Через Тернию - к Звезде Рождества

Сначала я хотела написать пародию на очередной шедевр замечательного деревенского пиита Валерия Кучеровв. Страница этого автора - клондайк для пародиста. Однако, взявшись за дело, понимаю, что очень многое интересного остаётся за кадром, а руки чешутся поделиться мыслями после прочитанного с коллегами по перу и читателями.
Итак, приступим к внимательному и вдумчивому изучению его мистической баллады "Рождество" из цикла «Поэт в деревне».

Пирог с капустой вынянчен,
Две рюмки грамм по сто...
Мы с бабой Нюрой нынича
Справляем Рождество.

Метель поёт за окнами,
Уж зА полночь давно,
А мы краснеем свёклами
За чаем и вином.

Ну что? Вполне реалистичная картинка быта в русской глубинке. В церкви этот праздник не все празднуют. Лишь бы выпить повод был и было что выпить, и желательно побольше. Судя по "красным свёклам", здесь с самого начала выпито немало, и Рождественский вечер обещает быть интересным. К тому же, как выясняется далее, до церкви несколько часов пешим ходом. А к паломничеству наши изнеженные цивилизацией современники непривычны.

Ворчат старухи местные:
- Ни звона, ни крестов...
До церкви, что в Опресново
Не меньше двух часов.

Но лирический герой Кучеровв проявляет чудеса стойкости и силы воли: он всё-таки ходил со своей собеседницей в храм.

Исколотые тЕрнами
Метельного куста,
Вчера на Повечерии
Мы славили Христа.

Вот так вот - буквально через тЕрнии к звезде Рождества! Далее автор описывает, как нелегко им дался этот духовный путь:

Снеговиками ставшие,
И слёз глотая слизь,
Иззябшие, уставшие
Насилу доплелись.

Стоп-стоп! Слизь слёз? Что-то новенькое... Слизистые выделения совсем из другой части тела и в простонародье их прозаически называют (пардон) соплями. Так же непонятно, как можно ИЗзябнуть. 'Озябшие' было бы правильнее, но к этому моменту я уже понимаю, что Валерий Кучеров лёгких путей не ищет!
Мытарства на обратном пути автор не описывает. Видимо, не желает повторяться.

А нынче, сердцем чистые,
Накрывши стол, вдвоём,
Приняв, и став речистыми,
Болтаем о своём.

Про сплетни и про вымыслы,
Про тяжкий сельский  труд,
Про то, как детки выросли
И как теперь живут.

Стоп, стоп, стоп!!!! "Сердцем чистые", очистившиеся молитвами, и снова сплетничать?! Вот так на Руси всегда: покаяться и тут же ещё больше нагрешить - святое дело!

Как шофер - Васька Плотников,
Порвал свой бюллетень,
Как бесы водят путников
В подобную метель...

Тут понимаешь, что дальше будет что-то из разряда деревенских ужастиков. И точно! Кучеров не жалеет стилистических красок, описывая дальнейшие события Рождественского сочельника в Опреслово.

Да вьюга за окошками
То свистнет гаммой  швов,
То бросит в стёкла  крошками 
Неразбериху слов...

И вдруг над партитурою
Щемящий душу звук,
Как будто деву юную
Заплёл в сетях паук!

Очевидно, что дева в сетях паука "Мухой-Цокотухой" Чуковского навеяна. Но! Как можно свистнуть "гаммой швов" и что это вообше такое, Валерий не поясняет. Наверное, для него это обыденное дело. Но читатели-то не в курсе!
А дальше ещё загадочней...

Как будто соло ведьмино,
Как будто ИЛа взлёт!
Пришельцы ли?  Соседи ли?
Да кто же так орёт?

Аналогия между пришельцами и соседями впечатляет. В самом деле, кто его знает, кто через стенку в соседней квартире живёт? Может, с Сириуса следить за нами прилетели... За других не ручаюсь, но деревенский пиит Валерий Кучеров объект для изучения весьма занятный. Я вот и то не удержалась. Хотя для Валерия я, судя по всему, тоже словно с другой планеты.
А автор всё сгущает краски, наводит ужас на читателя:

Как кошка, дверью сжатая...
Иль как на рану - йод...
Хоть, вроде, и поддатый я,
А всё же  жуть берёт.

В окне огни забегали
Откуда-то извне...

Точно - инопланетяне в гости пожаловали! Тарелка с мигалкой у избы! Огнями так и светится "извне", а в ней парочка пришельцев в полицейской форме. Конспируются, заразы... Не иначе как сосед с Сириуса своих вызвал!  Сирену полицейскую включили. Перепугали народ до смерти.

А баба Нюра белая
Тихонько шепчет мне:

- У Мишки ли у Жарова
Топерь жена родит?
Аль Бес какой пожаловал?
Поди-ка, погляди!

Любопытное предположение: "жена родит" и "Бес какой пожаловал". Совсем одно и то же! Если, конечно, не повторяются события мистического детектива "Омен". Но не в Рождество же! Это уже святотатство самое настоящее! Люди радуются, а деревенский пиит чуть в штаны не наложил от страха:

- «Поди»... Теперь не лето ведь:
Метель, темнища, глушь...
Застынет и омлет, и снедь...
Да  боязно, к тому ж...

Лирический герой Кучеровв ещё не знает, что именно его так напугало, а на борьбу с этим Нечто собирается словно в последний бой:

Пойду... Напялю ватник я,
Скажу себе: «Не трусь!»,
Ремнём широким стареньким
Потуже затянусь.

Морозится не гоже мне,
Как юному хлыщу:
Я шапку с верхом кожаным
На уши опущу,

Это, наверное, чтобы воя сирены не слышать...

В сенях надену валенки,
Перекрещусь, как Мень,
Возьму топорик маленький
И суну за ремень.

Встав на пороге вечности,
Молитвы в нос сопя,
Пойду спасать от нечисти
И Землю и себя,

Деревенский ниндзя в ушанке, с холодным оружием за поясом... Не знаю, как Вам, а мне тут реально страшно стало. Ведь неизвестно что этому чудику с бодуна на улице померещиться может!

О, Господи, помилуй мя
В твоё-то Рождество!

Как говорится, на самом интересном месте! Кто там выл и победил ли чудище инопланетное  (или вполне себе земное) лирический герой Кучеровв, автор не потрудился дописать. Интригу держит, гений. Весело Рождество на хуторе близ Опреслово празднуют... Обитатели гоголевской Диканьки нервно курят в сторонке. А главное дома! О чудесах в храме ни слова! Зато о галюцинациях после перепоя - поэма целая! И это действительно страшно. Без всяких там мистических ужастиков.

Описанные Кучеровым страсти обычно случались  на Руси на Святки - с Рождества по Крещение. Но сам праздник Рождества даже в старинных народных сказаниях светлый, яркий, возвышенный и никак не связан с разгулом нечистой силы.
Если бы в названии автор бы Святки указал, было бы логичнее.    


Рецензии