Страницы из её жизни

 Вера лежала в больничной палате дома престарелых и мысли о смерти всё чаще и чаще приходили ей на ум. Тело болело, голова кружилась, а пролежни не давали повернуться. Она с трудом потянулась за стаканом воды, который стоял на тумбочке, но правая рука плохо владела, стакан упал  и вода растеклась по грязному полу.
- Ну вот и не кому воды мне подать на старости лет- подумала она. Не нужна я не кому стала. Вошла санитарка и ворча стала подтирать лужу у кровати Веры грязной вонючей тряпкой.
- Дожилась  и стакан не удержала и слёзы потекли по старому морщинистому лицу. Вошел в палату врач с утренним обходом. Он тоже был пенсионером и почти всю жизнь проработал в этом богом забытом доме престарелых, но у него была семья и дети, которые его любили. Он вежливо беседовал со старушками и рассказывал все новости, произошедшие в жизни страны. Врач подошел а Вере, померил давление, успел рассказать о погоде и похвалил за хорошее давление и не плохое самочувствие.
- Пора вас выписывать. Давление у вас почти в норме и после обеда Вера оказалась в своей комнате Дома престарелых. Комната особо не отличалась от больничной палаты. На кроватях сидели и лежали старушки и обсуждали последнюю новость.
- Умерла Петровна и даже не мучилась, уснула и не проснулась- высказалась Софья Ивановна, а ей всего было семьдесят пять годков , могла бы и пожить. Вера понимала, что ей просто завидуют. Отмучилась и всё на этом свете и ушла. Да разве это жизнь в доме престарелых. Старушки доживали свой век , забытые самыми близкими людьми. Они не нужны были не кому и Вера это знала точно. К ним ни кто не приезжал и даже письма сюда приходили редко и все жили воспоминаниями о той жизни, которой они жили раньше. Шли дни. Одни старушки умирали и их хоронили на местном кладбище, а их место занимали другие, такие же не нужные близким пожилые люди. Каждый  раз, после очередных похорон, устраивали скромные поминки, а после делили вещи, что остались от покойника и так было всегда. В этот раз Вере отдали чашку и блюдце. Петровна любила эту скромную чашечку с рисунком в цветочек и предчувствуя скорую смерть просила отдать её Вере и старую исписанную тетрадь в клеточку, в которую она до самой своей смерти , что то записывала. Эту тетрадь ей подарила на восьмое марта библиотекарша и Петровна её берегла. Она умерла с ручкой и тетрадкой в руках. Утром её похоронили, а на её место поселили вечно всем не довольную толстую старуху. Как потом выяснилось, что она была генеральской вдовой. Муж давно умер, а замашки жить не отказывая себе у неё остались. Она потихоньку стала сдавать в комиссионки хрусталь  и ковры, а после почти за бесценок продала большую генеральскую библиотеку, которая была гордостью её покойного мужа. Продавала всё, что можно было продать и на  шикарную квартиру тоже нашлись покупатели. Она не прочитав документы их подписала и оказалась на улице без денег. Квартиру она подарила не знакомым людям. Сын, узнав об этом перестал общаться с матерью и она бродила по улицам и рассказывала всем, что она генеральская жена, но ей не верили и считали умалишённой. В начале зимы старуха оказалась в доме престарелых.
