Любовь, длиною в век. Повесть. Глава 14. Сватовств

14. «Сватовство»
            Данил был счастлив. Он встретил девушку своей мечты. Милая, добрая, красивая. Она очаровала его с первой минуты, как только они с парнями пришли в Демьяновку. Не знал он, что в деревне есть такие  прелестные девчонки. А ещё она смелая. Вон как бросилась разнимать парней! Нравились Данилу такие отчаянные и необычные девчонки. Тоня - первая. До этого о таких только в книгах читал, да в  кино смотрел. Вот если бы  она родилась пораньше, то и на войну бы наверное пошла. Или была бы как Зоя Космодемьянская.  Он не мог дождаться вечера, чтобы снова встретиться с ней. Пешком бегал до Демьяновки. Что ему эти семь километров? Главное –с любимой побыть хотя бы часа два - три.  А вчера она сообщила такую новость,  что  от счастья Данил готов был прыгать до потолка.
-Что это ты сегодня такой довольный ходишь?- заметил дед  Митрий.
-Дед, я женюсь! – воскликнул он. Ему казалось, вместе с ним должны радоваться его счастью все родственники и особенно дед. Дед всегда говорил, что любит Данилку больше всех внуков, потому что сам дал ему имя.  Был у него брат Данил, он геройски погиб в гражданскую войну. Так рассказывал дед. И назвал внука в честь погибшего брата.
-На ком женишься-то? В городе присмотрел невесту?
-Здесь.  Самая красивая и умная девушка. Из Демьяновки. Я ей пообещал, что завтра мы к ней свататься приедем.
-А что так спешишь? Можно и до осени подождать.
-А мы сейчас свадьбу  сыграем. А потом поедем в Зареченский. Она будет доучиваться, в институте,  в педагогическом. А я работать. А потом мы с ней вместе на целину. Дед, такое грандиозное событие в жизни страны. Обязательно надо принять участие. Потом хоть будет что детям рассказать,  –довольный рассказывал Данил.
-А тебе-то что до того события? Пусть дураки вкалывают на целине. Сидишь в городе у себя и сиди. Деньги платят, радуйся.
-Дед, ну ты какой не патриот, - рассмеялся внук.
-Вы сейчас патриоты пошли, -  ворчал дед. -  За что мне патриотом –то быть? Не много радости видел я от этой Родины. Ну а ты что со своей женитьбой?  Любит хоть тебя невеста? А то ведь так бывает… Она учится, так ей выгодно у тебя пожить. По общежитиям да квартирам не мотаться.  А потом одна на целину. Там полно кавалеров.
-Ты что, дед? Конечно любит. Я скажу тебе больше - у нас ребёнок будет через несколько месяцев.
-Что родители-то скажут? Потом меня вместе с тобой обвинят. Ребёнок! Стало быть,  совратил ты её?
-Да нет, деда, клянусь. По любви!
-Ну не знаю даже что тебе и сказать.  Я бы не стал сватать такую. Лёгкое поведение. Быстро сдалась. Зря ты.
-Ну дед. Я так на тебя надеялся. Можно было бы папку с мамкой из города позвать. Но я решил, что с тобой посоветуюсь. Ты - то у нас самый главный в родне. А ты не хочешь сватать. Да и долго всё это с родителями затевать. То с работы их не отпустят, то некогда. Нам сейчас надо, поскорее, а то уезжать пора. Лето кончается.
- А как зовут-то твою кралю из Демьяновки? –спросил дед Митяй.
- Тоня. Тоня Еремеева.
- Еремеева? А не Прохора ли Еремеева эта внучка?
-Не знаю.
-А хата где стоит  у твоей невесты?
-Четвёртая на второй улице. Там ещё около полисадника огромный тополь.
«Точно. Еремеева внучка! - подумал дед.- Ну, задал внук задачку! Чтоб мне, Дмитрию Тимофееву с этими Еремеевыми породниться! Да никогда в жизни! Он моего брата кончил. А сколько пакостей мне наделал. Передовик! Враг народа он, а не передовик! Чтобы у меня правнуком был  еремеевский  выродок! Да я…..  Хотя….»
-Точно, Еремеев! Ну так давай завтра же поедем сватать твою зазнобу. Готовься, - сказал дед и злобно улыбнулся в свою рыжую бороду, с годами поседевшую и поредевшую.
