было нужно, и рикошетом он попал в хрустальную очень дорогую, как я потом узнал, вазу. Ваза хлопнула на мелкие части по всей комнате. Мы с Филей замерли так, что не пошли на следующие уроки. Мы сидели и молчали, а я мечтал вырваться из квартиры и убежать домой, но бросить друга не мог, поэтому находился рядом, не зная что делать будем дальше.
- Ладно Макс, иди домой, я что-то придумаю, - наконец сказал Филя. - Скажу что разбил случайно.
Я что-то пробормртал и ушёл. В дороге мне легче не стало, было тревожно. Сейчас понятно, что ничего ужасного не произошло, просто разбилась ваза, но мы переживали тяжёлый стресс. Гораздо позже, когда мы стали постарше, Филя признался, что боялся приглашать меня домой, думая, что я обязательно что-то сломаю. И мы действительно реже стали к нему ходить.
Филя был кладезь уникальных фраз. Как-то сняли в центре с собора колокол на реставрацию, мы проходили мимо и Филя это заметил.
- А что, кокол сняли? - Спросил он серьёзно.
Это его фраы: "леворвер", "колись аппендицит"(кажись аппендицит), "мишек человек пятьдесят" и скорее всего ещё многого другого, о чём я просто не знаю.
Когда нам было четырнадцать лет, мы собрались на озёра в лес, на Полесье. Это далековато от нас, нужно было ехать дизелем до Сарн, потом ехать до Антоновки, ночевать на вокзале и в шесть утра садиться на узкоколейный поездок, поездик, поездец, словом раритет чудом ездящим до сих пор. По узкоколейке нужно ехать чуть больше трёх часов, просить машиниста за пору пачек сигарет притормозить в районе озёр, остановка Островск примерно в восьми километрах от озёр, идти далеко. Нам шли навстречу, хотя это было запрещено. Второй раз, когда мы ехали уже повзрослее, добавить к сигаретам пришлось водку, уж очень не хотел машинист притормаживать. Об Островске писать - это отдельная тема и я обязательно вспомню и запечатлю всё на бумаге, но не в этом рассказе, этот рассказ о Филе. Отдыхали мы две недели и порядком одичав собрались домой, и как бы чудесно не было на озёрах, возвращение на родину не сравнить ни с чем. Горячая ванная, чистая постель, мама (сейчас подумал, как наши мамы не сходили сума без мобильных телефонов. Этож две недели неизвестно где!!!), хоть чёрно-белый, но телевизор. Словом цивилизация. В первый раз мы поехали впятером и собираясь назад четверо из нас нагрузили рюкзаки порядочно. Палатки, коврики, котелки, топоры, фонари, короче всё что брали в лес на две недели. Но один из нас брал с собой (кроме еды) только одежду, и теперь был можно сказать налегке. Кто это был? Конечно Филя! Смешной он бегал во-круг нас то спереди, то сзади, то по бокам, пока мы шли гуськом, монотонно, сохраняя энергию. Время на дорогу было рассчитано. Филя собирал поганки, шишки, цветочки, веточки забавных для него форм, и без умолку болтал языком. То чушь нёс, то песни сочинял. Так было примерно полчаса. Через этих полчаса Филя сник, стал идти медленно в хвосте нашей колонны. Еще через десять минут он взмолил о привале.
-Какой привал!? Сколько тут осталось!- Раздражённо сказал Серёга.- Дойдём до остановки, там передыхнём.
Филя смолк, и отставая понемногу исчез из вида.
-Давайте подождем,-предложил Саша.
-Пусть знает, дойдет сам, не заблудится на рельсах,- Серёгу разозлил Филя потому что не взял ни у кого что-нибудь из вещей.
Филя чуть не опоздал на поезд. Его бы никто не ждал, следующий рейс только на следующий день, а причина по которой Филя мог бы не поехать-он сам. Филя успел, он ехал молча обидевшись, что его бы никто не ждал, а мы были злы, что из-за него могли бы ночевать на станции с одной лавкой под открытым небом, в селе, где не очень любили в те времена чужих, да ещё и городских.