 Вера открыла исписанную ровным почерком тетрадь, одела очки и начала читать историю жизни женщины, которая прожила не совсем простую жизнь. Живём мы рядом с людьми бок о бок и не знаем о их жизни почти ничего. И Вера читала, то, что пережила  в своей не лёгкой жизни Петровна. Жизнь Петровны была почти похожа на жизнь многих  переживших тяжелые времена , но в отличии от Веры у неё где то жила дочь, которой старая и больная мать была не нужна. Вера читала тетрадь и стала не вольно вспоминать свою жизнь. Память пожилого человека отчётливо помнит все детали прошлого, но вспомнить, что было совсем недавно для многих становиться проблемой. Память уносила её в детство , юность и почти прожитую жизнь. Она отчётливо вспомнила себя, как она маленькой девочкой катается на трёхколёсном велосипеде во дворе. Платье в горошек и розовые атласные ленты в белокурых волосах, отец с петушком на палочке и голос матери, которая осталась в её памяти, молодой и красивой. Отец любил мать и они погибли в один июньский день под колёсами грузовика и слёзы выступили на её глазах. Водитель был пьяным и задавил не только родителей Веры, но еще одну пожилую женщину, которая тоже , как они спешила на выпускной в школу. Вера в тот трагический год окончила школу и получила аттестат.  Она ждала родителей, но они не пришли. Вечером от соседки Верочка узнает , что родители погибли и она стала сиротой. Наверно и могила заросла-  подумала она, прибирать на ней не кому. И снова память унесла её в прошлое.  Она устроилась работать почтальоном на почту и так и проработала до пенсии , разнося письма и газеты. Зарплата почтальона была не большая, но жить можно было. Это было за год до войны. Через год в жаркий июньский день дикторы по радио объявили о начале Великой Отечественной войны. В тот год Вере исполнилось восемнадцать лет и на её плечи легли не лёгкие испытания. Она по прежнему разносила письма и иногда за дверью слышала женский плач. В город стали приходить похоронки и её стали сторониться, боясь получить извещение о гибели близкого человека или повестку в военкомат.
- А в чём я тогда виновата была?- снова подумала  Вера. Во всём была виновата война. В их не большой сибирский город стали прибывать эвакуированные и их с каждым днём становилось всё больше. В её большую двухкомнатную квартиру подселили молодую женщину с двумя маленькими детьми. Откуда была эта женщина  Вера не знала, но понимала, что ей пришлось пережить многое, о чём она не рассказывала. Выдали продуктовые карточки и жить с каждым днём становилось тяжелее, но у этой женщины стали появляться консервы, хлеб ,сахар и чай. Вера терялась в догадках. Всем было жить тяжело, а тут такая роскошь.
- Верочка, а ты хотела бы так жить- поинтересовалась Катерина, намазывая ей большой кусок хлеба ароматной тушенкой. Она сглотнула слюну и не могла понять на что намекает  Катя. Есть хотелось всегда, а пайки становились всё меньше и Верочка подумывала пойти работать на завод, где выдавали рабочие продуктовые карточки и паёк был больше. И однажды она поинтересовалась у Катерины, что нужно делать, что бы не умереть с голоду и она ей ответила.
- Да ни чего. Просто любить.
- А это как?- удивилась Верочка.
- А у тебя, что ни одного мужика не было?- в свою очередь поинтересовалась Катя.
-Нет не было- честно призналась она.
 Она всю ночь вертелась в кровати и думала, вспоминая хлеб с ароматной тушенкой.
А кому моя девственность нужна? Пересплю с мужиком , еда будет, а так скоро от меня один скелет останется. Утром пришла с работы Катька и Вера согласилась на её предложение.
- Ну и отлично.  У меня на примете есть один офицер. Он тебя за это хорошо отблагодарит. Вечером Катька причесала Веру, дала ей своё нижнее бельё, а сама с детьми ушла гулять на улицу. Через полчаса в дверь постучали и девушка увидела на пороге симпатичного не молодого офицера. Он прошел в комнату, достал паёк и бутылку красного вина. Вера волнуясь вытащила из шкафа бокалы и поставила их на стол. Он налил вино и они не торопясь выпили. У девушки с не привычки закружилась голова, а мужчина включил патефон и пригласил её танцевать. Он стал её настойчиво и грубо целовать, а после она почувствовала, как его не терпеливые руки полезли ей под платье. Верочка дрожала от страха, а мужчина стал более настойчивым. Ей хотелось оттолкнуть этого противного мужика и убежать, но было поздно. Его не терпеливые руки мяли её грудь и стали буквально срывать с неё всю одежду и она оказалась в его объятиях на старом диване. Сильная боль пронзила её тело и он без жалостно вошел в неё. Он был похож на зверя, который удовлетворял свои инстинкты. Без эмоций и нежности и, что Верочка от него слышала было для неё  шоком
- Потерпи. Что от тебя убудет- твердил он ублажая свою похоть. Через полчаса он получил удовлетворение и лежал рядом с Верой прикрыв своё тело одеялом.
- А если, я от тебя забеременею?-шёпотом спросила девушка.
