Служба государева
От синь окиян моря, по горам по долам по широким степям, к студеным озерам в круг озер дремуч бор.
В бору у озер деревня, солдату родина.
Случилось это давно? когда ещё молод был. В место усов пушок над губой. Да коса сажень в плечах, росту коломенская верста. На голове ни одной волосинки, все обрил барабанщик своею острой бритвой. От деда осталось в наследство досталось.
Когда наш молодец удалец вытащил короткую палочку, то был жребий. Палочки те держал староста деревенский со старостой рядом стоял воевода всем рекрутам смерть, два бывалых солдата гренадёра и молодой воин - барабанщик.
Не думал ни гадал, за девками бегал, одну догнал, теперь надо засылать сватов. А тут только светать стало в место песен петушиных барабанная дробь.
Беги скорее на площадь что у церкви, жребий тянуть. Может, выпадет случай, достанется и тебе короткая палочка, но коли не успеешь, жди следующего разу.
Хорошо постарался барабанщик, не жалел волчьей шкуры натянутой на барабан. Все пришли, ни кто не ушел в бор, хоть он рядом. Все что предначертано в плетении то и свершится. Всем кому досталось, коротка палочка подходил к батюшке просил благословение, получив благословение, подходил к старосте: просил прощение за шкоды и не послушания, староста в ответ, бог простит.
А после староста сажает его на березовый чурбак, да овечьими ножнями буйны кудри сымат. Дале новик к барабанщику подходит ждет, что далее с ним будя, барабанщик осмотрев нового острой бритвой дело начатое старостой доделывал не спеша.
Обритого под копыл отдавал воеводе а тот пристально всматриваясь в новика, задавал вопрос ; не сомлеваешься, не сомлеваюсь, отвечал новик.
Услышав такой ответ, с улыбкой наставлял молодца, топеря ты не живот, ты топеря смерть.
Иди к дядькам гренадерам, пущай они поведают, что им ведомо. А им ведомо как сухими выходить из воды живыми из огня . А когда надыть идти на слом, или на какую-то горушку подняться. Они пищаль свою несут словно палку. В руке держат дубовую веточку, которой перед собой помахивают, так они отгоняют от себя вражьи пульки.
Дело двигалось к вечеру новобранцев набралось цельный взвод. . Подойдя к ватаге воевода спросил; «Ну как с утра ни евши ни пивши стоять не присесть не прилечь, тяжело?»
«Не чего привыкнем» послышался не стройный ответ. «Ну и на том спасибо» молвил воевода, сказав это отпустил новобранцев просится со сродниками, батькой да с матушкой. «С петухами чтобы были здесь» Потом добавил; «С собой взять харчей на три дня пути, за. девками не забудьте побегать так для озорства но не более того чтобы вспоминали только по дброму. Последовала команда разойдись. .
Что тут случилось с новобранцами, точно кабели сорвались с цепи, все побежали к девкам, девки от новобранцев разбежались кто куда. Иные даже в бор, благо он рядом.
Когда все стихло, запела свирель за свирелью заголосили петухи, За петухами подала голос труба избранным, а те глаз не смыкали- котомки собирали. Матка норовит по боле, батька по мене, к утру сладили. Матка пирожков, батька вялено мясо, дед сало репчатый лук, бабка целебных трав да узелок родной земли.
Тут запела труба, теперь он не мамкин поскребыш, не батьки семя, он воин. Перекрестился новобранец на образа выбежал за порог. Батя встал под образа, матка подошла к окну, дед с бабкой вышли к прогону.
На площади у церкви полно народу. Девушки и парни кому не достался жребий. . Поспел наш пострел только его и ждали. Все спросил старосту воевода, все ответил староста, воевода повел такую речь. «Парни слушайте меня! Нет теперь у вас батьке, нет у вас матки, а есть у вас только я. ваш отец,
Кто на завалы с мною пойдет тому медаль надлежит. Ну а с медалью прямо в гвардию в стольный град к государю с государыней. Эх хорошо бы кто – то молвил в строю. Ну раз хорошо тогда слушай меня команда стройся, новобранцы встали за гренадерами образовалась колона, далее последовала команда барабанщик бей поход.