Продолжая тему леса, вспомнил как мы с Филей и Сашей у самого входа в школу решили не пойти на уроки, надо сказать, подобные решения были довольно смелыми, мы прекрасно знали, что нам предстоит "по-попе", и каждому по своему. Филю наказывали сильнее всех, родители были довольно строгими, но он принимал участие во всех наших авантюрах-хулиганствах. В общем в школу не пошли, пошли на вокзал, сели на дизель как были в школьных формах с ранцами-портфелями и (это было в классе шестом) с подвязанными красными галстуками, и поехали в ближайший лес, в Решуцк. Там нагулялись от души, после войны в лесу осталось много воронок, взорванных боеприпасов, можно было даже не копая найти гильзы и патроны, большие осколки авиабомб, мин, да и многого другого оставшегося после Великой Отечественной. Мы искупались в холодной, опасной, потому что быстрой, с подводными ямами-воронками, корнями-деревьями реке Горыни. Перекусили школьными бутербродами и назад пошли пешком, всего около двадцати километров, через поле, маленький лесок около Золотиева, городские отстойники, в которые запустили несколько булыжников вызывая высокие выхлопы чёрной жижи, и через промзону добрались к остановке на окраине города. И никто бы не узнал о наших путешествиях, если бы не моя соседка, активистка-сексотка, которая в тот день со-своим затюканным мужем ехала на дачу в то же время, что и мы, на том же дизеле. Она не к маме моей подошла, а не поленилась пойти в школу, прямиком к директору. Хорошо мы тогда получили, но не пожалели. Прошло время, и мы снова пускались в авантюры и приключения. А сейчас есть что вспомнить, о таком наполненном детстве. Но своих за такие вещи наверное закрывал бы в чулане. Улыбаюсь. Скорее просто нужно молиться Богу, что ещё можно было с нами сделать? Да и зачем? Мы были счастливы.
В восьмом классе, для меня последнем, (я ушёл со школы в девятое училище), мы уже пробовали спиртное. Кто-то из коварных одноклассников принес в школу армейскую флягу с ореховой настойкой на спирту. Кажется фляга эта довольно вместительна ноль семь, или даже литр, пацаны её всю выпили, я не участвовал, ещё не увлекался, был спортсменом, хоть и покуривал. Тогда курили практически все. Почему? Модно было что-ли? Не знаю, тогда не думал, сейчас нет смысла думать-бросил. Словом был среди ребят и Филя. До этого Филя поссорился с Зелёным , у них что-то произошло, чуть не до драки. Филя опьянел сильно, а в таком состоянии он становился крайне агрессивным, и бесшабашным. Он захотел "отлить" и не нашёл лучшего места, как стену спортзала, который отдельным зданием замыкал школьный плац. Во-круг, четыре этажа классных окон, но Филю это тогда не смущало. Наш класс находился на четвёртом этаже, была перемена, как раз в то время, когда Филя отливал, Зелёный вылез в открытое окно. Он увидел Филю и заорал во-всё горло: - Придуро-о-о-к! Ты что делаешь!? А-ну перестань негодяй!
Филя перестал, он круто развернулся, навёл резкость, узнал врага и переваливаясь с ноги на ногу двинулся в сторону Зелёного, издавая устрашающее: "- Иди суда!". При этом он не застегнулся и не спрятал "его". Так прошёл весь плац и зешел в школу, дальше его кто-то из школьников параллельных классов остановил, успокоил, вразумил и спрятал. Обошлось тогда без эксцессов, но знала вся школа. Я тоже переписал только то, что услышал от друзей, которые тогда присутствовали, короче посплетничал. Иначе просто не мог, это рассказ о Филе.
Я уже учился в бурсе, друзья доучивались в школе, в последнем классе, мы всё чаще стали собираться на кухнях, с гитарами и водкой и конечно с девочками. Если девочек не было, мы выходили на "охоту" на дискотеки, или просто в центр где смелые из нас знакомились с красавицами. В тот вечер смелым оказался Филя. Был какой-то осенний праздник, моросил дождь, трём девчонкам также некуда было по-деться, они согласились пойти в гости. Девочки были очень некрасивы, одна из них, толстенькая с усиками досталась Филе. Вечер как вечер, выпивка, музыка, танцы, комплименты, приставания. Сумрачным утром ещё все спали, я встал в туалет и проходя мимо большой комнаты заметил Филю. Он сидел в кресле как английский лорд, такая ассоциация тогда меня посетила. Он поздоровался со мной, что показалось забавным, сказал: "- Доброе утро". Мои брови приподнялись сами по себе,  "Доброе", ответил я ему и улыбнулся. " Прекрасное утро", заметил он мечтательно глядя в окно, где на сером фоне мрачного неба, чернели скелеты придорожных деревьев. Я не сдержался, хохотнул. Но не засмеялся, всё-таки событие - Филя стал мужчиной.
Повырастали, Филя женился, я тоже, обое неудачно, остались дети. Мы стали общаться реже, потом Филька уехал и сделал правильно. У него хорошая работа, другая жена, устроенная жизнь, выглядит хорошо, словом я за него искренне рад. До встречи друг, увидимся повспоминаем о том, что не напишешь.


Рецензии