Записки преподавателя немецкого. Часть 5

Каникулы закончились, и мы едем дальше. Путешествие по ямам и колдобинам немецкого языка для моих учеников – увлекательнейшее приключение. Они, как дети, сидят на уроке, как на интерактивном театральном представлении, с широко раскрытыми глазами, впитывают всё происходящее, как губки. У них пока плохо получается чтение слогов, но мы развиваем зрительную память – и они узнают целиком написанные слова, ещё не зная букв.

Таких слов уже 21. Мне приходится проявлять чудеса изобретательности, придумывая всё новые и новые упражнения. Кому-то это может показаться странным – ведь есть же готовые учебники. Но у меня в группе как раз те, у кого не получается учиться читать по учебникам, они не понимают принципа чтения хотя бы слогов, потому что не ходили в школу и не научились учиться.

И я, глядя на моих учеников, наконец-то поняла, что дети в начальной школе учатся не только чтению, письму, началам математики – они учатся учиться. Их мозг учится рассортировывать получаемую информацию по папкам и файлам, чтобы ею можно было в итоге пользоваться! Мои «детки» пока не умеют этого, но мы учимся.

Оказывается, очень важно организовать учебное пространство. Чтобы у каждого была папка для ксерокопий, чтобы эти ксерокопии не валялись просто так на столе, а подшивались в папки. Чтобы у каждого были ножницы и фломастеры, карандаш, точилка и ластик. У меня всё это тоже есть, и я помогаю тем, кто забыл. Или тем, кто пока живёт в общежитии и быт которых не организован. Невозможно создать порядок в голове, если вокруг тебя хаос. Только разложив всё «по полочкам» у себя на столе, можно научиться раскладывать всё «по полочкам» у себя в голове.

Ещё очень важно для  «альфиков» (так мы, доценты, называем между собой совсем не умеющих читать и писать) двигаться вперёд очень маленькими шажками, постоянно останавливаясь и повторяя только что пройденное.

Опишу, например, вчерашнее занятие.

Перед каникулами каждый получил листок с уже выученными словами, и они должны были их «читать», т.е. узнавать. Все запомнили! Мы их ещё разделили на группы (папки): то, что мы едим, обвели одним цветом, то, что мы пьём – другим. То же касается и членов семьи, и частей лица. Всего у нас получилось пять групп.

После каникул я принесла новые листочки с теми же словами, но я их переставила местами. Я говорила слово, а каждый должен был мне показать это слово на своём листочке. Прошло идеально! Кроме того, мы постоянно учимся считать. Не все знают счёт, поэтому мы учимся ему постоянно. Так, мы пронумеровали все слова и проговаривали всё вслух, а я ещё писала числа на доске. Потом я называла число (и показывала его на доске), а они читали мне слово. Потом я называла слово, а они говорили число, помогая друг другу, или с моей помощью.

Следующий маленький шаг заключался в том, что нужно было красным цветом подчеркнуть все буквы «а», а синим – все буквы «е». Уже по своей инициативе мои ученики сообщали мне, сколько «а» и сколько «е» они нашли. Кроме того, так мы ненавязчиво учим цвета.

На следующем листочке были те же самые слова, но уже пронумерованные мною (нумерация та же). И ещё в этих словах отсутствовали буквы «а» и «е» - а мы их уже выучили. Нужно было вставить эти буквы. Это оказалось совсем не так просто, но, во-первых, можно было пользоваться предыдущими упражнениями, а во-вторых, я показала тем, кто не догадался, что нумерация та же.

Нужно обязательно помогать не только для того, чтобы они успешно выполнили упражнение. Мне важно, чтобы мои ученики чувствовали себя уверенно, спокойно, чтобы у них не возникало чувства, что они чего-то не поняли, значит, всё пропало. Все – кто-то лучше, кто-то хуже – в итоге всё понимают.

После перемены мы перешли к буквам. Сначала мы проговорили и написали букву «т». Я им показала, что губы в артикуляции этого звука участия совсем никакого не принимают, а вот язык – даже очень. Многие запомнили при этом и слово «язык». Написали слоги с «а» и «е», слова, которые они уже узнают и в которых есть буква «т» и остальные уже известные им буквы. При этом мы даже немного попели. Сначала мы выяснили, что у звука «т» нет голоса и петь он не может. Вот такая незадача. Но выход нашёлся.  «А» и «е», как Чип и Дейл, пришли на помощь. С их помощью звук «т» научился петь. И мы тоже немного попели.

С буквой «о» проблем тоже не возникло – всё прошло гладко. Но когда мы дошли до написания слова Tomate (помидор), возникли первые сложности. Народ об это слово запнулся и остановился в недоумении. Понятно – их напугала длина слова. Я его тут же разделила на части (слоги, не называя этого слова). Мы написали сначала каждую часть, а потом соединили их и написали уже слово целиком.

Ещё, когда мы проходим какую-нибудь букву, они рисуют её на двух листочках, которые я им выдаю – большую и маленькую. Каждый раскрашивает свои буквы, как считает нужным – и мы опять учим цвета. Я это делаю на доске, прикрепив свои листочки к ней магнитами. Бывают у меня буквы и полосатенькие, и в горошек.  Из моих букв на доске мои ученики тоже складывают уже знакомые им слова. Кто хочет – я никого не принуждаю. Лишь когда я уверена, что поняли все, я вызываю к доске каждого. Слово Tomate в итоге сложили все.

Потом мы поиграли с нашими именами. Мы выясняли, из скольких частей (слогов) они состоят. По понятным причинам я не могу прочитать им лекцию о том, что слоги образуют гласные, и сколько гласных – столько и слогов. Но мы хлопаем в ладоши – слоги можно прохлопывать. Получилось такое неожиданное развлечение, но это оказалось очень полезным развлечением, всем понравилось, и мы кое-чему научились.

Последний (пятый) час мы посвятили рисованию. Я скачала из интернета те буквы, которые мы уже прошли, в форме для раскрашивания. В классе стояла тишина – народ самозабвенно раскрашивал буквы. Но не просто так – дидактическая задача передо мной тоже при этом стояла. Я говорила, какого цвета должна быть каждая буква, т.е. мы опять же ненавязчиво учили цвета.

Вот примерно так мы и учимся. Каждый день проходит, конечно, по-разному, но каждый раз интересно. И не только для моих учеников, но и для меня. И это счастье.


Рецензии