-А пока, помоги-ка мне, внучок. За сараем вон куча дров - переколи. А то свадьбой займёмся – не до этого будет. А я пойду прилягу. Что-то поясницу ломит.

         Внук взял колун и пошёл за сарай, а дед чуть ли не бегом  понёсся на колхозную конюшню. Запряг вороного жеребца и поскакал в сторону Демьяновки. Торопился, от всей души стегал кнутом коня по холкам. «Ай да внук! Ай да учудил! Ай да обрадовал деда под старость! Отомстил за всех. Вишь, Ульянка - то, нос задирала, не хотела за Данила, братка моего, идти. А сейчас внук отомстил - опозорил, обрюхатил её внучку. Так им и надо!»
Он уже не улыбался, он громко хохотал. Внук порадовал!
     В Демьяновку ворвался, как будто три десятка лет скинул. Молодцевато подскакал к дому Еремеевых.  Не спешиваясь с коня, крикнул на весь околоток:
-Эй, Еремеев! Выйди - ка на минутку!
Прохор  Еремеевич высунулся в открытое окно.
-Говори, что тебе надо. Я слушаю.
      Митяя Тимофеева он не видел давным  - давно. Разве что где-то мельком. «Постарел… Да и я постарел за столько лет. Мне уж шестьдесят пять. А он вроде как даже постарше года на два - три. И что он так примчался на взмыленном коне? Что опять случилось? Там, где Тимофеевы - там ничего хорошего никогда нет. Тем более для них, для Еремеевых».
-Это не мне надо, это тебе, Прохор Еремеевич, надо. Чё ухмыляешься? Всю жизнь ухмыляетесь со своей Улькой! Самых умных из себя гнёте? Не хотела Улька с моим брательником жить, строила из себя недотрогу. А теперь - нате вам!  Отомстил мой внук за все ваши ухмылки. Обрюхатил он вашу девку! Шалаву воспитали без отца и матери! Кому она сейчас нужна опозоренная? Пусть не надеется –не носить вашему выродку мою фамилию! Сватов ждёт она! Не бывать ей  замужем за моим внуком! Нате-ка вам, выкусите! – орал Митяй на всю улицу. Потом круто развернулся, ударил жеребца кнутом и довольный поскакал домой. Вот теперь он всё  решил  со свадьбой внука. Теперь он доволен.
      В углу, за печкой,  стояла бабушка Ульяна, прижав руки к груди. Она побледнела и не могла вымолвить ни слова. Губы тряслись. Глаза налились слезами. «Это значит моя внучка из-за меня пострадала! Значит через неё и своего внука отомстили эти Тимофеевы?»
А дед медленно развернулся от окна, нашёл глазами  Тоню и спросил:
-Правда ребёнка ждёшь?
Тоня в страхе кивнула. От стыда она готова была провалиться сквозь землю. Обида была на Данила, не на деда его. Значит он специально стал с ней встречаться, чтобы обесчестить. Тоня заплакала навзрыд. В углу, тоже навзрыд, плакала бабушка. А дед сказал:
-Выводимся. Фамилия будет – Еремеев. И отчество своё дам. Всё! Такой мой сказ. Тимофеевской породы нам в родню не надо.
Больше  разговоров на эту тему в доме  не заводили.
   
        А вечером пришёл Данил. Дед что - то приболел,  но завтра пообещал ехать свататься.   Данил хотел повидаться с Тоней, обрадовать её. Скоро они будут муж и жена.  Вместе уедут в город. Кидал мелкие камешки в окно её спальни – вызывал  на улицу.
 Тоня плакала, уткнувшись в подушку.
         На завтра снова приходил. Тоня снова не вышла. Прохору Еремеевичу очень хотелось вдарить этому Тимофеевскому отпрыску. Но он решил не вмешиваться и не уподобляться  Тимофеевым. Они может только этого и ждут? Пусть не надеются, никто здесь  не заплакал и на разборки не пошёл.
- Тимофевых для нас не существует! –сказал Прохор своим домашним. Данил  письмо передал с Наташей. Тоня не стала читать его, порвала тут же на мелкие частички.
