Писки Мах

Писки Мах

         Впервые я обратил внимание на это имя на каком-то, уже не помню, культурном мероприятии в Национальной библиотеке от импонирующей мне своей непосредственностью певицы Зульфии, спевшей песню на стихи довольно известного даргинского поэта, с которым почему-то до этого меня судьба не сводила.
         Намотав себе на ус странное словосочетание «Писки Мах» (тогда еще не зная, что это псевдоним), я решил при первом же удобном случае познакомиться с автором, чей талант так ценит несравненная Зульфия.
          Правда, как и где его разыскивать, мне было в ту пору невдомек. Все решил Господин Случай. Оказавшись по делам журналистским в Акушах, я, разыскивая редакцию местной газеты, был вынужден обратиться за помощью к группе мужчин, мирно беседовавших перед зданием районной администрации.
          Слово за слово, разговорились, я рассказал, что пишу стихи, перевожу, помогаю публиковаться начинающим и вдруг выясняется, что скромно молчавший неподалеку в течение моего спича невысокий усач и есть тот самый Писки Мах!
          Дабы не упустить такой шанс, я тут же выхватил свои блокнот и ручку, и без лишних церемоний приступил к исполнению журналистских обязанностей.
         Первым высказался глава сельской Администрации Магомед-Камиль Магоджедиев:
         - Я желаю нашему Писки Маху здоровья, счастья, творческих успехов. Он один из самых уважаемых людей нашего села. Я очень люблю его поэзию. Он пишет стихи о чести и достоинстве, о настоящей мужской дружбе, о порядочности внутренней и внешней. Его поэзия несет большой воспитательный заряд для молодежи, ненавязчиво учит – какими быть следует, а какими не следует. Если бы все наши люди старшего поколения так заботились о наставлении молодых, как Писки Мах, мы могли бы быть спокойны за будущее Дагестана…
          Следующим пожелал сказать слово о своем односельчанине Омаров Даудгаджи Айсамирзаевич, начальник станции защиты растений Акушинского района:
          - Писки Маха я знаю с детства, он ведь мой односельчанин, акушинец. Не раз дарил мне книги, я по-настоящему люблю его стихи, песни, есть у меня магнитофонные кассеты с записями выступлений Писки Маха. Очень уважительный человек, он дорог всем акушинцам. На всех свадьбах, встречах, торжествах – он самый почетный участник. Воистину народный поэт, хотя официального звания еще нет. Весельчак. Жена его, Патимат – очень приветливая женщина, гостеприимная хозяйка. Не так давно отмечали его семидесятилетний юбилей в районном Доме культуры, очень торжественно, и при этом тепло и непосредственно. Ничего не могу ему пожелать кроме самого хорошего – новых творческих успехов, здоровья, долгих лет жизни – от всего сердца…
         Ну и, наконец, очередь дошла самого виновника моего материала. То, что он озорник и весельчак, можно было понять по глазам: в них постоянно вспыхивали живые искорки, казалось, лицо его в любое мгновение готово зажечься язвительной или добродушной улыбкой – смотря по ситуации. Вот что он рассказал о себе:
         - Зовут меня Абдуллаев Магомед Магомедович. Родился второго мая 1933 года. Пишу с малых лет, свои песни пою сам. Начал печататься в 60-е. Было у меня пятеро детей, живы из них только двое. Сын окончил Одесский технологический институт, мясо-молочный факультет, а сейчас работает заместителем начальника на электроподстанции. Дочь работает в райсобесе. Первая моя книга вышла в 1986 году, называлась «Роса» («Маркка»). В 2000 году была издана вторая моя книга, «Акуша моя, Акуша», с помощью Нурайкади Курбановича Алиева, министра экологии нашей республики. Очень ему благодарен за поддержку…
         В общем, познакомились. Встреча оказалась не последней. Мой материал о нем опубликовали в «Махачкалинских известиях» и недвусмысленно дали понять, что заинтересованы в продолжении публикаций об этом воистину любимом даргинцами, и не только, поэте…
         Спустя два года, встретившись на узкой акушинской улочке, мы обрадовались этому, как старые друзья, и стали расспрашивать друг друга о житье-бытье:
          - Магомед, как поживаете с нашей прошлой встречи?
          - Спасибо, все хорошо.
          - Какие новости? Как здоровье?
          - Тоже нормально: успел за это время сделать операцию и поправиться после нее – улыбнулся он.
         - А как с новой книгой? Удалось издать?
         - Пока нет – развел он добродушно руками.
         - Кто-нибудь хоть обещал помочь?
         - Разговаривают много. Вы же знаете хякимов. Говорят красиво, а толку мало. А вы нашли спонсора для издания своей книги?
        Мне тоже пришлось с улыбкой развести руками:
         - Та же история, что у вас. Ничего, кроме пустых обещаний. Я хотел спросить: правда, что вы работаете в Даргинском народном театре?
        Он кивнул:
        - Да, режиссером.
        Я удивленно мотнул головой:
        - Вы ставите спектакли?
        Он пояснил:
        - Руководитель дает тему, я сочиняю стихи в ее ключе.
        - А как с зарплатой?
        - Платят неплохо.
        Я не ожидал этого, думал, держат на голодном пайке, и спросил:
        - А пенсию получаете?
        Писки Мах, немного огорчившись, молвил:
        - Да, но, к сожалению, минимальную – никогда не гонялся за «денежными» должностями. И жена так же, но нам хватает.
        Тут я задал животрепещущий для каждого поэта вопрос:
        - Ваши книги. Вы их дарите или продаете?
        Он, не задумываясь, ответил:
        - Пятьдесят на пятьдесят. Очень помогают друзья. Давали кто по пятьсот, кто по тысяче рублей за экземпляр. Как в ваших стихах: «Поэты всегда небогаты»… А сейчас приходят, просят продать, но ни одной книги уже нет.
        - Да, у меня то же самое с первой книгой, «Ростками Любви». Магомед, наш первый материал понравился читателям и редактор заказал у меня еще. Но он просил, чтобы я вас сфотографировал в каком-нибудь необычном ракурсе. И вот я встретил вас на улице, на простой дагестанской сельской улице – ничего особенного. Как нам порадовать шефа колоритным снимком?
         Писки Мах, недолго думая, сообразил:
         - Давайте, щелкните меня с пакетом в руках. Поэты тоже ходят в магазины, едят, пьют, спят и все прочее, как остальные люди. Иногда, правда, не спят по ночам, пишут стихи. Может быть, поэт с авоськой устроит вашего шефа?
         Я с улыбкой кивнул:
         - Еще как!
Так появилась фотокомпозиция в «Махачкалинских известиях» с интригующим названием «Поэт с авоськой»…
         … Много воды утекло с той поры. Больше мы не виделись, не знаю, жив ли он… На моей книжной полке стоит его книга «Х1яяла Рях1мат» («Благоденствие совести») с дарственным восьмистишием, написанным им для меня и озаглавленным «Сыну Адама». Сентябрь, 2009 г., добротная, в жестком переплете, страниц на четыреста – все-таки, не все хякимы болтуны, оказывается! И немного грустно глядеть на нее – поэты, поэты, как же вы ранимы и беспомощны в делах суетных мира дольнего! Живете на минимальную пенсию…

2003-2018

 


Рецензии