- Ты, что дура? Это твои проблемы, а не мои и он стал не торопясь одеваться. Вера лежала на диване и плакала. На простыне остались следы потерянной девственности. Через час вернулась Катька с детьми и посмотрев на то, что оставил офицер осталась довольна.  Для первого раза совсем не плохо- сделала она вывод. На столе лежали продукты и деньги. Утром Верочка пошла на работу и разносила письма и газеты,  всё время думала, как я могла продать себя ? Но , что  произошло то и произошло и обратно дороги нет. через пару дней Катька тоже принесла продукты, а на рынке выменяла на тушенку для Веры симпатичное платье, туфли , кружевное бельё и чулки. Она нарядила Верочку и своим выбором осталась довольна. Девушки отправились в городской сквер. Они гуляли и разговаривали о войне. Немцы приближались к Москве и вся страна переживала за исход войны. Ходили слухи, что скоро фашисты дойдут и до Сибири.
- Я фашистскую оккупацию пережила и это было страшно. Много женщин и детей расстреляли фашисты, только за один день оккупации и она стала рассказывать Вере, что ей пришлось пережить и как она случайно выжила. На глаза Катерины  навернулись слёзы и Вера разглядела на её шеи страшный шрам, который подруга всегда прикрывала косынкой.
 Нас всех загнали в сарай и первой мыслью было, что сожгут заживо. Умерать не хотелось и страх перед смертью становился сильнее. Но полицаи нас стали выводить по одной и насиловать на грязном матрасе. Фашисты не принимали участия в этой оргии, а только смеялись, фотографировали и расстреливали женщин, которые оказывали сопротивление. Полицаи развлекались, а немцы  кричали шевелись сука, шевелись, повторяя фразы полицаев.  Они насиловали и маленьких девочек. Меня вытащили почти последнюю . Полицаи были пьяными  и мне повезло. Уже темнело и на мне уснул полицай. Я воспользовалась моментом и сбежала. Позже  узнала, что всех женщин расстреляли и только я осталась жива и бежала через лес не разбирая дороги и мне было всё равно, что будет со мной завтра. Я выжила в этом аду. Стало темнеть и в лесу был слышен плач детей и я подумала, что начались галлюцинации. Я явно слышала плач и он становился всё сильнее и отчётливее . В лесу плакали дети и я их нашла на опушке рядом с трупом матери. Я забросала тело женщины осенней листвой, взяла вещи , сумку с документами и увела детей от этого страшного места. Три дня плутали по лесу и вышли на партизанский отряд. Меня и детей накормили и отправили в тыл. Дети называли меня мамой и документы у меня на них были. Детей я полюбила всей душой и жила только ради них. По ночам мне часто снятся женщины и девушки из того сарая, которые погибли и они просили меня жить за них. И нужно было жить, а вернее выживать. Дети росли, а пайки были маленькими и голод всегда был рядом. Он преследовал и заставлял перешагнуть через принципы.
 Катя гуляла с детьми в парке и заметила, как один из солдат внимательно наблюдает за молодыми женщинами. Она отправила детей домой , а сама подсела к нему на скамейку. Слово за слово разговорились и парень предложил прогуляться по парку. Катерина не заметила как оказалась в кустах, а он без стеснения стянул с неё трусы и начал насиловать. Катя с ужасом вспомнила тот сарай и крики фашистов Шевелись сука, шевелись. Он встал, застегнул ширинку , бросил на траву свёрток и ушел не оборачиваясь в её сторону. Катерина сидела на траве и плакала. Из свёртка выпали продукты, а она не сразу поняла, что это плата за животный секс. Вот тогда она угостила Веру хлебом с тушенкой, заработанным таким вот образом. Тогда Катерина сделала для себя вывод, что все мужики кобели и спустя много лет она изменит своё мнение. Катерина встретит свою любовь и проживёт счастливую и долгую жизнь. Шла война и они пережили голод и разруху страны. Наступил долгожданный День Победы. Подруги были счастливы. Они пережили страшное испытание в своей жизни. В то время, каждый выживал , как мог. Мужики возвращались с войны и только Вера ни кого не ждала. Катерина жила по документам женщины, которая погибла в лесу и боялась, что если она расскажет правду, то попадёт в тюрьму, а дети окажутся в детском доме. Вера и та не знала, что подруга живёт по чужому паспорту. Время шло. Страна залечивала раны войны и люди разыскивали своих родных и близких. В тот день Катерину вызвали в милицию и она боялась, что её посадят и с ужасом пошла в отделении милиции. Ей показали письмо из которого ей стало ясно, что её и детей  разыскивает муж Карасев Павел. У Катерины проверили документы  и убедились, что она является женой Павла. Через  неделю в их город приехал Павел Карасев. Катерины не было дома и Вера увидела в дверях не знакомого мужчину.