Послышалась тихая барабанная дробь, все замерли, что – то шевельнулось у каждого в груди. Шевельнулось то неведомое, что заложили в каждого родители при рождении.
Уходила деревенская рать прогоном смотря только в даль в неведомое. Долог путь у ватаги, не каждый вернется до девок.
Девки ждать не будут, за кого родитель просватает с тем пойдет под венец, чтобы славянскому роду не было переводу.
Но не всем такое счастье выпадает, иные девушки остаются не в удел и статью вышли с лица воду пей. Но не идут сваты, обходят стороной.
Таяла ватага на этом пути как весенний снег. Кого остановила башкирская стрела, когда он бегал за Емельяном Пугачевым, другие завяли на прусских штыках - стяжая славу государя Пруссии Фридриха Великого.
Тут остаток, надеется стал, может государь батька смилуется, отпустит ветеранов по деревенькам к девкам.
Но их воевода генерал Суворов позвал в итальянский поход, вам дорога в родные края, только через горы Альпы. Ветеранам не привыкать по горам лазать куда Суворов, туда ветераны.
Высоко завел их любитель по горам лазить, на пути ущелье, через ущелье мост. Но противник француз сдул этот мост, заминка получилась. Надо вперед нет ни жердочки с заду подпирают. Войско встало, воевода видит беда, не пускает француз русака к перевалу. «Ребята вон изба» Дал команду Суворов разбирать избу. Не успел воевода рукой махнуть, как ветераны первое бревно через пропасть перекинули. А Воевода солдат отец родной по бревнышку бежит, французу сабелькой грозит. За воеводой все русское войско. Не выдержал француз напору, отступил. Дорога свободная
Так шли до тех пор, покуда она кончилась, нет дороги, есть снежный склон, опять заминка. Воевода обратился ветеранам; «Некая невидаль, что ли с гор не катались ? все за мной». Воевода с горы и, ветераны кто на чем за Суворовым скатились с горы.
Ветераны осмотрелись, найдя своего радовались, только нашему молодцу удальцу не до радости один от ватаги остался.
Начальство отметило наградой всем медаль за переход по горам Альпам. Воевода Суворов, приказал выдать из казны всем по целковому, чтобы отметить эту победу.
Воеводе государь прислал генералиссимуса, заслужил. Ратный труд дорогого стоит. Когда отметили эту победу, воевода спросил ветеранов ну как ребята к девкам хотите? Нет ответили бойцы удальцы веди нас к государыне матушке. Пускай она на нас полюбуется, может кому не будь подмигнет. . На том и порешили к государыне матушке, так к матушке.
Только дошли до стольного града. Приказ от Государя, воеводу в имение, войско распустить по деревням. Государыня в слезы через слёзы вопрошала мужа своего Импиратора всия Русси; «Ты почто государь не пускаешь победителей в столицу?» . Государь ей в ответ; «Много войск много хлопот». Царица матушка перечить государю не стала он за все в ответе, промокнула синее глазки занялась делом дело государыни в руках пяльцы да иглу держать.
Нашему герою до деревни осталось только поле перейти ну вот она стоит на горах дома справные хозяева крепкие. Только один дом как - то врос в землю, в окошке из рыбьего пузыря свет лучины, здесь живет баба, хозяйства нет, значит живет одна.
Перекрестился солдат, собрался с духом, и не такое бывало, вошел в дом, у печи стояла женщина всем женщинам на зависть. Такой стати редко встретишь! Женщина, не оборачиваясь спросила чего надо, солдат набрал полные меха воздуху, да как пальнет словом; «Пышечку горячею», Женщина не отрываясь от своих дел поинтересовалось;« Что в замен дашь».
Солдату было чем ответить на этот женский интерес. Подбоченился солдат, покрутил ус, и важно сказал; «Шишечку стоячею».
Екнуло бабье сердце, Иван дождалась, что тут было кислы щи, а после кислых щей не до лучинных огней. Трудись солдат чтоб дом стал избою, чтобы в этом доме в красном углу стол. Над столом икона, под иконой за столом батька, у печи матка семеро на лавке, один в люльке, да тихо младший шепчет младшему; «Смотри братка, наша мамка опять гороху наелась».
Вот как бывает когда баба дождется любого.
Свидетельство о публикации №218010702046