Наставники

    С благодарностью  вспоминаю годы обучения в военном училище и людей, что нас тогда воспитывали, просвещали  и просто окружали. Может быть потому, что это была молодость. А она всегда вспоминается с затаенной грустью. Что-то не сделано и чего-то не достигли в этой жизни. Вот и бежит мысль назад, чтобы еще раз оказаться в юности,    где был счастлив.
    Начальники кафедр и просто преподаватели, имели колоссальный жизненный опыт, который начинал накапливаться еще на фронтах войны. Вот этот опыт они нам и передавали. Полковники Петруня, Филягин, Прийменко и многие другие преподаватели. Призванные в действующую армию еще мальчишками. Один из них получил первую награду Орден Красной звезды в семнадцать лет. За подбитый немецкий самолет, который «завалил» с противотанкового ружья. Эти люди вернулись с войны и остались служить дальше. Накопили опыта и знаний и стали преподавателями.
    Опыт их был бесценен. С каким увлечением полковник Петруня рассказывал устройство мин и их характеристики. Сколько жизней молодым лейтенантам и капитанам спасли переданные им знания. Отдавали себя полностью и просто выгорали. Ушел на пенсию, каждый день ходил мимо строевого плаца полковник Петруня, присел в один день на лавочку и подняться уже не смог. Довели до квартиры и ушел человек из жизни. А пенсию и получал- то полгода.
Многие их методы вызывали у нас смех. И только по прошествии времени думается, какие мудрые вещи делали эти люди.
Полковник Прийменко занимал должность начальника кафедры. Прошел путь строевого офицера до командира курсантского батальона. назначен на кафедру. Стал преподавать «Военную историю и военное искусство». Курс насчитывал несколько десятков часов и заканчивался зачетом с оценкой на четвертом курсе.
Предмет не был ведущим, но вскоре его стали уважать все командиры и курсанты.
    Представьте себе, что проходит семинар. Разбирается вопрос применения инженерных войск в какой-нибудь военной операции в Великой Отечественной войне. Даются ответы, звучат выступления. Кто- то приготовился, а другой пытается выкрутиться, чтобы не получить  оценку  «неудовлетворительно». И вдруг очередному выступающему задается наводящий вопрос:
- Товарищ курсант. А на каком фронте воевал Ваш дед и кем он был на войне?
Вопрос выбивал из колеи всех. ведь дальше он задавался и другим участникам семинара. Итог занятия был не утешительным и заканчивался словами:
- Офицер, который будет обучать солдат, а вы все станете воспитателями, должен знать боевую историю своей страны и семьи. На сегодня плохо! Всем писать письма домой и узнать, где и кем, на каких фронтах воевали ваши деды. После чего вам будет выставлена оценка!
    Можно было придумать историю своего родственника и приписать ему массу подвигов. Есть зачет и хорошо. Только не поднималась рука соврать. И летели по всему Советскому Союзу письма дедам и бабушкам, дядям и тетям, мамам и папам. Требования эти передавались и в другие взвода, и поэтому историю своей семьи узнавали все больше людей. Делились впечатлениями. Порой находились те, у кого деды воевали на одном фронте, чуть ли не в одном полку. Лечились рядом на больничных койках  госпиталях. И много еще интересных моментов, обнаруживали в истории нашей страны. Вот это и было основой в изучении данного предмета, вот в этом и закладывался Бессмертный полк. Правда, тогда об этом не думали, просто это было нашей судьбой.
    Вот так ненавязчиво старый,  мудрый воин заставлял нас, молодых, познавать мир. Равняться на ратные подвиги дедов и отцов. А в целом – любить свою Родину.
    В один год приехали с третьим курсом в учебный центр. Перед нами завершал свой полевой выход четвертый курс. Здесь они сдавали зачеты по некоторым предметам, участвовали в учениях и получали допуск к государственным экзаменам. Один предмет - полковника Прийменко.
Кто служил в армии, тот наверняка знает, как устроен полевой лагерь. Наш располагался на опушке березовой рощи. Несколько красивых деревьев росли между гнездами палаток, а остальное пространство  было открытым. На  второй и третьей линиях деревья не росли. Проложены  дорожки, которые со временем асфальтировали. Это стало огромной радостью для курсантов. До этого роты двигались по песку и поднимали целые облака  пыли. Дышать  нечем, сапоги покрывались толстым слоем. Работы по благоустройству лагеря выполнялись с удовольствием. Нам досталась задача – дерновать участки между гнездами палаток и дорожками.
    Но главную задачу по благоустройству городка выполнил другой человек. По приезду мы и не узнали местности. Вдоль дорожек были посажены молоденькие березки, и возле каждой стояла бирка с надписью: « В знак глубокого уважения к предмету «Военная история и военное искусство» и лично к полковнику Прийменко от курсанта Иванова». Подозреваю, что бирки эти появились уже перед самым выездом из центра выпускников. Ларчик просто открывался.  Очередная мысль пришла преподавателю в голову, и он решил улучшить экологию в отдельном месте. Получилось так, что сдача зачет проходила во время полевого выхода. Каждому отвечающему  задавался один и тот же вопрос:
- Товарищ курсант, а сколько деревьев Вы в своей жизни посадили?
    Чтобы не ломать голову и не напроситься на другие вопросы, все признавались, что ни одного. Но выражают готовность поучаствовать в улучшении экологической обстановки. Брали лопату, шли в лес за саженцем и лагерь украшался новым деревцем. На этом дело не заканчивалось. Каждый поливал свою березку, пока деревце окончательно не приживалось. По простым расчетам,  посажено порядка триста берез.
Я был в этом лагере спустя время и любовался тем, какой удивительный подарок для всех сделал этот офицер. Березовая роща поднялась, укрепилась и украсила места размещения палаток. Скромный и ненавязчивый вклад, а как душа радуется.
    Тем, кто окончательно по каким-нибудь причинам не поладил с начальником кафедры, предоставлялась еще одна возможность получить зачет. Ведь без него не допускали к государственным экзаменам. И тогда прощай звание, диплом и четыре года обучения. Конечно же, таких случаев не было в практике, и все знали, что зачеты будут сданы и на ГОСы все пойдут. Но процесс нарушать нельзя.
Последние дни для сдачи зачета по любимому предмету приходились на конец мая -  начало июня в училище. Все знали, как это происходило. Ждали. И радовались этой прекрасной картинке армейских будней.
В оговоренное время возле третьего учебного корпуса, останавливалась группа курсантов, которую возглавлял младший командир. На улицу приглашался начальник кафедры и происходил воинский ритуал.
Жарко. Курсанты одеты в парадную форму. На каждом подогнано все до мелочей. Погоны и шевроны свеженькие. Расстояния в элементах одежды все соблюдены до мелочей. Сапоги начищены до зеркального блеска. Головные уборы подобраны так, что смотрятся одной линией.
- Равняйсь! Смирно! Равнение на середину! Товарищ полковник, группа курсантов третьей роты представляется для сдачи зачета по предмету «Военная история и военное искусство" представляются. Разрешите возложение цветов?
   Все команды выполнялись образцово. Сержант  вытянулся в струнку. Головы курсантов в строю поворачиваются одновременно. Плечи расправлены, руки прижаты, подбородочки приподняты. Слышно, как пчела вокруг цветка на яблони вьется. Замирали все люди, что проходят мимо. Взгляд полковника скользит по лицам, по плечам, опускается к сапогам и не найдя изъяна обращается к сержанту. Твердо и четко
- Возложение цветов разрешаю.
Два шага направляющего в строй, очередная команда и группа начинает движение. До бюста маршалу Прошлякову возле управления всего 250 метров. Для кого-то это -  «всего». А для них сегодня «целых». Как ходили эти команды, каков был строевой шаг. Чеканить шаг четвертый курс умел.  Но это был особый случай. Схитрить не получалось. Аллея открыта на всю ее длину, на площадку выходят окна начальника училища. Да и как можно плохо идти, если смотрит все училище? Отделение идет, чеканя шаг. Нога поднимается высоко, носочек оттянут. Руки двигаются вперед, согнувшись под прямым углом, локоток вынесен. Назад – до отказа. Корпус наклонен вперед, подбородочек вверх. Кто не ходил строевым шагом, тот никогда не почувствует и не увидит красоты, которая дается с таким трудом.
Возле бюста выполняются все ритуалы, предусмотренные уставами. Здесь в окна смотрит  все управление. Это прохождение, конечно же, не предусмотрены в училищной программе, но никто не рисковал его запретить. Этим можно было только любоваться вместе со всеми.
   Группа двигается назад. Четкий шаг, вот только кителя между лопаток промокли от пота. Столь велико напряжение. Выполняются последние элементы строевой подготовки, и группа замирает перед начальником
- Товарищ полковник, возложение цветов к бюсту маршала инженерных войск Прошлякова произведено. Старший группы…
Опять острый взгляд отца командира. Все замерло. И люди в строю и окружающие ждут.
- Вольно.
По этой команде можно ослабить правую или левую ногу. Вот уж не угадали, ослабляют все именно левую. Строй качнулся и замер.
- Зачетки.
    Полковник Прийменко уходит в кабинет. Назначенный курсант несет ему зачетки, а участники ныряют в курилку, где снимают мокрые кителя и рубашки. Сдали!
    Это ли не исключительное воспитание в человеке его лучших качеств?
    Спасибо вам, наши Учителя! В  памяти вы останетесь людьми с большой буквы!


Рецензии
Здравствуйте, Валерий. Понравился Ваш рассказ, понравилось, что командир прививал порядок, а значит воспитывал порядочных людей, прививал патриотизм. Этого сейчас, думается, очень не хватает. Я служил в зенитно-ракетных войсках. По строевой гоняли, достаточно много, но не с фанатизмом. Больший акцент все-таки уделялся технологическим дисциплинам. Есть разница, нас не готовили быть военными профессионально, на всю жизнь. С уважением, Ю.И.

Юрий Иванников   10.01.2018 16:32     Заявить о нарушении
А нам повезло. Мы учились в "кузнице офицерских кадров", которая стала родной на всю жизнь. Спасибо большое за хорошие слова. Удачи Вам!

Валерий Неудахин   10.01.2018 17:12   Заявить о нарушении