-Добрый день. Катерина Карасева здесь проживает?- вежливо поинтересовался он и  Вера почувствовала, как он волнуется.
- Катя на работе. Вы проходите. Она скоро вернётся.
 Павел сидел на кухне  и ждал жену.
 Пришла с работы Катя и он не мог в ней узнать свою жену. Она  не была на неё похожа. Из школы вернулись дети. Детей он узнал сразу. У Серёжки был шрам на лбу, когда он маленьким упал со стула, а Леночка, хотя и подросла, стала похожа на свою мать, а Катя нет.
 Это не его жена. Дети его, а жена не его.- думал он. Павел достал единственную фотографию и внимательно разглядывал, то Катю, то жену на фотографии.
Как ты изменилась за это время. Тебя трудно узнать, а Катя смотрела на него и боялась рассказать всю правду. Павел понравился Катерине и  она рассказала ему всю правду.  Рассказала о том , как нашла детей в лесу и как выбиралась с ними из леса и не забыла рассказать в каком страхе жила все эти  годы. Павел молча выслушал рассказ и не мог поверить, что молодая женщина смогла спасти его детей от смерти и не сдала в детский дом  и даже Вера была потрясена от услышанного. Она была уверенна , что Серёжа и Леночка дети Катерины. Павел простил Катерине подлог документов и Катерина навсегда осталась Карасевой. Спустя пол года Катерина стала женой Павла. В Загс они не пошли в паспорте и так было написано, что она его жена. Павел и Катерина работали на заводе и им выделили отдельную двухкомнатную квартиру и они съехали от Веры. Она радовалась счастью подруги, но сама так и не вышла замуж. Ей предлогали выйти замуж, но она вспоминала того офицера и желание сразу пропадало. Вера мечтала о любви, но ей попадались мужики, которым нужна была женщина на вечерок. Вера работала почтальоном и всю жизнь разносила почту. Детей у Веры не было. То, что она боялась случилось в тот далёкий день. Утром Вера почувствовала себя плохо и подумала, что от недоедания. Её рвало так, что она не выходила из туалета и Катерина поняла в чём дело. Вера забеременела от того офицера. Это была расплата за тушенку и деньги. Она плакала, а Катя её утешала. В войну женщины  рожали от мужей, но быть матерью одиночкой был позор. Катя с утра ушла и вернулась с пожилой женщиной. Что бы выжить эта женщина делала аборты на дому. Катерина ей отдала золотой перстень, который нашла  в сумочке умершей в лесу женщины. Веру положили на стол и женщина начала своё привычное дело. Катерина держала Веру и страшная боль рвала её тело из нутрии. От боли Вера потеряла сознание, а когда очнулась всё уже было сделано. Аборт прошел с осложнениями и она еле выжила. Высокая температура и заражение крови медленно её убивали, но Катерина поила её настойкой из травы и подруга стала поправляться. Годы шли и Веру с почётом проводили на заслуженный отдых. У Катерины подрастали внуки и её семейная жизнь шла своим чередом и Только Вера доживала свою жизнь одна. Стали болеть колени и она совсем ушла с работы. Оставшись дома женщину стали донимать болячки и она всё чаще стала ходить в поликлинику, хотя в душе и понимала, что от старости не убежишь. Сидя в бесконечных очередях к терапевту она становилась свидетелем разговоров пациентов, таких же стариков,  как она. В один из таких дней к ней в поликлинике подсела Петровна и поделилась своими планами на жизнь.
- Я Верочка комиссию обхожу. Хочу в дом престарелых пойти. Тяжело мне одной жить стало. Ни кому я старая не нужна.