-Тоня, я тебя предупреждала. А ты так его нахваливала. «Данила хороший, у нас любовь». Вот и любовь! Слушай!!! А вдруг Данила тут ни причём? Вдруг дед без его ведома это сделал? –говорила ей подруга.
      Наташа  сама лично видела всю эту сцену – как подъехал дед на лошади и что кричал. В это время она шла мимо дома Еремеевых - в магазин пошла.
-Если без Данила, так как он узнал, что я беременная? Нет, значит Данил ему всё рассказал. Сообща действовали. Наверное ещё и смеялись надо мной.  – Тоня заплакала. Остановить её было невозможно.
Наташа смотрела на подругу и думала про себя: «Вот и не отвечают внуки за дедов! Бедная Тонька!»
        А к майским праздникам родился Еремеев Павел Прохорович. Крепкий, здоровый мужичок - богатырь. Всю заботу о правнуке взяли на себя  Прохор Еремеевич и Ульяна Ильинична. Нарадоваться не могли. А рос он не по дням, а по часам. Вот уж точно, как в сказке.  Ходить начал месяцев в десять, а язычок   как обычно говорили старые люди, «развязался», раным-рано. То там,  то здесь звучал его звонкий голосок:
-Дедя,  ди сюда, показу сё.
-Дедя, я тобой в оголод.
-Деда, я как ты кулить хосю.
         К деду придут старики – соседи на беседу, сядут на скамейку у
изгороди  - курят… разговаривают… Со всех ног бежит Павлушка, и горшок за собой тащит. Ползунки снимет, на горшок сядет и палочку, похожую на папиросу, в рот. Курит. И смеяться над собой не даёт. Обидится.  А так, ласковый мальчишка растёт. А ласковое дитя, как говорится, «две матки сосёт».
      Тоню отпустили в город сразу же,  после родов, экзамены сдавать. А после этого ещё два года отучилась. Павлик в деревне. Курочек с дедом кормит, козу пасёт, с бабушкой пироги лепит, снег зимой с дедом на пару гребут. Работы у мальца много.
      А после окончания института  Тоня собралась всё-таки к матери. Целинная эпопея изменила облик ряда приграничных с Казахстаном территорий РСФСР. В 1963 год Усть-Уйский район Курганской области был переименован в Целинный район. Здесь появились новые, современные сёла и посёлки. Со всей страны съехалась молодёжь на целину. Работали, семьи здесь появились, дети родились и жить здесь остались. Весело было, клубы построены, детские сады, современные школы. Учителя здесь требовались.
        Здесь и жила Зоя. Замуж вышла. Родился сынишка, братик Тоне. Вроде бы жизнь наладилась, семья. Но мама звала дочку.  Ей хотелось, чтобы она была рядом. Хотелось,  хотя бы во внука Павлика вложить ту материнскую любовь и заботу, которой она обошла Тоню. Но не по своей вине. Так жизнь сложилась.
       И Тоня приехала. Посёлок городского типа Целинный. Павлика пока оставила у бабушки с дедушкой в деревне. Первое время пожила у матери и у Сергея Александровича. Мужчина ей понравился. Спокойный, выдержанный. А сынишка их, Алёшка, копия отец. Шесть лет  скоро.  Он стеснялся взрослой сестры и звал её тётя Тоня. Та смеялась, тискала его и твердила:
-Просто Тоня. Я сестра твоя. Запомнил? Твоя мама  мне тоже мама. Ну мама, ни в какую не хочет меня признавать, - со смехом жаловалась она матери.
-Ничего, привыкнет. Редко видимся. Я вот и внука-то всего два раза видела. Тоже не будет за бабушку признавать.
-Это точно. У него только баба Уля, да деда Поша.
         Зоя смеялась. Так хотелось повидать это маленькое чудо - двухлетнего внука .
-Деда Проша значит? - Зоя задумалась и тихонечко улыбалась сама себе.
- А как мне тоже хочется там пожить. Мне так нравилось жить в семье твоего отца. Там такие взаимоотношения тёплые. Как будто  бабушка с дедушкой  влюблённые и молодые. Деревня Демьяновка тоже мне всегда нравилась. Красиво там, река, черёмухи вдоль реки цветут. А кругом поля. Я же сама с Берёзовки.  Должна Родина нравиться, а мне нравится та деревня, куда замуж вышла.  Может быть любовь моя первая  там осталась…


Рецензии