- Но у тебя дочь была. Да я свою дочь десять лет не видела. Знаю от знакомых, что она не плохо живёт. Магазин держит, а я копейки считаю. Петровна всю жизнь работала в школе и выучила многих ребят, но свою дочь так и не научила уважать старость. Петровна тяжело вздохнула и слеза потекла по морщинистой щеке. Вера и предположить не могла, что встретится  с ней в одном доме престарелых. А теперь от Петровны осталась исписанная мелким почерком тетрадь и кружка, которую ей подарили ученики на восьмое марта. Аккуратным учительским почерком она описывала свою жизнь. Осторожно, как будто боясь сделать ошибки или написать не нужное слово она исповедовалась перед людьми, а может и перед собой. В этой тетради она просила прощение у всех, кого сделала не с частными и не забыла даже свою дочь. На первой странице крупными печатными буквами было написано Простите за то, что я жила. Это заинтересовало Веру и она надев очки стала читать.  Жизнь Петровны прошла у Веры на глазах и ей стало интересно за, что она просит у людей прощения. Вера снова начала перечитывать , что писала Петровна и чем дальше она читала , тем больше понимала, что не такая простая жизнь была  у Нины Петровны. Вера и Нина жили в одном доме и ходили в один класс. Особой дружбы  между ними не было , но в школу и из школы всегда уходили вместе и иногда вместе делали домашние задания. У Нины был свой мир , в который она не пускала Веру. Она ей не рассказывала про свои девичьи секреты , да и родителей Нины Вера никогда не видела. Нина приехала с бабушкой из другого города и всех подробностей их жизни Верочка не знала. В тот далёкий роковой день под колёсами машины вместе с родителями Веры погибла и бабушка Нины и они стали сиротами. Вера читала дневник.
 Я опять осталась одна. Моих родителей расстреляли, как врагов народа в тридцать седьмом, но благодаря бабушке я не попала в детский дом. Я не знаю всех подробностей, но мне страшно. Я дочь врагов народа и от одной только мысли у меня мурашки по всему телу. Бабушка меня успокоила и сказала, что я живу по чужой метрике. Метрика принадлежала умершей в детском доме сироты. Какое моё настоящее имя я не знаю. Бабушка так мне и не рассказала, за что расстреляли моих родителей, но она всё знала и молчала до самой своей смерти. Я окончила школу и нужно идти работать. В этой жизни приходиться надеется только на себя .А я мечтала поступить в педагогический институт и выучиться на учителя немецкого языка. В моём роду наверно были интеллигенты и немецкий я знаю лучше, чем русский. И откуда у меня тяга именно к немецкому языку.  В школе учителя поражались моим успехам в изучении немецкого языка, а по русскому я училась на тройки. Моя бабушка в совершенстве владела немецким языком и с учителем немецкого изъяснялась только по немецки , исправляя его ошибки в устной речи .
 После гибели бабушки мне удалось поступить в педагогическое училище, а мечту об институте я оставила на потом. Мне платили не большую стипендию и кормили бесплатно в столовой, как сироту. Я проучилась год и началась война. В тот июньский день я поехала с подругой к её родителям на Украину. Путешествие мне доставляло удовольствие. Я ни когда не была в других городах и это было моё первое путешествие. На полустанках мы видели плачущих людей и не предали этому значения, пока не услышали, что началась война. Поезд разбомбило и я бежала вместе с другими людьми. Везде слышались крики и стоны умирающих людей. Наташка упала и не встала и из её головы вытекала кровь и я осталась одна. Я брела вместе с другими измученными людьми по бескрайней украинской степи и думала о смерти подруги. В переди появились немецкие танки и все бросились  кто куда. Я бежала и боялась упасть, но силы окончательно меня покинули и только сильно хотелось пить. Я нашла не большой ручей и стала жадно пить и не заметила, что за мной наблюдают фашисты. Они меня грубо толкнули в воду, а потом мокрую и грязную привели  и заперли в старом сарае. В нём были женщины и маленькие девочки. Женщин выводили из сарая и насиловали,а кто сопротивлялся тех расстреливали. Меня вытащили из сарая и жестами приказали раздеться и лечь на грязный матрас.   Мне было страшно и жутко умирать молодой и я немецком языке обратилась к немцу с просьбой  сохранить мне жизнь. Офицер был поражен моим знанием немецкого языка и таким образом я избежала смерти. Он меня накормил и напоил кофе и я ему была благодарна, как дворняжка доброму хозяину. Он предложил мне поработать на Великую Германию и я согласилась. Перспектива погибнуть меня не устраивала. Я рассказала о расстреле моих родителей и гибели моей бабушке и он мне сохранил жизнь. Полицаи развлекались до тех пор, пока не сбежала одна из девушек. Это привело офицера в ярость и он приказал всех женщин расстрелять и мне пришлось переводить смертельный приговор.  Я была у Ганса переводчиком, а ночью я с ним спала и это мне нравилось. Однажды в штаб, где я была переводчиком приехал пожилой офицер. Он долго и внимательно смотрел на меня, а после вызвал к себе в кабинет  Ганса. О чём он с ним разговаривал я не знала, но Ганс попросил меня ни чему не удивляться и вести себя спокойно. Я вошла в кабинет и мужчина попросил меня раздеться и повернуться к нему спиной. Я выполняла  его приказ, а моя душа дрожала от страха перед смертью. Я отлично знала, что фашисты любят стрелять в спину. Одевайтесь- снова я услышала спокойный голос и от сердца у меня отлегло.  На спине у меня было не обычное родимое пятно в форме сердечка и  бабушка называла меня меченной богом. Он расспрашивал  о моей бабушке и моих родителях. На шеи я всегда носила кулон с фотографией моих родителей. Этот кулон мне подарила бабушка на выпускной  в тот самый роковой день и обещала рассказать всё о моих родителях, но не успела этого сделать. Она погибла и я так и не узнала про родителей. Этот немец  оказался моим дедом по материнской линии и он мне рассказал, что случилось с его дочерью и зятем и за что он так не навидит русскую нацию.  Родители мои были немцами. Мать звали Ева Шульц, а отца Отто Шульц. Они поехали в Россию строить железную дорогу в Сибири, но что то пошло не так и их расстреляли , как врагов народа. Бабушка  тоже поехала за дочерью в Россию и радовалась рождению внучки. После расстрела  бабушка раздобыла поддельные документы и уехала в захолустье, где и прожила до самой своей смерти. Дед показал фотокарточку, где моя бабушка молодая и красивая рядом с моим дедом и чем больше я узнавала, тем больше не на видела  людей, которые отобрали у меня родителей и бабушку. Дед и Ганс погибли под бомбёжкой в конце войны и я осталась одна. Оставаться в Германии у меня не было желания и в концлагере за не большую сумму мне выкололи номер и я вернулась в Россию, как пленная. В стране была полная неразбериха и я спокойно окончила педагогическое училище и преподавала в младших классах. Вышла замуж и  родила дочь, но муж умер от полученных на фронте ран и я опять осталась одна. Война с опозданием отобрала у меня человека, который меня любил и его не интересовало моё прошлое. Дочь выросла и уехала жить в другой город. По началу от неё приходили письма, но позже она перестала мне писать и наше общение свелось к нулю. Я дочери стала не нужна. Однажды в школу  на родительское собрание пришла Катя и она меня узнала. После собрания она подошла и поинтересовалась, как мне удалось выжить в том аду. Все тогда погибли, а ты осталась жива и я ей рассказала каким образом я осталась жива. Катя до сих пор винит себя в расстреле этих женщин и я её успокоила, что они всё равно бы все погибли  в лагере  от жутких экспериментов или их сразу  их отправили в газовые камеры. Я на это насмотрелась за всю службу на фашистов. Катя молча слушала и на душе было тяжело. Она не могла забыть тех женщин, которые погибли, как она считала по её вине.
 Дочь мне не пишет. Я старею и ушла с работы на пенсию. Давление скачет и сутками не встаю с постели и ни кому я не нужна. Знакомая помогла с домом престарелых и я с радостью согласилась. Дома помру не сразу хватятся, а там среди людей буду. Я вчера встретила Веру. Её в нашу комнату поместили и теперь нам будет, что вспомнить.
 Сегодня я плохо себя чувствую. Болит голова . Завтра схожу за таблеткой и заодно и к Вере загляну. Давно к ней не заходила.
 До утра Петровна не дожила. Она тихо умерла во сне с тетрадкой и ручкой, так и не закончив свой дневник жизни. Вера дочитала тетрадь до последней страницы и подумала
- А, что бы я написала о своей жизни. Что в моей жизни было хорошего ?  Я просто жила и все мои грехи останутся только со мной и она тяжело вздохнула по своей почти прожитой  жизни.


Рецензии